Рабочая программа коррекционного курса "Речевая практика"
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи, предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии, формирование умений необходимых для восприятия и передачи содержания текста, совершенствование умений письменного изложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_podgot_-_chetvyortyy_klassy.docx107.09 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

     

Рабочая программа коррекционного курса

«Речевая практика»

подготовительный - 4 класс

Пояснительная записка.

           Цель коррекционного курса: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, устранение пробелов в развитии устной речи, формирование умений свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствующие успешному усвоению АООП НОО, адаптации к условиям образовательной организации и личностному развитию обучающихся.

Основные задачи реализации содержания:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя;

    - развитие умения связно и последовательно излагать свои мысли;

    - предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии;

    - развитие умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепления навыка обозначения границ предложения на письме;

    - развитие инициативной  формы речи: умение самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;

    - формирование умений и навыков построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторения слов в предложении, нарушение порядка слов;

    - формирование умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

    - развитие умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

    - совершенствование  приемов мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;

    - формирование умений, необходимых для восприятия и передачи содержания текста и связанных с созданием собственного текста;

    - совершенствование умений письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии сюжетных картинок, сюжетной картинки), затем по памяти, и только после этого на основе слухового восприятия текста.

    В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области». Частота занятий 1 раз в неделю, форма организации – фронтальные занятия.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.   

Предметные результаты:

подготовительный, первый классы

     Обучающиеся  получат возможность:

- овладеть нормами словоизменения и словообразования различных частей речи, адекватно использовать предлоги;

- пополнить словарный запас;

- расширить представления и понятия об окружающем мире;

- совершенствовать умение строить связное высказывание, делиться впечатлениями об увиденном или услышанном;

     - научиться осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений;

     - научиться выделять слова из предложения, определять их последовательность и количество;

     - проводит сложные формы звукового анализа;

     -  различать как далекие, так и близкие  пары  фонем;

     - различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

     - правильно называть мягкие, твердые звуки в слове и вне слова;

     - знать способы их буквенного обозначения;

    - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

 - определять место ударения в слове.

второй класс

   Обучающиеся получат возможность научиться:

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью, от первого (третьего) лица по графическим схемам, с опорой на серию картинок, сюжетную картинку;

- выполнять выборочный, краткий, творческий пересказы;

- составлять самостоятельные связные высказывания, рассказы повествовательного характера, рассказы по вопросам и картинке;

- составлять сравнительные рассказы описательного характера с использованием графических (знаковых) схем;

- определять лексическое значение слов, употребленных в контексте;

- понимать значение однозначных и многозначных слов;

- находить в тексте и подбирать антонимы и синонимы к словам;

- употреблять синонимы для преодоления неоправданного повторения слов;

- понимать прямое и переносное значение слов, образные слова и выражения, фразеологизмы, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.

третий класс

    Обучающиеся получат возможность научиться в устной и письменной речи:

- детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений;

- навыку обозначения границ предложения на письме;

         - самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;

         - навыку построения связного высказывания без  аграмматизмов;

         - определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

         - передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

        - делить  текст по смыслу на отдельные части, выделяя  смысловые  опорные  пункты, составлять  план.

четвёртый класс

    Обучающиеся получат возможность научиться в устной и письменной речи:

        - осознавать, о чём следует писать, с какой целью надо об этом рассказывать;

        - как надо начать сочинение, как его закончить, какие части в нем выделить, в какой последовательности их расположить и т.д.;

        - определять признаки текста;

        - анализировать текст со всех сторон: содержания, структуры и речевого оформления.

Содержание коррекционного курса

В подготовительном и первом классах коррекционно-развивающая работа ведется в следующих направлениях:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляется одновременно, то есть на одном занятии идёт  работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

 Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под удалением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.

  Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в нулевом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся. В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом, преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.

Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.

Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы.

Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».

    Во 2 - 4 классах рабочая программа коррекционного курса включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика»,  «Предложение», «Текст»,  «Письменная связная речь» и  направлена на коррекцию устной и письменной речи обучающихся, профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии.

Основной принцип  -  одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия первого этапа обучения (подготовительный, 1-2 классов) включён материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится  методом устного опережения, так как необходимо  учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы  в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развёрнутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному учебному высказыванию в классе.

Предлагаемый материал первой части  учит анализировать литературный  текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы.

        Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

- целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемая детьми окружающая природа и жизнь);

- овладение содержанием;

- овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

        Коллективный языковой анализ текстов, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. На занятиях дети составляют  рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном плане развёрнутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.

        Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения. Предлагаемая система занятий позволяет количественно и качественно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся. наблюдая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного , неточного употребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии.

        В занятия разделов «Предложение», «Текст» (2-3 класс)  включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия раздела «Предложение»  формируют умения детально анализировать  и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме.  Одновременно развиваются инициативные формы речи: умения самостоятельно составлять  развёрнутые и краткие и неподготовленные  сообщения, ответы,  задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления,  повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

        Огромная роль  в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»).  Коллективный языковой анализ текстов, формирует умение определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, , соблюдая правила интонации, порядок слов, , используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы  мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Работа с деформированными текстами предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами и событиями.

        Программа раздела «Письменная связная речь» («Изложение», «Сочинение») - 4 класс, отражает направленность на формирование следующих групп умений: при работе над изложением отрабатываются умения, связанные с восприятием и передачей содержания текста, при работе над сочинением – умения, связанные с созданием собственных текстов. Умения этих групп тесно связаны между собой, так как и в первом и  во втором случае они направлены на один и тот же объект – текст, на одни и те же его стороны – содержание, построение, речевое оформление. Поэтому одной из задач данного раздела состоит в организации логопедической работы на занятии, при которой формирование умений, необходимых для восприятия и передачи содержания текста, способствовало бы формированию умений, связанных с созданием собственного текста.

