Методическая разработка. Игра «Колючие ладошки». Нейропсихологический подход в работе логопеда.
опыты и эксперименты по логопедии (1 класс)

Виктория Аникина

Работая логопедом, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических технологий становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я решила использовать нейропсихологические технологии.

Нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, - разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Недавно я посмотрела вебинар Е.Ф.Архиповой «Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда». Она предлагает при автоматизации звуков использовать тактильно-кинестетическую стимуляцию и биоэнергопластику.

Когда нужна нейростимуляция на логопедических занятиях?

- Трудоемкий и длительный путь коррекции звуков.

- Трудности с артикуляционной гимнастикой и при создании укладов для звуков.

- Сложности вызывания звуков и коррекции их при искажениях разного вида.

- Затруднения при постановке звуков с механической помощью при дизартрии.

- Поставленные звуки долго не автоматизируются.

- Поставленные звуки не вводятся в речь.

- Нарушена просодия и внятность речи.

- Нарушены тонкие движения пальцев рук.

- Выявляются признаки артикуляторно-акустическая дисграфия.

Взяв за основу технологию Архиповой Е.Ф., я сделала свое методическое пособие, с использованием аппликатора Кузнецова «Колючие ладошки».

 

Варианты использования этого пособия.

1. На занятиях по обучению грамоте.

Знакомство с гласными звуками и их буквами. Дети располагают свои ладошки на колючие ладошки, где каждый пальчик отвечает за какой то гласный звук. Для младших детей звук обозначен своим символом, а для старших детей - буквой. Задание может быть такое: повтори звуковой ряд - АУО. Дети повторяют и поднимают по очереди пальчики, соответствующие звуку одновременно и правой, и левой ладошки.

Выделять гласные звуки в словах. Дети проговаривают слово, например МУХА, поднимают сначала средние пальцы, затем большие пальчики одновременно провой и левой ладошки.

Делить слова на слоги. Дети проговаривают слово, например, машина, поднимают соответствующие пальчики и считают, сколько слогов.

2. Это пособие я использую и при автоматизации звуков.

в слогах. Ребенок произносит слоговой ряд ЛА ЛО ЛУ и работает пальчиками.

в словах. Ребенок произносит слова ПИЛА, ЛУНА и также поднимает соответствующие пальчики.

Практическая значимость данного пособия в том, что оно помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры "Звёздный час". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка составлена по мотивам телеигры. Участие в игре родителей, соренование в группах, расширение кругозора учащихся, интересный дополнительный материал к урокам Окружающего м...

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

Методическая разработка «Игра по станциям «Кругосветное путешествие» как форма работы с учащимися 1-3 классов

Работа представляет собой сценарий игры по станциям, разработанную для младших школьников. В процессе игры ребята знкомятся с новыми географическими понятиями  в доступной и интересной форме - иг...

Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- корр...

Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...

Методическая разработка на тему: «Особенности педагогического подхода в подготовке спортивной бальной хореографии»

Задачи педагога-хореографа – выявление, раскрытие и развитие хореографических способностей каждого воспитанника.Цель настоящей методической разработки – помочь руководителям и педагогам хо...