Актуальность развития функции самоконтроля и регуляции деятельности при письме у школьников с дисграфией
статья по логопедии
Статья по теме "Актуальность развития функции самоконтроля и регуляции деятельности при письме у школьников с дисграфией"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоконтроль и регуляция деятельности у школьников | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность развития функции самоконтроля и регуляции деятельности при письме у школьников с дисграфией
Самоконтроль совместно с планированием и регуляцией, является ведущим метакогнитивным процессом. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы, состояния, свойства). Сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и последующее (при необходимости) ее регулирование необходима в процессе обучения для достижения соответствующего результата.
Умение контролировать собственные действия играет первостепенную роль в регулировании различных видов деятельности человека, в том числе и письма. Согласно А. Р. Лурии сформированность процесса письма у обучающихся зависит не только от речевых, но и неречевых составляющих, к которым относятся зрительно-пространственные представления, моторные координации, общая моторика, внимание, целенаправленность деятельности, саморегуляция, контроль за действиями.
Современные авторы (И. В. Андрусева, Ю. Е. Анисимова, М. С. Конакова, М. С. Макарова), изучающие данную проблему, говорят о прямой зависимости проявления дисграфии от нарушения навыков самоконтроля. Чем ниже уровень сформированности самоконтроля, тем серьезнее проявления нарушений письма. Так же Т. В. Ахутина описывает у школьников с трудностями письма следующие нарушения саморегуляции: затруднения удержания произвольного внимания, сложности ориентировки в задании, а также включения в задание, импульсивность решений и инертность, трудности переключения с одного задания на другое. К тому же данная категория детей испытывает затруднения рассредоточения внимания между технической стороной письма и орфографическими правилами. Вследствие этого дети не усваивают правила орфографии и пишут с большим количеством ошибок. Е. А. Логинова, проводя исследование состояния психических компонентов у младших школьников с дисграфией, отметила, что у таких детей наблюдаются нарушения процессов мышления, которые проявляются в низком контроле и планировании учениками своей деятельности, в том, что они не способны самостоятельно заметить и исправить ошибки. У данной категории детей не сформированы графомоторные навыки и праксис, они с трудом переключаются с одного движения на другое, сохраняют их последовательность, не соблюдают размер и наклон букв, путают кинетически схожие знаки.
В процессе школьного обучения и логопедической коррекции не уделяется достаточно внимания развитию самоконтроля и саморегуляции. Предполагается, что эти функции развиваются стихийно (самостоятельно), но в нынешних условиях этого недостаточно. При проведении диагностических обследований у детей с нарушением речи выявлено слабое развитие данных функций. Особенно ярко это проявляется при письме (ошибки в написании слов и предложений, неумение применить правило). Поэтому в процессе коррекционной работы логопеду следует уделять внимание развитию вышеперечисленных процессов. Для успешной работы по преодолению нарушений письма необходимо включать в структуру занятия упражнения и задания на развитие данных функций. Это задания, в которых требуется выполнять ряд умственных операций в определённой последовательности, уметь сличить работу с образцом, найти и исправить ошибки и др.
Ниже приведены некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля и саморегуляции у школьников.
Упражнения для развития самоконтроля и регуляции деятельности у школьников с дисграфией
- Действия по образцу: сложи по образцу – задания с геометрическими фигурами, счетными палочками, элементами букв; нарисуй по образцу – чаще используются геометрические фигуры или предметы, составленные из них; перепиши с образца слово, предложение, текст – используем печатный и прописной шрифт.
- Последовательность действий: игра «Секретное слово» (повторять за логопедом слова, но названия цветов не произносить, а прохлопывать), игра «Запрещённое движение» (повторять все движения, но приседать нельзя!). Можно усложнять задания, давая два правила одновременно. Игра «Спрячь букву» (заменить в тексте все буквы «о» точками), сначала ученик делает задание в готовой карточке, затем, с целью усложнения, списывает текст, заменяя буквы. Такие задания можно давать и по чтению (прочитай слоги, меняя букву).
- Задания на нахождение и исправление ошибок (в словарных словах, текстах, в своих работах) Игра «Я – учитель!»
Здесь представлена лишь небольшая часть упражнений и заданий для развития самоконтроля и регуляции. Эти упражнения можно дополнить и разнообразить в зависимости от возраста и уровня развития ребёнка. Очень важно создать на занятии дружелюбную атмосферу, подобрать интересный и познавательный материал и соблюдать основные принципы коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андрусева И. В. Самоконтроль как основа обучения письму учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 37-40.
- Асмолов А. Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010
- Ахутина Т. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет // Физиология человека. – 2001. №4. С. 123-130
- Варова Т. В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Издательство Московского университета,1974. - 140 с.,1996. - 346 с.
- Лында А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. - М.: Просвещение, 2007.-180с.
- Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования.
Изд. Academia, 2002. 352 с.
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутре...
Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы
В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....
Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы
В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении
Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...
Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"
В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....
"Актуальность развития предикативного словаря у младших школьников"
Развитие предикативного словаря у младших школьников влияет на формирование вербально-логического и логического мышления, способности анализировать информацию. Полноценное владение предикативным слова...
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...