Рабочая программа "Говори правильно"
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_govori_pravilno_ispravlennoe.docx | 55.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат № 68 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
(далее ГБОУ ШИ № 68)
Утверждаю
ИО Директора ГБОУ ШИ №68
____________О.С. Ефимова
Приказ №_________от___________
Согласовано
на заседании Педагогического совета
Протокол №________от____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОДОД
«Говори правильно»
(общекультурное направление)
для 4 класса
Составитель: Ефимова О.С..,
Учитель-логопед ГБОУ ШИ №68
Санкт-Петербург
- Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
- Общая характеристика курса.
Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий (например: поступай так, как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества — признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданства и патриотизма — осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.
Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Цель: развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
- формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
- обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
- формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
- обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
- развитие самоконтроля детей за собственной речью;
- осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире;
- воспитание и уважение к нравственным нормам.
Формы организации внеурочной деятельности: игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.
- Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Рабочая Программа по внеурочной деятельности (ОДОД) рассчитана 3 раза в неделю по 3 часа, 34 учебные недели.
- Основное содержание курса.
Основным принципом коррекционно-развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания.
Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление — основная часть — заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.
Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению.
Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям: целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь); овладение содержанием; овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме.
Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Работа на заключительном этапе: «Письменная связная речь. Изложение. Сочинение» сформирует у учащегося необходимые умения для создания высказывания, и умения, необходимые для восприятия готового текста. При работе над изложением отработаются умения, связанные с восприятием и подачей содержания текста, при работе над сочинением -умения, связанные с созданием собственных текстов.
- Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- учебно-познавательные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. На достижение личностных результатов направлены задания:
- на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
- на анализ характеров и поступков героев;
- на формулирование концептуальной информации текста.
Младшие школьники получают возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к речевой деятельности;
- возможности реализовывать речевой потенциал, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на социальном уровне.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- оставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его в диалоге с учителем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков);
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму;
- составлять простой и сложный план текста, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- учиться критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции (взгляды, интересы), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Говори правильно» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся.
- Предполагаемые результаты в освоении программы.
Коррекционный курс | Минимальный уровень освоения коррекционного курса | Достаточный уровень освоения коррекционного курса |
Логопедические занятия | -умение выражать свои просьбы, желания; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -умение отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; -умение слушать сказку или рассказ; -составление простой фразы на основе предложенного рисунка; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста; - умение произносить чистоговорки, стихотворения с опорой на образец чтения учителя | -понимание содержания прослушанных сказок и рассказов, умение отвечать на вопросы по содержанию; -умение участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; -умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «гласный», «согласный»; -чтение текста вслух; -умение отвечать на вопросы короткими предложениями; -списывание рукописного и печатного текста; -деление слов на слоги; -запись под диктовку слов и коротких предложений. |
- Формы учёта результатов обучения.
Для оценки эффективности внеурочной деятельности курса «Говори правильно» используются следующие формы учета результатов обучения: диктанты, контрольное списывание, графическая работа, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, устный опрос, письменная и самостоятельная работы.
- Календарно-тематическое планирование.
С 05.09.2022 по 23.09.2022 (3 недели) проводится диагностика детей с целью определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
С 04.05.2023 по 26.05.2023 (3 недели) проводится диагностика на конец года с целью выявления динамики за период учебного года.
№ п/занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся (на уровне УУД) | Дата | |||
предметные | метапредметные | личностные | План. | Факт. | |||
1,2 | 6 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Составление предложений. Осень | формировать умения отвечать на вопросы полным предложением; последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, составлять простой и сложный план текста. | осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. | 26.09, 28.09 | |
3,4 | 6 | Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Урожай. Овощи. | 30.09, 03.10 | ||||
5,6 | 6 | Последовательный пересказ текстов от первого(третьего) лица по графическим (знаковым)схемам. Фрукты. | 05.10, 07.10 | ||||
7,8 | 6 | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Грибы. | 10.10, 14.10 | ||||
9,10 | 6 | Последовательный пересказ описательно- повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана рассказа. Ягоды. | 16.10 19.10 | ||||
10,11 | 6 | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок и слов- действий. Домашние животные. | 21.10, 24.10 | ||||
12,13 | 6 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Детёныши домашних животных | объяснение лексического значения слова; развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению; | составлять простой и сложный план текста. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, | самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ, ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности | 26.10, 28.10 | |
14,15 | 6 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Дикие животные | 31.10, 02.11 | ||||
16,17 | 6 | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Животные севера. | 04.11, 07.11 | ||||
18,19 | 6 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Деревья. | 09.11,.11.11 | ||||