        Изложения и сочинения раздела носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи педагога, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения, сочинения. Каждая новая тема планирования становится определённой ступенью в совершенствовании умений письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии сюжетных картинок, сюжетной картинки), затем по памяти, и только после этого на основе слухового восприятия текста. Коллективная подготовительная работа над планом, выделение опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: наличие заголовка, завершённость, тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определенной логической схеме, что совершенствует умение собирать и систематизировать материал для высказывания. Особую роль играет работа по редактированию текста, которая предполагает обучение анализу текста со всех сторон: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования написанного являются логическим продолжением уроков обучения написанию изложений и сочинений и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Тематическое  планирование

подготовительный класс

(кол-во занятий)

Звукопроизношение

Просодическая

сторона речи

Фонематические процессы

Лексико-грамматический строй

Связная

речь

Гласные звуки

1

Звук [а]

1 Формирование речевого дыхания, длительности

и плавности речевого выдоха.

2 Развитие синхронности речевого дыхания и голоса.

1 Развитие способности узнавать и различать

неречевые звуки.

2 Дифференциация речевых и неречевых звуков.

3 Развитие способности узнавать и различать

звуки речи по высоте и силе голоса.

4 Выделение звука из ряда других звуков.

5 Выделение ударного гласного в начале слова.

6 Выделение гласного звука в односложном

слове.

7 Практическое усвоение понятий «гласный —

согласный» звук.

1 Лексика:

«Наш класс»,

«Наша школа»,

«Дни недели», «Расписание. Режим дня».

2 Грамматика:

- составление словосочетаний с местоимениями: мой, моя, мои;

- различение вопросов кто? И что?- как вопросов о предмете

одушевленном или неодушевленном.

1 Составление простого

предложения с глаголами настоящего времени (по

картинке).

2 Составление связного учебного

высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению.

2

Звук [о]

3

Звук [и]

Дифференциация гласных [А-О-И]

Свистящие: [С], [С’], [З], [З']

4

уточнение артикуляции звука (С)

1 Развитие речевого дыхания:

- дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов;

2 Темпо-ритмическая

организации речи:

- воспроизведение простых ритмов (// - //), (/ - //- / - //);

- воспроизведение простых стихотворных

текстов в заданном темпе.

1 Выделение звука из ряда других звуков.

2 Определение наличия звука в слове.

3 Выбор предметных картинок, названия

которых включают заданный звук.

4 Различение

односложных и

многосложных слов.

5 Закрепление понятий «гласный — согласный» звук

1 Лексика:

«Наша школа», «Столовая (посуда, продукты)»,

«Спальня, мебель, спальные принадлежности, белье,

одежда)».

2 Грамматика:

- формирование навыка изменения числа имен

существительных

(доска - доски, книга - книги, стул -стулья);

- составление словосочетаний,

указывающих на

пространственное

расположение предметов

(тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.д)

1 Составление связного

Учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению.

2 Составление мини диалогов с использованием этикетных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания.

5

Уточнение артикуляции звука (С’)

1 Выделение звука из ряда звуков, слогов,

слов.

2 Выделение первого и последнего согласного звука в слове.

3 Практическое

знакомство с понятиями «твердый — мягкий согласный звук».

4 Различение

односложных и

многосложных

слов.

1 Лексика:

«Наши школа», «Игровая

Комната (игры, игрушки)» «Комнатные растения».

2 Грамматика:

- использование глаголов во множественном

числе (достань- достаньте, принеси- принесите,

измени - измените...);

- составление словосочетаний с личными и указательными

местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой, столько).

1 Составление простого предложения по схеме.

2 Распространение

предложений при помощи признаков

предмета (ясный, сухой, свежий, спелый и т.д.).

3 Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины).

Составление предложений по образцу,

данному педагогом (Сначала, а потом…)

6

Уточнение артикуляций, дифференциация звуков (С-С’)

1 Распределение

предметных картинок, названия

которых включают дифференцируемые звуки.

2 Определение

места звука в

слове (начало,

середина, конец).

3 Закрепление

понятий «твердый — мягкий звук»

1 Лексика:

«Осень», «Деревья и

кустарники».

2 Грамматика:

- составление словосочетаний

посредством предлогов

в, на, под, обозначающих местоположение,

направление (на столе, под стулом, в салатнице);

- составление словосочетаний:

признак + предмет

(спелый абрикос,

синяя слива, сочное яблоко, сладкие апельсины).

3 Словообразование:

(Листопад, соковыжималка, пылесос).

1 Составление простого предложения по схеме.

2 Распространение предложений при помощи признаков действия (ясно, сухо, свежо, холодно, дождливо и т.д.).

3 Сравнение предметов

по вкусу, по цвету (Лимон кислый, а апельсин сладкий. Яблоко красное, а слива синяя).

7

Уточнение артикуляции звука (З).

1 Развитие силы, высоты

и тембра голоса с использованием

игровых упражнений.

2 Формирование повествовательной,

вопросительной, побудительной интонации.

1 Определение наличия звука в слове.

2.Определение места звука в слове (начало,

середина, конец).

3 Закрепление

понятий «звонкий – глухой звук».

4 Различение

односложных и

многосложных

слов.

5 Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

6 Различение слов, близких по звуковому составу (дуб-зуб, губы зубы)

1 Лексика:

«Осень», «Осенние

работы в саду, огороде».

