Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии

Щербинина Ольга Евгеньевна

Материал освещает работу по развитию внимания младших школьников, а именно развитие произвольного внимания и развитие свойств внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях

Нарушения письма у младших школьников связаны во-первых с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, которые не всегда  позволяют полностью преодолеть нарушение письма, во-вторых,  с увеличением количества учащихся, страдающих дисграфией В настоящее время нарушения. письма рассматриваются в различных аспектах, а именно:   клиническом, психолингвистическом, нейропсихологическом и др. однако одним из наименее изученных остается  психологический аспект. У детей с дисграфией  внимание отличается  рядом особенностей по сравнению с учащимися  без нарушения письма. Внимание школьников с дисграфией является низкопродуктивным, неустойчивым, у них слабо развита способность к концентрации, распределению и концентрации, распределению и переключению, снижен объём слухового внимания, недостаточна развита способность к произвольному сосредоточению внимания.

Развитие внимания является важной предпосылкой  для успешного формирования мыслительной деятельности в целом и его операционного компонента в частности. Уровень сформированности внимания оказывает влияние  не только на качество восприятия  и мнестической деятельности, но  и  на протекание  мыслительных операций. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного  внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально  внешне опосредованное внимание постепенно превращается  во внутренне опосредованное.

Работу по развитию внимания надо проводить в процессе учебной деятельности учащихся. Она должна включать следующие направления:

  1. Развитие произвольного внимания
  2. Развитие свойств внимания

1.Развитике произвольного внимания

Поскольку внимание , нельзя выделить и соответственно, развивать в  «чистом виде», работа над развитием проводится в процессе деятельности в тесной связи с развитием речи и других психических функций. Для правильной организации учебной деятельности и повышения эффективности коррекционной работы необходимо воспитывать произвольное внимание, а с другой стороны, формируя  интересы учащихся и делая интересную учебную работу, переводить произвольное внимание школьников в непроизвольное..

Работа по развитию произвольного внимания  тесно связана с формированием произвольной регуляции деятельности. Эта работа включает следующие этапы:

  • Привлечение непроизвольного внимания детей. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными  установками, устанавливается и поддерживается  независимо т сознательного намерения человека. Поэтому для решения  этой задачи используются  следующие приёмы:

а) использование ярких красочных пособий, особенно на начальном этапе

б) Использование слова «поиграем» вместо формулировки «выполним задание» на начальных этапах работы. Слово «поиграем» вызывает интерес и оживление у всех детей и обеспечивает быстрое включение в учебное задание

  • Развитие произвольного внимания

Произвольное  внимание – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект избирает объект, на который оно направляется

При  сознательном внимании познание и деятельность человека поднимается до уровня сознательной организованности

  1. Формирование ориентировочной основы произвольного внимания. Данный этап работы предполагает совместное осуществление деятельности логопедом и учащимся. Контроль осуществляется логопедом
  2. Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности в условиях материальной опоры. Выполнение задания осуществляется  с предварительным проговариванием программы деятельности с опорой на наглядный материал. Контроль осуществляется логопедом.
  3. Формирование произвольного н6а всех этапах деятельности с опорой на наглядный материал  без предварительного  проговаривания программы деятельности внимания. На этом этапе включаются элементы самоконтроля над результатом деятельности другими учащимися
  4. Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с предварительным проговариванием программы деятельности без опоры на наглядный материал.
  5. Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности без опоры на наглядный материал и без предварительного проговаривания программы деятельности.

Переход произвольного внимания в непроизвольное в учебной деятельности осуществляется постепенно.

  1. Развитие свойств внимания.

Данное направление работы включает развитие устойчивости, уровня концентрации, распределения, переключения внимания, увеличение объема слухового внимания, увеличение объема зрительного и слухового внимания. Особенно значимой считается работа над увеличением объема слухового внимания. Она проходит в двух направлениях:

  • Предъявление слуховых стимулов с последующим зрительным самоконтролем. В этом случае на н6есколько минут открываются написанные на доске слова или небольшой текст для исправления ошибок. Используются 2 варианта заданий. В первом варианте текст открывается на необходимое  для исправления ошибок время и далее не записывается. Во втором варианте текст открывается на некоторое время, а потом снова закрывается. Дети исправляют ошибки
  • Предъявление слуховых стимулов без опоры на наглядный материал. Усложнение задания происходит за счет постепенного увеличения предъявляемых стимулов

В коррекционной работе эффективными оказались следующие задания:

  1. Сосчитай глазами

В таблице на доске написаны оптически схожие буквы, например, П и Н. ребенку предлагается как можно быстрее посчитать, сколько раз каждая буква написана в каждом ряду и записать ответ

.П  Н  Н  Н  П  П

Н  Н  Н  П  П  П И ДР.

  1. Детям предлагается рассмотреть две написанные таблицы с рядами букв, слв или цифр и сказать, чем они отличаются

лак

лак

86

86

дом

дом

749

748

лицо

лиса

2156

2153

крыша

крыша

30752

30752

коза

коса

24613

24643

 

  1. затем учащимся предлагается переписать строчки с буквами без ошибок:

АММАДАМА ЕССАНЕССАС УСОКТАТА ЛИММОДОРА ОСТИМАРЕ и др.

  1. Детям предлагается записать  все слова в цепочке. При этом на карточке нарисованы предметы из цепочки

Домекитанкотортоммирисыносок

  1. Детям предлагается нарисовать геометрические фигуры в разных частях листа. Например, круг в середине листа, ромб в левом верхнем углу, оавл в правом нижнем. Затем дается задание  записать слова определенным способом. Например, слово ДОМ таким образом, чтобы буква О оказалась в круге, а остальные буквы вне круга и т.д. На начальном этапе инструкция дается поэтапно; слово СОМ так, чтобы оно оказалось над овалом и т. д. сначала инструкция дается по частям, затем полностью.
  2. Логопед предлагал учащимся просмотреть строчки с буквами, подчеркивая, например букву У и вычеркивая И. Иногда задание дается с внешней опорой, иногда без неё (на доске написаны буквы И и У)
  3. Ребенку предлагается запомнить сразу 2 вопроса, которые дают одновременно логопед и один из детей  затем ответить на них
  4. Ребенку предлагается определить, какие буквы  «написали»  у него  на ладони  и на спине.  В более сложном варианте задания ребенок должен запомнить  «написанные»  слова и воспроизвести их устно или письменно через некоторое время.
  5. Учащимся предлагается рассмотреть и запомнить картинки (буквы, слова) и одновременно запомнить вопрос логопеда, затем ответить на него.
  6. Учащимся предлагалось выложить из палочек фигуру (по образцу или по представлению) и одновременно запомнить небольшое стихотворение, которое читал логопед.
  7. Предлагается выложить из фасоли, гречки, риса заданную букву и одновременно запомнить короткий рассказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления младших школьников на логопедических занятиях.

Практические материалы для развития психических процессов у школьников  на логопедических занятиях....

«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....

Презентация на тему "Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях"

Презентация может быть использована на педагогических  советах как консультация для учителей...

«Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях»

Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах — развитие речи учащихся. От его уровня во многом зависит качест...