Как помочь своему ребенку улучшить чтение
статья по логопедии (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_svoemu_rebenku_uluchshit_chtenie.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение » учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района СПб Александрова С.А.
В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Некоторые дети не могут научиться читать продолжительное время. Попытки научить читать этих детей сопровождается трудностями и ошибками при чтении. Дети пропускают, заменяют буквы, пропускают предлоги, не дочитывают окончания, заменяют слова, не понимают смысл прочитанного.
Нарушения чтения у детей отрицательно влияют на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности.
Как помочь своему ребенку улучшить чтение?
Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с вами.
В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:
1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.
Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.
Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексия бывает обусловлена органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).
Расстройства чтения часто наблюдается у детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким образом, дислексия чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.
Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
- Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
- Побуквенное чтении нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
- Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
- Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
- Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также этапа овладения чтением.
Упражнения, направленные на формирование навыка чтения:
- Чтение слогов (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево) Например, таких:
ма мя на ня ра ря са ся фа фя
му мю ну ню ру рю су сю фу фю
мы ми ны ни ры ри сы си фы фи
мо ме но не ро ре со се фо фе
мэ ме нэ не рэ ре сэ се фэ фе
- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;
- Составление слов из слогов;
- чтение слов и соединение их с подходящими картинками;
- чтение слов наоборот побуквенно (лето - отел) ;
- составление предложений из слов (Птица сидела на ветке - ветке. на, птица, сидела,);
- чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
- чтение наложенных слов;
- чтение зашумленных слов;
- поиск в тексте заданных слов;
- чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
- поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
- чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали, и т. д.;
- чтение разрезанного текста (разрезан по вертикали на две равные половины, и они сдвинуты относительно друг друга на две или три строки);
- чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
- добавление пропущенных букв в словах;
- чтение со скрытыми окончаниями;
- чтение подписей под картинками;
- чтение инструкций;
- чтение текстов, в которых некоторые слова представлены в виде рисунков;
- чтение ответа на вопрос;
- чтение в учебнике по чтению текстов, которые еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
- разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
- в совместном досуге взрослого и ребенка использовать настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
- ежедневное получасовое чтение в выходные дни, на каникулах (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
- чтение одного текста 3- 4 -5 раз (пока ребенок не будет читать текст легко и быстро) это может занять 1 день или 2 дня;
Не желайте страстно результата, но ежедневно трудитесь над улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.
Желаю ВАМ терпения, трудолюбия, успехов в совместной деятельности с детьми, мудрости, огромной любви к вашим детям и процессу жизни.
Литература:
1. Будрина С. В. Играем в слова. – Киров., 20012.
2. Будрина С. В. учимся читать. – Киров., 20012.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1996..
4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение.- М., 1991.
5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
6.Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997, 2003.
7. Крупенчук О.И. 77 упражнений для увеличения скорости чтения – СПб., 2010
8. Лалаева Р. И. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.
9. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10.- М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
10. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995.
11 . Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. - СПб., 1998.
12. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся....
Как помочь своему ребенку учиться?
материал для родителей....
Как помочь своему ребенку учиться.
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»Лесгафт Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащ...
Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: · расшир...
Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
сДанный материал поможет сформировать у родителей представления о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....
Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?
Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...
"РЕБЕНОК – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА" Как помочь своему ребенку Советы родителям
ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), о...