2 Грамматика:

- составление словосочетаний

с существительными мужского и женского

рода и глаголами

настоящего времени 3-го лица (заяц замер, зайчиха замерла)

- составление словосочетаний

с сущ. в винит. падеже

с предлогами в, на, под, отвечающими на вопрос

куда? (зреет на дереве, собираем в корзину, упало под яблоню).

1 Составление предложений на заданную

тему.

2 Распространение предложений при помощи слов, обозначающих время совершения действия (утром, вечером, осенью, весной и т.д.).

3 Составление предложений по сюжетной

Картине «Осень. Собираем урожай»

8

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (З-З’, С-З)

1 Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (за-зя, зо-зё,...).

2 Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости —мягкости.

3 Звуковой анализ одно- двухсложных слов без стечения согласных (зал,

зуб, коза)

4Воспроизведение слоговых

рядов из 2 слогов (са-за, су-зю,...).

5 Дифференциация звуков по

глухости - звонкости в прямых

слогах.

6 Звуковой анализ двусложных

слов из открытых слогов,

двухсложных

слов с закрытым

слогом (осы, зи

ма, лиса, сова,

завод, замок, си

няк, голос).

4 Различение

слов, близких по

звуковому со

ставу (суп-зуб,

коза-коса, розы-

росы).

1 Лексика:

«Осень», «Овощи, фрукты, ягоды».

2 Грамматика: составление словосочетаний с существительными в

предложном падеже с предлогами в, на (в значении

местонахождении предмета,

отвечающими на вопрос где?)

Составление словосочетаний

числительное + существительное

(один апельсин, два апельсина, пять апельсинов).

3 Словообразование:

(сухофрукты)

- образование качественных

прилагательных: ягода -ягодный, апельсин -апельсиновый, ананас - ананасовый.

1 Обучение вопросно-ответной форме общения:

- понимание предложных конструкций

выражающих поручение, приветствие, благодарность, приказание.

2 Составление диалогов по теме: в магазине,

на рынке (используя конструкции: «Сколько

стоит, сколько взвесить, пожалуйста, спасибо»)

Сонорные звуки [Л], [Л']

9

Постановка\ автоматизация\

уточнение артикуляции звука

(Л)

Развитие речевого дыхания:

- распределить

длину выдоха на

произношение

таблицы гласных и, э, а, о, у, ы;

- на выдохе произносить слоговые цепочки,

постепенно увеличивая количество слогов.

2 Упражнения

для формирования навыка фразового и логического ударения:

- выделение паузами, повышением голоса,

большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от

смысла высказывания

1 Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

2 Определение количества звуков, их последовательности в слове из 3-5 звуков без

стечения согласных.

3 Составление схемы слова из 2х слогов без

стечения согласных с выделением ударного слога (халат, молот, мелок, холод, пенал, укол, дятел, колун, бокал, белый).

4 Выбор слова к соответствующей графической

схеме.

Лексика: «Осень», «Птицы».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с существительными

мужского и женского рода и глаголами прошедшего

времени первого и третьего лица (лодка плыла, Николай плыл)

- с существительными в родительном падеже с предлогом у в значении принадлежности (у Клавы, у волка, у белки)

1 Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины).

Составление предложений по образцу, данному педагогом (Сначала, а потом .).

2 Составление предложений с глаголами в

настоящем и прошедшем времени: «плывет-плыл, бежит -бегал»

10

Уточнение артикуляции звука

(Л’)

1 Выделение ударного гласного в слове, последнего звука в слове.

2 Закрепление слогового

анализа слов из 2-3 слогов, с опорой на

гласные звуки.

3 Практическое закрепление понятий «гласный

— согласный» звук.

1 Лексика:

«Животные», «Домашние

животные».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с существительными в родительном падеже в значении отрицания (нет тополя, нет липы, нет льва).

3 Словообразование:

Лед - ледок - льдина -

льдинка - ледник – ледовый - ледяной - гололед.

1 Обучение ответам на вопросы где? куда?

2 Составление по вопросам учителя простых распространенных предложений,

содержащих обращение к собеседнику с просьбой, вопросом.

11

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Л-Л’)

1 Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов

(ла-ля-ла, лё-ло-лё...).

2 Дифференциация звуков по твердости — мягкости.

3 Сравнение звукового со

става слов (лук-люк, мел-

мель, угол- уголь, галка -

галька).

3 Преобразование слов за счет замены одного звука (галка – палка - полка, белка - булка).

1 Лексика:

«Наш город», «Транспорт».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с сущ. в тв. падеже без предлога в значении орудия или средства действия (подметал метлой, копал лопатой)

- составление

Словосочетаний местоим. 2-го лица + глагол

(ты бежал – вы бежали, ты шел-вы шли)

1 Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений «Приглашение гостей, представление себя».

2 Составление рассказа-описания дороги домой.

Шипящие звуки [Ш], [Ж], дифференциация свистящих - шипящих звуков.

12

Уточнение артикуляции звука (Ш).

1 упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения:

- воспроизведение слоговых цепочек со сменой ударения

(ША-ша-ша, ша-

ША-ша, ша-ша-ША).

2 Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми

отрезками.

3 Развитие силы, высоты и тембра голоса с

использованием

игровых упражнений (скажи голосом Маши, голосом Медведя).

Ведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющейся

гласной и ударением

(шА-шо-шу, ша-шО-шу, ша-шо-шУ,...).

2 Слоговой и звуковой анализ 2-3 сложных слов без стечения согласных (шина, ушиб, шорох, мешок, машина, малыши).

3 Составление схемы слова с выделением ударного слога.