20,21 | 6 | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. Моя семья. | 14.11, 16.11 | ||||
22,23 | 6 | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. Продукты питания. | формировать умения отвечать на вопросы полным предложением; последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, | выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; | 18.11, 21.11 | |
24,25 | 6 | Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. Мебель. | 23.11, 25.11 | ||||
26,27 | 6 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. Зима. | 28.11, 30.11 | ||||
28,29 | 6 | Устное сочинение по вопросам и картинке. Новогодний праздник. | 02.12, 05.12 | ||||
30,31 | 6 | Устное сочинение по опорным словам и картинке. Рождество. | составлять полные предложения; объяснение лексического значения слова; | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, | -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ | 07.12, 09.12 | |
32,33 | 6 | Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план- вопросы. Зимние забавы. | 12.12, 14.12 | ||||
34,35 | 6 | Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических (знаковых) схем, вопросов. Зимующие птицы. | 16.12, 19.12 | ||||
36,37 | 6 | Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических схем, вопросов. Одежда. | 21.12, 23.12 | ||||
38,39 | 6 | Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием предметных картинок, графических схем, вопросов. Профессии. | развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению; | составлять простой и сложный план текста. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, | -понимать причины успеха в речевой деятельности оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | 25.12, 28.12 | |
40,41,42 | 9 | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Части тела человека. | 09.01, 11.01, 13.01 | ||||
43,44,45 | 9 | Устное сочинение .Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план- вопросы, опорные слова. День Защитника Отечества. | формировать умения отвечать на вопросы полным предложением; последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, - составлять полные предложения | выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | 16.01, 18.01, 20.01 | ||
46,47,48 | 9 | Определение лексического значения слов. Мамин праздник. | 23.01, 25.01, 27.01 | ||||
49,50,51 | 9 | Определение и толкование лексического значения слов, употребляемых в контексте. Транспорт, правила дорожного движения. | 30.01, 01.02, 03.02 | ||||
52,53,54 | 9 | Однозначные и многозначные слова. Весна. | осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме | 06.02, 08.02, 10.02 | |||
55,56,57 | 9 | Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. Перелётные птицы весной. | 13.02. 15.02. 17.02 | ||||
58,59,60 | 9 | Омонимы. Школьные принадлежности. | 20.02 22.02 24.02 | ||||
61,62,63 | 9 | Этимология слов. Работа с этимологическим словарём. Космос. | объяснение лексического значения слова; развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению; | составлять простой и сложный план текста. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, | организованно и, добросовестно относиться к делу; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме | 27.02 01.03 03.03 | |
64,65,66 | 9 | Антонимы. Подбор антонимов к слову. Рыбы. | 06.03 10.03 13.03 | ||||
67,68,69 | 9 | Нахождение антонимов в тексте. Животные жарких стран. | 15.03. 17.03 20.03 | ||||
70,71,72 | 9 | Синонимы. Подбор синонимов к слову. Майские праздники. | 22.03 24.03 27.03 | ||||
73,74,75 | 9 | Пословицы и поговорки. | формировать умения отвечать на вопросы полным предложением; Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план | выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ | 29.03 31.03 03.04 | |
76,77,78 | 9 | Прямое и переносное значение слова. | 05.04 07.04 10.04 | ||||
79,80,81,82,83,84,85,86 | 24 | Повторение материала за год, подведение итогов. | 12.04 14.04 17.04 19.04 21.04 24.04 26.04 28.04 |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Развитие и коррекция сенсомоторных функций речи.
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, графо-моторных навыков.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь www.Padaread.com | Мет. Матер. в электр. виде |
2 | Шнуровки | Дид. пособие |
3 | Мозаика | Дид. пособие |
4 | Пазлы | Дид. пособие |
5 | Массажные мячи | Дид. материал |
6 | Рисуем по клеточкам (2ч.) | Раб.тетрадь |
7 | Волшебный мешочек | Дид. пособие |
8 | «Веселые клеточки» www.liveinternet.ru | Дид. игра |
9 | Конструктор | Дид. игра |
Развитие ВПФ и пространственно-временных представлений.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. www.klex.ru | Мет. Матер.в электр. виде |
2 | Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. | Мет. Матер. |
III | Коррекция нарушений фонемного распознавания. | |
№ | Содержание | Примечания |
1 | Профили артикуляции звуков. | Дем. Матер. |
2 | Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной речи. www.nsportal.ru | Дид. матер. |
3 | Мазанова Е.А. Коррекция акустической дисграфии. | УМК |
4 | Юрова Е.Я. Коррекция письменной речи. www.pedlib.ru | Дид. матер. |
5 | «По дорожке слов». | Дид. игра. |
6 | «Веселый футбол». | Дид. игра. |
7 | «Домики для звуков» | Дид. игра |
8 | Фонетическое лото «Звонкий - глухой» | Дид. игра |
Коррекция нарушений процессов языкового анализа и синтеза.
№ | Содержание | Примечания |
1 | «По дорожке слов» | Дид. игра |
2 | «Найди и прочитай» | Дид. игра |
3 | Обучающие карточки. Русская азбука | Дид.пособие |
Коррекция оптико-кинетических нарушений.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Конструктор букв | Разд. Материал |
2 | «Узнай и обведи букву» | Разд. Материал |
3 | «Шрифты» | Дид. игра |
4 | Изографы | Дем. Матер. |
5 | «Узнаем буквы» | Дем. Матер. |
6 | Стилизованные буквы | Дем. Матер. |
7 | «Волшебная ниточка» | Дид. игра |
Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Муляжи «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Домашние и дикие животные» | Игрушки |
2 | Лото «Угадай животных» | Дид. игра |
3 | Домино «Фрукты» | Дид. игра |
Развитие связной речи.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной речи. | Дид. матер. |
2 | Пословицы, поговорки, стихи | Картотека |
Профилактика дизорфографии.
№ | Содержание | Примечания |
1 | Волина В. Русский язык. Учимся играя. www.twirpx.com | Мет. Литер. |
2 | Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы www.twirpx.com | Дид. матер. |
3 | Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку (1-2кл.) www.twirpx.com | Дид. матер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании»
Составлена для 3 класса на основе «Программы о правильном питании», М.: издательство «Нестле» «Олма-пресс», 2007 год. Допущено министерством образования Российской Федерации. Обучение вед...
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс
Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....
Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Учимся жить правильно и красиво"" для 1-4 классов.
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе....
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» составлена для 5 класса на основе «Программы о правильном питании», М.: издательство «Нестле» «Олма-пресс», 2007 год. ...
Рабочая программа по курсу "Правильное питание"
Внеурочная деятельность....