Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"
статья на тему

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологическая безопасность

образовательной  среды

Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при ее обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении целей. Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. 

   Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты: безопасности для физического здоровья детей (санитарно-гигиенических условий, экологических факторов, медицинского сопровождения, двигательной активности), безопасности для психического и социального здоровья.

Проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды приобретает сегодня особую актуальность, так как она является важнейшим условием социализации подрастающего поколения. Создание безопасной образовательной среды обеспечит не только комфортные условия для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будущем.

Психологическая безопасность образовательной среды является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, влияющим на психологическое здоровье участников образовательного процесса.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в школе, для создания атмосферы доверия, гуманного доброжелательного отношения ко всем участникам образовательного поцесса наша образовательная организация ставит перед собой следующие цели : создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения;  выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса ; отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов,  родителей и обучающихся на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

Условия организации безопасной образовательной среды .

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов,  родителей;

-формирование у обучающихся навыков овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

Направления работы педагогов  по обеспечению психологической безопасности

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа  педагогов и родителей совместно с обучающимися:

  • по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2. Принцип психологической защиты личности;

3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Прогнозируемый результат:

Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

  • Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
  • Профилактика правонарушений.
  • Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

Работа с обучающимися:

  1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся , с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды школы.
  2. Социально-психол огическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
  3. Определение психологического климата в классах и эмоционального фона на занятиях  и уроках  (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)

5.проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.

Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», , «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

Работа с родителями:

1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально-психологического климата в семье;

  1. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
  2. Проведение  родительских собраний на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет добиваться того, что дети чувствуют себя психологически защищенными.

Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологически безопасной образовательной среды в школе

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....

технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника

В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....

«Модель психологически безопасной образовательной среды»

Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...

Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.

Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19980533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Психологическая безопасность образовательной среды

Круглый стол совместно с родительской общественность и педагогами...