4 Выбор слова к соответствующей

Графической схеме.

Лексика: «Наш город»,

«Магазин».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с существительными с суффиксами -ик-, -ек-, -к-

(уменьшительно -ласкательными);

- с существительными в дательном падеже без предлога в значении

адресата действия (напишу Мише);

- с существительными в

творительном падеже с предлогами под, над, за (над машиной, за шкафом, под вешалкой).

3 Словообразование:

(пешеход - пешеходный)

Составление по схеме простых распространенных предложений.

2 Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений по темам «В транспорте», «В магазине».

13-14

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (С-Ш)

1 Дифференциация звуков схожих по

акустическим. признакам:

• в прямых слогах;

• в обратных слогах;

2 Распределение предметных картинок, названия которых

Отличаются одним звуком (Машка - маска, башня- басня, крыша - крыса).

3 Преобразование слов за счет замены одного звука на другой.

1 Лексика:

«Наш город», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки»

2 Грамматика:

-соотнесение вопросов что делает? Что делал? со временем действия

(спешил - спешу, смешил -смешу)

- составление словосочетаний, обозначающих переходность действия на предмет (моет чашку).

1 Составление простых предложений по данной модели.

2 Составление коротких рассказов описаний

(по образцу): «Моя улица», «Мой дом».

15

Уточнение артикуляции звука (Ж)

1 Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

2 Составление схемы трехсложного слова с закрытым слогом в конце (мужичок, утюжок, ежонок, ежиный).

3 Подбор слов с заданным количеством звуков.

4 Составление слов из заданной последовательности звуков.

1 Лексика:

«Наш город», «Транспорт».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и

неодушевленности (вижу

жаворонка, вижу одежду,

вижу журнал)

- с существительными в родительном падеже без

предлога (нет жука, нет

журнала).

1 Вопросно-ответная форма: понимание вопросов, выработка умений кратко и полно

отвечать на них.

2 Составление рассказа-описания пути по схеме-плану (описание дороги домой).

16

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Ж-Ш)

1 Дифференциация звуков по глухости -

звонкости

• в прямых слогах;

• в обратных слогах.

2 Распределение предметных картинок, названия которых

включают дифференцируемые звуки.

3 Преобразование слов за счет замены одного звука на другой.

4 Звуковой анализ слов с

йотированной гласной в начале

1 Лексика:

«Зима», «Хвойные и лиственные деревья».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с сущ. в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из леса, сошел с поезда, отъехали от гаража, живет около школы);

- существительное в именительном падеже + прилагательное (пушистый медвежонок, колючий ёжик);

- местоимения первого лица + глаголы.

3 Словообразование:

(многоэтажный)

Лыжи - лыжня- лыжный -

лыжник

1 Составление и употребление простых распространенных предложений по сюжетной картинке.

2 Составление рассказов описаний по схематическому плану: «Сосна и елка», «Первый снег», «Признаки зимы».

17

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Ж-З)

1 Дифференциация звуков схожих по

Акустическим признакам:

• в прямых слогах;

• в обратных слогах.

2 Распределение предметных картинок, названия которых

включают

дифференцируемые звуки.

3 Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (зал-жал, залей-жалей, жевать - зевать).

4 Звуковой анализ слов с

йотированной гласной в начале (южный, язык,

ёжик)

1 Лексика:

«Зима на реке», «Дикие животные зимой».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний с существительными

орудийного значения и глаголами настоящего времени (подметает метлой)

- составление словосочетаний глагол + существительное в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (побежал к забору, прижался к стене).

1 Установление временной последовательности событий по серии картин (три картины).

2 Составление рассказов-описаний по схематическому плану. «Зима на реке», «Дикие животные зимой»

Сонорные звуки [Р], [Р']

18

Уточнение артикуляции звука (Р)

1 Развитие речевого дыхания:

- сочетать выдох с произнесением согласных звуков Т Р Р Р Р, ДРРРР..  2 Различение на слух типов предложений

(вопросительные, побудительные, повествовательные).

3 Упражнение на развитие тембра речи:

- звуковой окраски, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.п)

1 Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

2 Воспроизведение слоговых рядов из 3 прямых, обратных, закрытых слогов (ра-ро-ру, ар-ор-ур, ран-рон-рун, вар-вор-вур)

3 Определение последовательности звуков слове.

4 Слоговой и звуковой анализ 1-2 сложных слов со стечением согласных в начале слова (трава - дрова, трап -драп, . ).

1 Лексика:

«Зима», «Дикие животные зимой», «Зимняя одежда и обувь».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: с существительными в творительном падеже с предлогом с в значении совместимости или

Сопровождения (пирог с творогом, с курагой)

-составление словосочетаний: с существительными множественного числа с

окончаниями -ы(-и), -а (-я) и глаголами настоящего времени.

3 Словообразование:

(водопровод, кинотеатр).

1 Составление диалогов по темам: «В магазине одежды».

2 Различение вопросов что делает? что делал? как? Вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.

3 Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном.

19

Уточнение артикуляции звука (Р’)

1 Подбор слова с заданным количеством звуков.

2 Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (кепка - репка, печка - речка, море -горе, прятки - прялки).

3 Звуковой анализ слов с

мягким и твердым знаком (дверь, хорьки)

1 Лексика:

«Моя семья», «Мой дом»,

«Речевой этикет дома».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: числительное + существительное;

- с существительными в родительном падеже с предлогом и без предлога, в значении принадлежности

предмета или его отрицания (у пескаря, нет пескаря)

- с существительными в винительном и творительном

падежах единственного числа.

1 Составление устных высказываний о простых случаях из собственной жизни (с направляющей помощью).

2 Пересказ рассказа, сказки самостоятельно или по вопросам.

20

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Р-Р)

1 Дифференциация звуков по твердости

— мягкости.

2 Выделение

Ударного гласного в

слове, составление схемы слова из 2-3 слогов со стечением согласных (шрам, арка, репка, драка,

персик, крякать, хрюкать, дремать, кричать).

3 Определение звуков, стоящих перед или после

определенного звука.

1 Лексика:

«Моя семья», «Правила поведения в гостях и дома»,

«Семейные праздники».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: с существительными

в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в коробке, на коробке)

- с существительными с

суффиксами - ист-, -щик-, -чик-, -щиц(а)-, -тель-, -арь-

обозначающими лиц по роду их деятельности (строитель, тракторист, продавщица, пекарь).

3 Словообразование:

(водопровод, кофеварка, кофемолка, пароварка).

1 Распространение предложений по модели:

Солнце светит (как?) ярко. Солнце ярко светит (когда?) летом.

2 Сравнение предметов по вкусу, весу:

конструкция типа «варенье сладкое, а лекарство горькое».

3 Составление диалога: «За столом в гостях»

21

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Р-Л)

1 Дифференциация акустически сходных звуков

• в прямых слогах;

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

2 Определение звуков, стоящих перед или после

определенного звука.

3 Преобразование слов за счет замены одного звука или слога (ров- лов, малина - Марина).

1 Лексика:

«Моя семья», «Моя мама», «Восьмое марта».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: местоимение 2-го лица +

глагол (ты шел- вы шли, ты прыгаешь – вы прыгаете);

- с существительными в

Творительном падеже с предлогами под, над, за (за дверью, под стулом, над кроватью);

- с существительными в

различных падежах.

3 Словообразование:

(водопровод, кинотеатр,

ледоход, сельскохозяйственный, черноглазый, кареглазый, черноволосый).

1 Составление предложений по модели:

кто? что делает? где? как?

2 Понимание и употребление предложений,

выражающих приветствие, поручения, благодарность.

3 Составление связного высказывания по образцу: «Поздравление для мамы».

Аффрикаты Ч, Ц, Щ.

22

Уточнение артикуляции

Звука (Ч)

1 Речевое дыхание:

на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов.

2 Темпо-ритмическая организация речи:

- ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания;

-чередование ударных и безударных слогов.

3 Интонация:

- интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и короткие стихотворные отрывки с

отработанными звуками.

1 Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющимся

ударением (ча-ча-чА, ча-чА-ча, чА-ча-ча).

2 Звуковой анализ 2-3х-

сложных слов со стечением согласных

(внучок, значок, громче, мягче, тапочка, выпечка,

тайничок).

3 Звуковой анализ слов с

йотированными гласными в начале слова, после гласной, после мягкого знака, после согласной.

1 Лексика:

«Весна», «Дикие животные весной», «Птицы весной».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: с существительными,

обозначающими детенышей животных (с суффиксами - онок-, -ёнок-);

- с существительными с

суффиксами -ик-, -ек-, -к-, -очк-, -ечк (уменьшительно-ласкательные);

- числительное + существительное, указывающие на

количественные отношения и признаки предмета по счету (первый листочек, второй листочек, пятый листочек; два листочка, пять

листочков).

1 Пересказ текста самостоятельно или по вопросам учителя.

2 Чтение коротких текстов с окнами (методика Г.Эббин пауза): использование

грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения.

23

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Ч-Т)

1 Выделение заданных звуков из ряда других.

2 Распределение предметных картинок, названия которых

Включают дифференцируемые звуки.

3 Составление слов из данных вразброс слогов.

4 Подбор слова к данной звуковой и слоговой схеме.

1 Лексика:

«Весна», «Растения весной», «Труд людей весной».

2 Грамматика: составление словосочетаний:

- с существительными в

род. падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из чащи, отъехали от озера, спустился с пригорка, живет около села);

- с существительными

множественного числа с

окончаниями -ы(и), -а (я) и глаголами настоящего

времени (распускаются листья, листочки, тают снега, сосульки, зеленеют поля, травы).

1 Составление простых распространенных

предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения.

2 Составление рассказа-описания сравнение деревьев, кустарников,

травянистых растений.

24

Уточнение артикуляции\ дифференциация

звуков (Ч-С)

25

Уточнение артикуляции

звука (Ц)

1 Развитие силы и

продолжительности выдоха:

- проговаривание

пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе.

2 Темпо-

ритмическая организация речи:

- ускорение и замедление речи в зависимости от содержания

высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

3 Интонация:

- использовать паузу для интонационной

организации речи

1 Определение наличия звука в слове.

2 Слоговой и

звуковой анализ слов со

стечением согласных.

3 Выбор графической

схемы к слову.

4 Составление слов из данных вразброс слогов.

1 Лексика:

«Моя Родина - Россия».

2 Грамматика:

Составление словосочетаний:

- с существительными в дательном падеже с предлогом к в значении

лица или места, к которому направлено действие (подошел к цветку, к птице);

- с существительными с

суффиксами - ица-, обозначающими лиц

женского рода по виду их деятельности (художница, школьница, учительница)

1 Распространение предложений по вопросам.

2 Составление предложений с заданными предлогами.

3 Составление, при помощи учителя, устного рассказа с использованием нескольких предложенных слов,

объединенных общей ситуацией.

26-27

Уточнение артикуляции\ дифференциация

звуков (Ч-Ц, С-Ц, Т-Ц)

1 Распределение предметных картинок, названия которых

включают

дифференцируемые звуки.

2 Дифференциация на слух существительных,

названия которых отличаются одним звуком (цапля- сабля, сцена- стена)

4 Составление слов из данных вразброс букв.

1 Лексика:

«Цветы и травы», «Насекомые».

2 Грамматика:

Составление словосочетаний:

- с существительными в

Творительном падеже с предлогом с, в значении совместимости или

Сопровождения (идет с учительницей);

- составление словосочетаний, обозначающих временные отношения (дворец строят - строили, огурец рос -растет, страус бежал -бежит).

1 Понимание и употребление предложений,

выражающих приветствие, благодарность,

поручение, просьбу.

2 Составление текста-повествования «Сезонные изменения в природе».

28

Уточнение артикуляции

Звука (Щ)

1 Упражнения для

формирования навыка фразового и логического ударения: - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла

высказывания.

2 Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений, игр-

драматизаций.

1 Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

2 Определение количества звуков, их последовательности в слове.

3 Определение порядкового номера звука в слове, линейной последовательности звуков.

4 Составление слов из данных вразброс звуков.

1 Лексика:

«Скоро лето»,

«Летний лес», «Летом на реке», «Рыбы»,

2 Грамматика:

составление

словосочетаний:

- с существительными с

суффиксом -ищ- в значении увеличения (волчище,

хвостище, ...);

- с переходными глаголами

(моет чашку), с глаголами,

указывающими на орудийность или средство действия (водит (что?) автобус, подметает (чем?) метлой).

1 Пересказ текста с опорой на план.

2 Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным;

о событиях в школе, дома.

29

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Ш-Щ)

1 Распределение предметных картинок, названия которых

включают

дифференцируемые звуки.

2 Дифференциация на слух существительных,

названия которых отличаются одним звуком.

3 Подбор картинки к заданной схеме слова.

1 Лексика:

«Части суток», «Летние развлечения».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: с существительными

с суффиксами -ист-, щик--чик-, -щиц(а)-, -тель-,

-арь-;

- существительное + прилагательное

Обозначающее временные отношения (утренняя свежесть, вечерняя прохлада,

летний день, осенние цветы).

1 Распространение предложений с помощью вопросов.

2 Составление сложно-подчиненных предложений с использованием союзных слов: потому что, поэтому.

3 Чтение рассказов с после текстовыми

упражнениями и пересказом.

30

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (С-Щ)

31

Уточнение артикуляции\ дифференциация звуков (Т-Щ)

32-33

Уточнение артикуляции\ дифференциация

звуков (Ч-Щ)

1.Дифференциация слов

идентичной слоговой

структуры, включающих

в себя йотированные

гласные (Любка - юбка, ямка -лямка).

2 Составление слов из данных вразброс букв,

слогов.

1 Лексика:

«Явления природы (Дождь, ветер, радуга)», «Мой дом».

2 Грамматика:

-составление словосочетаний: числительное + существ, указывающее на количественные

отношения и признаки

предмета по счету;

- с существительными с

суффиксами -ик-, -ек-, -к--очк-, -ечк-, -ищ-

уменьшительно-

ласкательные и в значении увеличения (кот- котик - котеночек- котище, дом- домик-домочек-домище).

1 Составление при помощи учителя устного рассказа с использованием

нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией.

2 Чтение коротких текстов с окнами (методика Г. Эббингауза):

Использование грамматической

формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения.

первый класс

Тема

Кол-во

часов

Звуковой анализ

1.

«Грибы».

1

Звук и буква А. Выделение звука из слова.

2.

«Овощи».

1

Звук и буква О.Выделение звука из слова.

3.

«Фрукты».

1

Звук и буква У. Выделение звука из слова.

4.

«Ягоды. Домашние заготовки».

1

Звук и буква А, О, У. Первый звук в слове.

5.

«Осень. Деревья».

1

Звук и буква А, О, У. Первый звук в слове.

6.

«Дикие животные».

1

Звук и буквы Ы. Последний звук в слове.

7.

«Дикие животные готовятся к зиме».

1

Звук и буква  Э. Последний звук в слове.

8.

«Перелетные птицы».

1

Звук и буква М. Начало, середина, конец слова.

9.

«Зимующие птицы».

1

Звук и буква Л. Начало, середина, конец слова.

10.

«Домашние животные».

1

Звук и буква Р. Начало, середина, конец слова.

11.

«Домашние животные и птицы и их детеныши».

1

Звук и буква Н. Начало, середина, конец слова.

12.

«Зима. Зимняя одежда».

1

Сонорные звуки М, Н, Л, Р.  Первый и последний звук в слове.

13.

«Зимние забавы. Новый год».

1

Звук и буква И .Звуковой анализ слов типа кит.

14.

«Человек. Части тела».

1

Звук и буква Я .Звуковой анализ слов типа яма.

15.

«Транспорт».

1

Звуки и буква Ю. Звуковой анализ слов типа юла

16.

«Транспорт. Правила дорожного движения».

1

Звук и буква Е.Звуковой анализ слов типа ежи.

17.

«Материалы и инструменты».

1

Звук и буква Ё .Звуковой анализ слов типа ёрш

18.

«Профессии. Строительство».

1

Буква Ь (смягчитель). Звуковой анализ слов типа конь

19.

Защитники отечества.

1

Звуки М-М. Звуковой анализ слов типа мак, мил

20.

Времена года. Календарь. Весна.

1

Звуковой анализ слов типа лук, лис

21.

Мамин день. Семья.

1

Звуковой анализ слов типа Нина

22.

Ранние признаки весны. Первые цветы.

1

Звуковой анализ слов типа рак, рис

23.

Электроприборы. Ателье.

1

Звуковой анализ слов типа плащ

24.

Весна в природе.

1

Звуковой анализ слов типа боты

25.

Труд людей весной.

1

Звуковой анализ слов типа шапка

26.

Космос.

1

Звуковой анализ слов типа плот

27.

Возвращение птиц. Насекомые.

1

Звуковой анализ слов типа диск

28.

Посуда. Продукты питания.

1

Звуковой анализ слов типа труба

29.

Животные жарких стран.

1

Звуковой анализ слов типа карп

30.

Наш город. Адрес.

1

Звуковой анализ слов типа тигр

31.

Наша страна. Столица России.

1

Звуковой анализ слов типа сокол

32-33

Обобщающее занятие по ранее изученному материалу.

2

Звуковой анализ слов типа филин

второй класс

№ п/п

Тема

Содержание работы

1

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений.

Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения – объяснение лексического значения слова.

2

Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова – действия.

3

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

Формирование умения последовательно пересказывать текст от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

4

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

Формирование умения пересказывать  текст описательного характера с опорой на графические схемы – части изображения предмета.

5

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

Формирование умения пересказывать тексты описательно-повествовательного характера с опорой на предметные картинки, сюжетную картинку, определять последовательность частей в тексте, составлять план текста и использовать составленный план при пересказе.

6

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных – слов действий.

Формирование умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова- действия.

7

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Формирование умения выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе.

8

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Формирование умения составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план при кратком пересказе.

9

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста,  собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

10

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста,  собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

11

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста,  собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

12

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Формирование умения строить связные высказывания по демонстрируемым действиям, определять и раскрывать тему текста, используя разнообразные языковые средства.

13

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

Формирование умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста.

14

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

Формирование умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме.

15

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства.

16

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана.

Формирование умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, используя разнообразные языковые средства.

17

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по картинкам с использованием графических схем, вопросов.

Формирование умения строить описание, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, используя прилагательные в описательном тексте.

18

Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических схем.

Формирование умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

19

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, используя разнообразные языковые средства.

20

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, с использованием вопросного плана и опорных слов.

Формирование умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

21

Определение лексического значения слова.

Формирование умения определять лексическое значение слова по толковому словарю.

22

Определение и толкование лексического значения слова, употреблённого в контексте.

Формирование умения определять лексическое значение слова по толковому словарю.

23

Однозначные и многозначные слова.

Формирование умения определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением.

24

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

Формирование умения узнавать слово по толкованию его лексического значения; учить работать с орфографическим словарём.

25

Омонимы.

Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии сего значением.

26

Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Формирование умения работать с этимологическим словарем.

27

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

Формирование умения подбирать антоним к словам различных частей речи.

28

Нахождение антонимов в тексте.

Формирование умения подбирать антоним к словам различных частей речи.

29

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Формирование умения подбирать антоним к словам различных частей речи.

30

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

Формирование умения подбирать синоним к словам различных частей речи.

31

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

Формирование умения подбирать синоним к словам различных частей речи, редактировать текст, устраняя повторяющиеся слова.

32

Прямое и переносное значение слова.

Формирование умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления.

33

Образные слова и выражения. Загадки.

Формирование умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений.

34

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.

Формирование понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», «пословица», «поговорка», осознание афоризма пословиц и поговорок.

третий класс

№ п/п

Тема  занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Обучение осознания предложения, как единицу речи, представляющее собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающих смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения выделять предложение из потока речи.

1

2-3

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных и побудительных предложений.

Обучение осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения анализировать интонацию предложений.

2

4

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Формирование умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме.

1

5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Развитие умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. Развитие умения составлять предложение по опорному слову с данным количеством слов.

1

6

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

Формирование умения составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов. Развивать умение распространять предложение.

1

7

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

Формирование умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту.

Учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования. Развивать слоговой анализ и синтез слов.

1

8

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Развитие  умения составлять  предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

1

9

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

Развитие  умения составлять  предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы. Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

1

10

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Обучение составлению связного текста из отдельных предложений.

1

11

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Формирование умения находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам.

1

12-

13

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями.

Обучение составлению сложносочиненных предложений из простых предложений, расчленению сложносочиненные предложения на простые предложения.

2

14

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.

1

15

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Формирование умения находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях; развивать умение грамотно излагать свои мысли.

1

16

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Формирование умения находить и исправлять речевые ошибки в предложениях; восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений, определять, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение.

1

17

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

Формирование умения собирать материал для рассказа путём наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание.

1

18

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Формирование умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия; учить выделять признаки связного текста, определять тему текста.

1

19

Текст. Основная мысль текста.

Формирование умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль.

1

20

Текст. Опорные слова.

Формирование умения находить опорные слова, понимать структуру текста.

1

21

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Формирование умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать деформированные тексты.

1

22

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Формирование умения замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений.

1

23

 Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

Формирование умения конструировать предложения и составлять из них текст; строить предложения, давая давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции.

1

24-25

Тип текста. Текст – повествование.

Формирование умения определять особенности текста – повествования, последовательность частей в тексте.

2

26-

27

Текст – описание. Характерные признаки текста – описания. Схема построения описания.

Познакомить с описательным текстом, схемой построения текста – описания; формирование умения определять особенности текста –описания, пересказывать текст по плану и опорным словам.

2

28-

29

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста – рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формирование умения определять особенности текста –рассуждения.

2

30

Составление плана текста с обозначенными частями.

Формирование умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему.

1

31-

32

Деление текста на части. Работа над планом.

Формирование умения определять тип текста; закреплять знания о схеме построения текста – описания, текста – рассуждения, текста – повествования; учить делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

2

33-34

 Редактирование текста.

Формирование умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста – описания, текста – повествования; познакомить с приемами редактирования текста.

2

четвертый класс

№ п/п

Тема  занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Установление связи заголовка с темой текста, составление предложений по вопросам, повторение признаков повествовательного текста. Написание изложения по вопросам.

1

2

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Установление последовательности частей в тексте, повторение признаков повествовательного текста. Написание изложения по плану и опорным словам.

1

3

Редактирование текста изложения.

Нахождение ошибок в содержании и построении текста, исправление, совершенствование написанного.

1

4

Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант.

Письмо изложения по памяти, установление последовательности частей в тексте, повторение признаков повествовательного текста.

1

5

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам.

Письмо изложения по обобщенным вопросам, опорным словам, установление последовательности частей в тексте и связи предложений в тексте.

1

6

Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Письмо изложения по плану, опорным словам, повторение признаков строения текста-описания.

1

7

Изложение – описание по памяти.

Письмо изложения по памяти, знаковым схемам, сюжетной картинке, повторение признаков строения текста-описания.

1

8

Изложение – описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Письмо изложения по плану, опорным словам, установление последовательности частей в тексте - описании.

1

9

Изложение – повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Письмо изложения по плану, опорным словам, установление последовательности частей текста.

1

10

Изложение – повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант.

Письмо изложения по памяти, установление последовательности частей в тексте, использование описания в повествовательном тексте.

1

11

Изложение – повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам.

Письмо изложения по краткому плану, опорным словам, установление и соблюдение последовательности изложения.

1

12

Изложение – рассуждение на основе  зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Письмо изложения по  плану, опорным словам, повторение признаков, структуры текста – рассуждения, деление текста на части.

1

13

Изложение – рассуждение по памяти. Свободный диктант.

Письмо изложения по памяти, повторение признаков, структуры текста – рассуждения.

1

14

Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Письмо изложения по  плану, опорным словам, различение типов текстов, составление плана, выделение опорных слов.

1

15

Краткое изложение на основе зрительного восприятия  текста по плану, опорным словам.

Определение темы и основной мысли текста, обучение пользованию различными способами сокращения текста.

1

16

Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Установление и соблюдение последовательности изложения, составление плана.

1

17-18

Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Установление связи между частями и определение средств их выражения, формирование заключительной части текста.

2

19

Сочинение – повествование по серии картинок и вопросам.

Письменное изложение рассказа по серии картинок и вопросам, определение и раскрытие темы текста, составление связного высказывания.

1

20

Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам.

Определение темы текста и основной мысли, составление повествовательного текста по серии картинок, плану и опорным словам.

1

21

Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Рассматривание сюжетной картины, определение темы текста и основной мысли, создание повествовательного текста с элементами описания.

1

22

Анализ и редактирование сочинений.

Нахождение ошибок в содержании и построении текста, совершенствование написанного в процессе коллективной работы над ошибками.

1

23-24

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка».

Письмо сочинения по плану, повторение признаков, строение текста-описания.

Построение собственного описания по аналогии с образцом.

2

25-

26

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Наша собака (кошка)».

Письмо сочинения-описания по плану, использование речевых средств для точной передачи наблюдений и своего отношения к описываемому.

2

27-28

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».

Письмо сочинения по плану, опорным словам; сбор материала к сочинению путём наблюдений; использование средств выразительности для описания своих наблюдений.

2

29-30

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Сопоставление и  непосредственное восприятие изменений в природе и их опосредованное отражение в живописном и художественном произведениях. Рассматривание картины, акцентирование  внимания на её изобразительные средства.

2

31-

32

Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие».

Планирование и построение рассуждений, повторение  признаков  строения текста-рассуждения.

2

33-34

Письма.

Написание и оформление писем, разбор особенностей текста письма.

2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: «ТЦ Сфера», 2008.
  2. Картотека заданий по лексическим темам.
  3. Гаврина С. Е. Тренажёр по развитию речи. – М.: «Росмэн», 2009
  4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания Альбомы 1-4. - ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008
  5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – Санкт-Петербург, 2018.    
  6. Зубарева Л. В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. – Волгоград: «Учитель», 2008.
  7.  Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – ВЛАДОС, 2006.
  8.  Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст.  Часть 2.М.: Владос, 2013.
  9. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь.  Часть 3.М.: Владос, 2014.
  10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
  11. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.
  12. Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
  14. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
  15. Афонина Г.Н. Уроки развития речи. Пособие для учителей. 1-4 кл. – М., 2001.
  16. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  17. Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели: Тетрадь для логопедических занятий.-Ярославль,2001
  18.  Словарь синонимов и антонимов. 1-4 кл.- Тула: «Родничок»; М., 2000.
  19. Львов М. Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие.- М., 1993.
  20. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 кл.- Ростов н/Д, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Речевая практика»

Рабочая программа  по коррекционному курсу «Речевая практика» разработана    на   основе   требований   к    личностным...

Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» для 4 класса 6.1

Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДАЦель курса - формирование и коррекция коммуникативной функции речи, направленные на социальную адаптацию детей с церебральным параличом, разви...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Речевая практика» (литературное чтение + русский язык) 1 – 4 класс

Программа курса «Речевая практика» разработана на основе авторской программы Буряк М.В., Карышева Е.Н. «Чтение с увлечением. По дорогам сказок», составлена на основе Федерально...

Рабочая программа коррекционного курса "Речевая практика" вариант 6.3

Программа коррекционного курса "Речевая пркатика" обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью....