Коррекционно - развивающая программа по курсу "Предметно - практические действия" для детей с РАС 8.4
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционный курс "Предметно - практические действия" для РАС 8.4 | 58.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
«СОГЛАСОВАНО» на заседании Педагогического совета ГБОУ Школа № 281 Протокол № ____ от __ . __ .2022 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа №281 _________________ Т. В. Шишкина «______»_______________2022 год |
Рабочая программа коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
начальное общее образование
Составители: | Кауфман Т.Н. |
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, коррекционно-развивающая область
Москва
2022
Пояснительная записка
Актуальность
Коррекционно-развивающий курс «Предметно – практические действия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с РАС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с РАС, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
- Учебный план ГБОУ Школа № 281.
Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания курса:
- Формирование интереса к предметному рукотворному миру;
- Освоение простых действий с предметами и материалами;
- Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
- Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Сроки реализации: 1 час в неделю в индивидуальной форме;
1 подготовительный класс - 33 учебные недели;
1 основной класс – 33 учебные недели;
1 дополнительный класс – 33 учебные недели;
2 класс - 34 учебные недели;
3 класс - 34 учебные недели;
4 класс – 34 учебные недели;
Краткая характеристика группы
Дети с РАС характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать даже на физический дискомфорт. Пользуясь в основном периферическим зрением, они редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют. Не вслушиваясь, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего. Отсутствие возможности активно и направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования зрительно-двигательной координации.
Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, также, как и навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и неожиданно прокомментировать происходящее. Эти слова без специальной помощи плохо закрепляются для активного использования, остаются эхом увиденного или услышанного.
При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, эти дети могут показывать понимание происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.
Они разделяют своих и чужих, это видно по меняющейся пространственной дистанции и возможности тактильного контакта, радуются, когда их кружат, подбрасывают. Именно с взрослым эти дети проявляют максимум доступной им избирательности: могут взять за руку, подвести к нужному им объекту и положить на него руку взрослого.
Некоторые дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены, и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии.
В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально-бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.
Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются.
Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом.
Коррекционная направленность
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Краткое описание курса
Программно-методический материал включает 2 раздела «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Содержание коррекционного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Действия с материалами. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.). |
2. | Действия с предметами. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей рукой (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальчиками). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 подготовительный
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3ч. | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 18 ч. | |||
Сминание материала салфетки двумя руками. | Представления о свойстве бумажной салфетки. Учить сминать материал салфетки двумя руками «Сминание салфетки - комочки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала салфетки одной рукой. | Представления о свойстве бумажной салфетки. Учить сминать материал салфетки одной рукой (правой, левой) «Собери в кулачок» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала салфетки пальцами. | Представления о свойстве бумажной салфетки. Учить сминать материал салфетки пальцами, учить применять салфетку в быту по назначению | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны (практические действия с ватой) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку к себе. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя одну руку к себе (практические действия с ватой) «Пушинки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку от себя. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя одну руку от себя. Аппликация из ватных дисков «Неваляшка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание пластилина двумя руками. | Учить разминать пластилин двумя руками (пластилин разной фактуры, плотности). Лепка: ягодки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание пластилина одной рукой. | Учить разминать пластилин одной рукой (пластилин разной фактуры, плотности). Катание колбаски по столу. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками сверху вниз. | Формировать умение размазывать пластилин сверху вниз «Заборчик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками по кругу. | Формировать умение размазывать пластилин по кругу «Мячик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками слева направо. | Формировать умение размазывать пластилин руками слева направо «Лесенка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием лопатки. | Учить пересыпать песок с использованием лопатки. Игры с песком (сыпанье, пересыпанье) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать песок двумя руками с использованием стаканчика. Игры с песком | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием лопатки. | Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений «Наполни сосуд». Наполнение баночек сыпучим материалом (крупа, песок) с использованием лопатки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать крупу, песок с использованием стаканчика (пересыпаем фасоль, горох из одной миски в другую) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | Учить переливать воду двумя руками с использованием стаканчика. Наполнение стаканчика водой: «Буль-буль, водичка потекла» Вот пустой стаканчик, а вот полный. Переливание из одного стаканчика в другой. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки «Наполни сосуд водой». Наполнение сосуда (банка с широким горлышком, стаканчики, мисочки разных размеров) ложкой | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание шпагата в клубок. | Учить наматывать и разматывать шпагат в клубок. Определение большой клубок – маленький «Колобок» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11 ч. | |||
Захватывание и отпускание шарика. | Учить захватывать и отпускать шарики в емкость. Игры с мячиком разной фактуры. Сухой бассейн | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание и удержание шарика. | Учить захватывать и удерживать шарик. Игры с воздушным шариком. Сухой бассейн | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук (бутылка с бусинками). Формирование адекватной реакции на звук исходящей от предмета | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук (бутылка с крупой). Игра «Громко -тихо». Формирование адекватной реакции на звук исходящей от предмета | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на юлу всей кистью. | Учить нажимать на юлу всей кистью. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание звучащей игрушки двумя руками. | Учить сжимать звучащую игрушку. Формирование адекватной реакции на звук, исходящий от предмета | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание предметов в емкость. | Учить складывать предметы в ёмкость (коробка) «Сложи игрушки в коробку» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Учить перекладывать предметы из одной ёмкости в другую «Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия (крупная мозаика). Заполнение панели мозаикой разного цвета. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия, вставление стаканчиков один в другой (одинаковые стаканчики из-под йогурта, сметаны и т.д.). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание крупных бусин на стержень. | Учить нанизывать крупные бусины на стержень «Пирамидка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование
1 основной
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3 ч. | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 18 ч. | |||
Сминание материала салфетки, бумажные полотенца двумя руками. | Учить сминать материал салфетки, бумажные полотенца двумя руками. Отрывание бумажного полотенца от рулона. Учить вытирать руки. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала одной рукой. | Учить сминать материал (бумажные полотенца, туалетная бумага) одной рукой. «Собери в кулачок» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала пальцами. | Учить сминать материал (бумажные полотенца, туалетная бумага) пальцами, перебирание пальцами по бумаге. Отрывание бумаги определенного размера. Раскручивание и скручивание в рулон | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны. Аппликация по контуру из ваты «Облако» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку к себе. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя одну руку к себе. Аппликация по контуру из ваты «Зайчик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку от себя. | Учить разрывать материал ваты двумя руками, направляя одну руку от себя. Аппликация из ваты по контуру «Грибок» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание пластилина двумя руками. | Учить разминать пластилин двумя руками. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание пластилина одной рукой. | Учить разминать пластилин одной рукой. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками сверху вниз. | Формировать умение размазывать пластилин сверху вниз «Дождик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками по кругу. | Формировать умение размазывать пластилин по кругу «Солнышко» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками слева направо. | Формировать умение размазывать пластилин руками слева направо «Дорожки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием лопатки. | Учить пересыпать песок с использованием лопатки. Игры с песком «Найди спрятанную картинку» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать песок двумя руками с использованием стаканчика. Игры с песком «Куличики из песка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием лопатки. | Учить наполнять баночки сыпучим материалом (крупа, песок) с использованием лопатки (лопатки разных размеров), пересыпание из миски в миску | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием стаканчика. | Учить наполнять стаканчик (фасолью, горохом) по одной фасолине до определенного количества, пересыпание в миску «Сначала я, потом ты» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | Учить переливать воду двумя руками с использованием стаканчика. Наливание воды в емкость (банки, бутылочки), переливание в стаканчики «Игрушка хочет пить» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки «Наполнение сосуда водой» с использованием ложки, для удобства можно использовать воронку | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание шнурка на катушку. | Учить наматывать шнурок на катушку. Катушки разных размеров «Игры – моталочки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11ч. | |||
Захватывание и отпускание шарика. | Учить захватывать и отпускать шарик (шарики разной фактуры). Сухой бассейн. Найди мяч, положи в коробку, найди шишку положи в коробку | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание и удержание шарика. | Учить захватывать и удерживать шарик (шарики разной фактуры). Игры с воздушным шариком «Из рук в руки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылка с бусинками). | Дидактическая игра «Громко -тихо». Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук. Формирование адекватной реакции на звук от предмета | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылка с крупой). | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук. Сравнение, где громко, а где тихо Дидактическая игра «Громко -тихо». | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на юлу всей кистью. | Учить наживать на юлу всей кистью. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание звучащей игрушки двумя руками. | Учить сжимать звучащую игрушку. Формирование адекватной реакции на звук, исходящий от игрушки. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание предметов в емкость. | Учить складывать предметы в ёмкость (шишки) в корзину «Мишка косолапый» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Учить перекладывать предметы (шишки) из одной корзины в другую «Много – мало - пусто» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия (крупная мозаика). Учим заполнять поле мозаики определенным цветом «Продолжи ряд» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики). | Учим вставлять стаканчики один в другой. «Что не так?» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание крупных бусин на стержень. | Учить нанизывать крупные бусины на стержень по словесной инструкции «Пирамида» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование
1 дополнительный
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3 | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 18 ч. | |||
Работа с природным материалом | Рассматривание природного материала (листья сухие, цветы, шишки, семена»). Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Учить приклеивать готовые вырезанные формы на лист бумаги в заданной последовательности. Предметная аппликация: «Фрукты» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Учить приклеивать готовые вырезанные формы на лист бумаги в заданной последовательности. Предметная аппликация: «Овощи» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Учить разрывать материал (бумага) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Работа в технике рваной аппликации «Воздушный шарик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала двумя руками, направляя одну руку к себе. | Разрывание фольги на небольшие кусочки «Игра - прятки» в фольгу заворачиваем и прячем маленькие игрушки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала. | Учить сминать цветную бумагу и скатывать в шарик «Цветные комочки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание материала двумя руками. | Учить разминать пластичное тесто двумя руками, выдавливание фигурок из теста формами «Украшение для пирога» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание пластичной массы одной рукой. | Учить разминать пластичное тесто одной рукой (разной текстуры), перекладывание кусочков из одной руки в другую, раскатывание колбасок разной длины в ладонях и на доске «Угощенье для зайки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками сверху вниз. | Формировать умение размазывать пластилин сверху вниз по контуру «Лучики у солнца» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками по кругу. | Формировать умение размазывать пластилин по кругу внутри шаблона «Колесики у машины» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание пластилина руками слева направо. | Формировать умение размазывать пластилин руками слева направо, волнистые линии по контуру «Волны» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием лопатки. | Учить пересыпать песок с использованием лопатки. Игры с песком «Наполни ведро» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать песок двумя руками с использованием стаканчика. Поиск в песке заданных предметов «Делаем куличики» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием ложкой. | Учить пересыпать гречку ложкой из одной емкости в другую. Поиск в гречке заданных предметов | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать гречку из одного стаканчика в другой. Понятия: полный- пустой «Наполни» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | Учить переливать воду двумя руками с использованием мерного стаканчика «Стоп» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки, вылавливание мелких игрушек из воды ложкой «Рыбалка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание на катушку. | Учить наматывать на катушку. Бельевая веревка, шпагат «Кто быстрее!» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11 ч. | |||
Захватывание и отпускание предмета. | Учить захватывать предметы и опускать в емкость или по словесной инструкции педагога (шарик, кубик, шишки) «Домик из кубиков» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание и удержание предмета. | Учить захватывать и удерживать предметы (шарик, кубик, шишки) «Игры с воздушным шариком» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук (бутылка с бусинками). Дидактическая игра «Громко - тихо», «Отгадай», «Повтори» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на предмет пальцами. | Учить нажимать на клавиши пальцами «Пианино» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание предмета двумя руками, одной рукой. | Звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, добавление недостающих частей к готовым формам прищепками «Деревья», «Животные», «Насекомые» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание предметов в емкость. | Учить складывать предметы в ёмкость при помощи пинцета «Сортировка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Учить перекладывать предметы из одной ёмкости в другую при помощи пинцета «Сортировка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с плоскими палочками | Выкладывание простейших фигур из плоских палочек «Флажок», «Елочка», «Кораблик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия (мозаика). | Учить вставлять предметы в отверстия «Мозаика» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание предметов на шнурок. | Учить нанизывать крупные бусины, шары, кольца на шнурок «Шнуровка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3ч. | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 19 ч. | |||
Работа с природным материалом. | Сбор, сортировка п/м: «Осень к нам пришла», составление букетов из осенних листьев. Составление композиций: «Осенние букеты» Аппликация по контурному изображению «Ежики» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Подвижная аппликация из сухих листьев (подбрасывание листьев вверх, приклеивание их на заранее намазанный лист бумаги); накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием Подвижная аппликация: «Листопад» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Предметная аппликация: «Осеннее дерево» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала одной рукой | Работа в технике рваной аппликации «Геометрические фигуры», «Зонтик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала двумя руками | Разрывание фольги по сгибу. Удерживание фольги двумя руками и направляя руки в разные стороны разрываем по сгибу | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала. Работа с использованием элементов смятого материала. | Учить обертывать бумагой предмет «Конфета» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с пластилином. Разминание материала двумя руками. | Учить разминать пластилин, тесто двумя руками. Выдавливание фигурок из пластилина, теста фигурными формами «Печеньки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Раскатывание материала в ладонях и на доске | Раскатывание колбасок разной длины, шариков разной величины в ладонях и на доске | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками сверху вниз. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто сверху вниз. Рисование пластилином по трафарету «Дары осени» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками по кругу. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто по кругу. Рисование пластилином по трафарету «Виноград» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с пластилином | Комбинированные работы из природных материалов (семян, плодов) и пластилина по показу (образцу). Аппликация «Подсолнух» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием лопатки. | Учить пересыпать песок, землю с использованием лопатки. Игры с песком. Рисование пальцем на песке | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание песка двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать песок, землю двумя руками с использованием стаканчика. Игры с песком и формами для песка «Куличики» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием ложки. | Учить пересыпать рис с использованием ложки из одной миски в другую «Пересыпь» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание крупы двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать рис с использованием стаканчика. Понятия: полный- пустой «Наполни» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | Дидактические игры с водой. Учить переливать воду двумя руками с использованием стаканчика «Наполняем сосуд» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Дидактические игры с водой. Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки, пипетки «Кап, кап» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание шпагата в клубок. | Учить наматывать шпагат в клубок. Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений «Клубочки». «Намотай» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание ниток на катушку. | Наматывание (разматывание) ниток (пряжи). Учить наматывать и разматывать нитки на катушку (палку) «Намотай». Аппликация из ниток: «Солнышко» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11 ч. | |||
Захватывание и отпускание предмета. | Учить захватывать и отпускать предметы (шарик, кубик, шишки) в емкость с прорезями разных размеров «Возьми», «Найди отверстие» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание и удержание, отпускание предмета. | Учить захватывать, удерживать и отпускать предметы (шарик, кубик, шишки) «Чудесный мешочек», «Держи» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук (бутылка с бусинками, с крупой). Дидактическая игра «Громко - тихо», «Отгадай», «Потряси» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Толкание предмета от себя и притягивание к себе | Учить притягивать к себе игрушку (игрушка со шнурком) «Придвинь к себе», учить толкать от себя мячик «Загони мяч в ворота», «Толкни», учить закрывать шкаф «Закрой шкафчик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на предмет кистью (пальцами) | Учить нажимать на кнопку всей кистью (пальцами). Светильник с большой кнопкой «Нажми» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание предметов двумя руками, одной рукой, пальцами. | Учить сжимать предметы разной фактуры (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки). Игры с прищепками. Добавление недостающих частей к готовым формам прищепками «Сожми», «Сними прищепки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вращение предмета. | Учить вращать, завинчивать предметы (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) «Закрути» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание, перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Учить складывать, перекладывать предметы из одной емкости в другую (ложкой в сосуд, катание шариков), «Поварята», «По дорожке» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия (мозаика). | Учить вставлять предметы в отверстия. Выкладывание ряда мозаики заданного цвета и формы. Выкладывание узоров «Дорожки для ежика», «Солнышко», «Радуга» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия (пластиковые стаканчики) «Построй башню» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание предметов на шнурок, стержень. | Учить нанизывать на стержень. Разбор-складывание (по образцу, по словесной инструкции) «Пирамидка», «Шнуровка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1ч. | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3 ч. | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 19 ч. | |||
Работа с природным материалом | Приклеивание засушенных листьев на бумагу. Аппликация из засушенных листьев: «Осенний лес» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Приклеивание готовых вырезанных форм на лист бумаги в заданной последовательности. Предметная аппликация: «Кораблики плывут» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала пальцами. | Представления о свойстве бумаги. Учить сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, бумага, калька) пальцами. Работа с использованием элементов смятого материала. Аппликация «Ягоды» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Учить разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Работа в технике рваной аппликации по контуру «Сова». Инструкция:«Разорви» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание листа пополам, склеивание | Учить складывать лист бумаги пополам и склеивать. Изготовление «Конверт», «Коробочка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание листа бумаги треугольником | Учить складывать лист бумаги треугольником. Изготовление «Салфетки к празднику» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание и раскатывание материала двумя руками. | Учить разминать и раскатывать пластилин, тесто, пластичную массу двумя руками. Раскатывание шарика, расплющивание между ладошками. Лепка: «Котлетки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание и раскатывание материала одной рукой. | Учить разминать, раскатывать пластилин, тесто, пластичную массу одной рукой. Раскатывание колбасок, соединение концов путем изученных приемов. «Баранки», «Колечки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками сверху вниз. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто, пластичную массу сверху вниз. Рисование пластилином по трафарету «Забор у домика» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками слева, направо. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто, пластичную массу руками слева направо, сверху вниз. Рисование пластилином по трафарету «Домик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками по кругу. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто, пластичную массу по кругу. Отрывание небольших кусочков пластилина, размазывание на картоне внутри контура «Вишенка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание сыпучего материала двумя руками с использованием лопатки. | Учить пересыпать песок, землю, мелкие предметы с использованием лопатки. Наполнять формочки мокрым песком, переворачивать «Волшебные формочки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание сыпучего материала двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать песок, землю, мелкие предметы двумя руками с использованием стаканчика (разного размера) Инструкция: «Пересыпь» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание мелких предметов двумя руками с использованием ложки. | Учить пересыпать мелкие предметы двумя руками с использованием ложки. Наполнение сосудов крупами (горох, фасоль) руками, ложкой, по одной крупинки. «Раз горошек, два горошек» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание мелких предметов двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать мелкие предметы двумя руками с использованием стаканчика. «Полна коробочка», «Сортировка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | Учить переливать воду двумя руками с использованием стаканчика. Игры с водой. Наполнение кастрюли водой стаканчиком, «варка компота» с муляжами фруктов, разливание «компота» по стаканчикам. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки. Дидактические игры с водой. Наполнение кастрюли водой ложкой, поварешкой, «варка супа» с муляжами овощей, разливание «супа» по тарелкам. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание и разматывание бельевой веревки в клубок. | Учить наматывать и разматывать нитки разной фактуры (шерстяные нитки, шнур, шпагат, бельевая веревка) в клубок «Колобки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание шерстяных ниток на катушку. | Учить наматывать нитки разной фактуры на (шерстяные нитки, шнур, шпагат, бельевая веревка) на катушку, палку. Аппликация: «Шарики» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11 ч. | |||
Захватывание и отпускание предмета. | Учить захватывать и отпускать предметы (шарик, кубик, шишки, мелкие предметы). Выкладывание из кубиков брусков заданных построек «Дом», «Дорожки», «Заборчик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание и удержание, отпускание предмета. | Учить захватывать, удерживать и отпускать предметы. Конструирование из брусков длинных и коротких дорожек, ворот для машинок | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Формировать умение встряхивать предмет, издающий звук (музыкальные инструменты). Дидактическая игра «Громко - тихо», «Играй» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Толкание предмета от себя, притягивание предмета к себе. | Учить толкать предметы от себя и притягивать к себе. Игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др. Катание шарика в заданном направлении, прокатывание через ворота «Футболисты» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на предмет кистью, пальцами. | Учить нажимать на кнопку клавиатуры всей кистью, пальцами «Калькулятор» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание предметов двумя руками, одной рукой, пальцами | Учить сжимать предметы разной фактуры (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.). Игра с прищепками «Развесь белье» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вращение предмета. | Учить вращать, завинчивать предметы (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками) «Подбери крышку к банке» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание, перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Учить складывать, перекладывать предметы из одной емкости в другую. Подметание мусора веником, сбор на лопатку, перекладывание в корзину для мусора. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Выкладывание мозаики по схеме «Цветы» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Учить вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) Выкладывание мозаики по схеме «Уточка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание предметов на стержень, нить. | Учить нанизыванию бусин разного размера в заданной последовательности «Бусы», «Браслет» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Диагностика | Определение уровня актуального развития предметно – практических действий | 3 ч. | Динамическое наблюдение |
Действия с материалами | 19 ч. | |||
Работа с природным материалом | Размещение ракушек, песка на пластилиновой основе. «Морской берег» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с бумагой | Учить завертыванию предметов в бумагу. Сгибание бумаги (завертывание предметов в бумагу) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сминание материала. | Учить сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, бумага, фольга) пальцами, учить использовать материал по назначению. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Учить разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Аппликация «Солнышко и тучка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание листа бумаги в заданном направлении | Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание листа пополам; складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии. Оригами «Кораблик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание листа бумаги в заданном направлении | Складывание бумаги в заданном направлении. Оригами из бумаги «Бабочка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание материала двумя руками. | Учить разминать пластилин, тесто, пластичную массу двумя руками. Отрывание небольших кусочков пластилина, размазывание на картоне внутри контура «Листочки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Разминание материала одной рукой. | Учить разминать, раскатывать пластилин, тесто, пластичную массу одной рукой. Раскатывание колбасок, соединение концов путем изученных приемов. «Баранки», «Колечки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками сверху вниз. | «Рисование» (размазывание) пластилина внутри контура, украшение любым природным материалом: «Елочка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками по кругу. | «Рисование» (размазывание) пластилина внутри контура, украшение любым природным материалом: «Гирлянда», «Бусы» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Размазывание материала руками слева направо. | Формировать умение размазывать пластилин, тесто, пластичную массу руками слева направо «Волшебные полоски», «Цветные дорожки» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание сыпучего материала двумя руками с использованием лопатки. | Сделать лопаткой ямку в земле, вставить отросток растения с корнями, присыпать землю лопаткой возле растения, полить его «Посадим цветочек» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание сыпучего материала двумя руками с использованием стаканчика. | Учить пересыпать крупы, песок, землю, мелкие предметы двумя руками с использованием стаканчика. Наполнение баночек сыпучим материалом (крупа, песок) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Пересыпание мелких предметов двумя руками с использованием лопатки, стаканчика | Учить пересыпать песок, землю, мелкие предметы двумя руками с использованием лопатки, стаканчика. Игры с песком «Найди, кто спрятался?», «Рисование пальцем на песке» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика | Дидактические игры с водой. Учить переливать воду двумя руками с использованием стаканчика. Игра «Мерный стаканчик», «Наполнение сосуда водой» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | Дидактические игры с водой. Учить переливать воду двумя руками с использованием ложки. Вылавливание сачком из воды заданных предметов «Рыбалка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Работа с плоскими палочками | Учить выкладывать простейшие фигуры «Домик», «Лесенка», «Геометрические фигуры», палочки Кьюзенера | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание в клубок. | Учить наматывать нитки разной фактуры (шерстяные нитки, шнур, шпагат, бельевая веревка) в клубок. Аппликация из ниток «Ежик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Наматывание на катушку. | Учить наматывать нитки разной фактуры на (шерстяные нитки, шнур, шпагат, бельевая веревка) на катушку(палку) «Волшебная палочка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Действия с предметами | 11 ч. | |||
Захватывание и отпускание предмета. | Учить захватывать и отпускать предметы. Конструирование простых построек из кубиков брусков с последующим обыгрывание «Машины в городе». | 1 | Динамическое наблюдение | |
Захватывание, удержание и отпускание предмета. | Соединение деталей конструктора по образцу «Стол, стул» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Встряхивание предмета, издающего звук. | Игры с музыкальными инструментами. Дидактическая игра «Громко - тихо», «Отгадай, где звук» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Толкание предмета от себя, притягивание предмета к себе. | Учить толкать предметы от себя и притягивать к себе. Задвигать и выдвигать стул | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нажимание на предмет кистью, пальцами. | Учить нажимать на кнопку, клавиатуру пальцами «Печатная машина» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Сжимание предметов двумя руками, одной рукой, пальцами | Учить намачивать, полоскать, отжимать ткань; намачивать и отжимать губки «Стирка» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вращение предмета. | Учить вращать, завинчивать предметы (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками) Откручивание и закручивание крышек, подбор крышек по размеру контейнера и закрывание его. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Складывание, перекладывание предметов из одной емкости в другую. | Подметание мусора веником, сбор на лопатку, перекладывание в корзину для мусора «Уборка класса» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Выкладывание мозаики на трафарете «Радуга» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Вставление предметов в отверстия. | Выкладывание мозаики на трафарете «Зонтик» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Нанизывание предметов на стержень, нить. | Учить нанизывать крупные и мелкие бусины на стержень, нить «Бусы», «Гирлянда» по образцу, по словесной инструкции | 1 | Динамическое наблюдение | |
Диагностика | Итоговая диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
Действия с материалами
- сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.
Действия с предметами
- захватывать, удерживать, отпускать предмет;
- встряхивать предмет, издающий звук;
- вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.
ЧЕК-ЛИСТ для оценки навыков по содержанию коррекционного курса «Предметно-практические действия» распечатывается отдельно на каждого ученика на один учебный год.
Первоначальная оценка развития навыка проводится в начале года (или в начале изучения соответствующего раздела), результат в баллах заносится в первый свободный столбец ЧЕК-ЛИСТА. При заполнении раздела «Действия с материалами» заполняется тот столбец (минимальный или достаточный уровень), который соответствует текущему состоянию развития навыка.
По завершении курса в конце учебного года проводится итоговое тестирование (серия заданий на нескольких уроках) с фиксацией результата во втором свободном столбце ЧЕК-ЛИСТА.
Заполненный ЧЕК-ЛИСТ хранится в Папке достижений ребенка.
ЧЕК-ЛИСТ
развития навыков по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
ФИ ребёнка ______________________ Возраст ___________ Класс________
№ п/п | Достаточный уровень | Балл (в начале года) | Балл (в конце года) | Минимальный уровень | Балл (в начале года) | Балл (в конце года) |
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ - Действия с материалами | ||||||
1 | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами) | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага) двумя руками. | ||||
2 | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | ||||
3 | Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | Размазывание материала руками (с помощью) (сверху вниз, слева направо, по кругу). | ||||
4 | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | ||||
5 | Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). | Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) не просыпая материал. | ||||
6 | Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). | Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)), не проливая материал. | ||||
7 | Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) в клубок, катушку. | Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) на палку с помощью. |
№ п/п | РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ – действия с предметами | Балл (в начале года) | Балл (в конце года) |
1 | Захватывание (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) | ||
2 | Удержание (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) … секунд | ||
3 | Отпускание предмета шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др. | ||
4 | Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой, музыкальный инструмент и др.). | ||
5 | Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик, стул задвинуть, выдвинуть.). | ||
6 | Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). | ||
7 | Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей рукой (пальцем). | ||
8 | Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальчиками). | ||
9 | Вынимание предметов из емкости. | ||
10 | Складывание предметов в емкость. | ||
11 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | ||
12 | Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). | ||
13 | Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). |
Критерии оценивания:
0 - баллов | Убегает из-за стола. Интерес к заданию не проявляет. Внимание не удерживает. Проявляет нежелательное поведение. |
1 - балл | Внимание частично удерживает на задании. Отказные реакции не проявляет или проявляет в минимальной степени. Может некоторое время сидеть за столом. Но самостоятельное выполнение задания не доступно. Помощь не эффективна. |
2 - балла | При выполнении задания требуется значительная помощь (физическая, многократное повторение, выполнение по подражанию и т.п.) |
3 -балла | При выполнении задания требуется незначительная помощь педагога (наводящие вопросы, уточнения, частичная физическая помощь). Ребенок способен усвоить задание после обучающей помощи. |
4 -балла | Самостоятельное выполнение задания. |
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- предметы для наматывания на катушку, клубок: нитки разной фактуры, шпагат, шнурки, бельевая веревка;
- вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
- пластичная масса, тесто, пластилин;
- материал для пересыпания: песок, манка, крупы, мелкие предметы;
- мозаика, одинаковые стаканчики, пазлы;
- бумага плотная, салфетная;
- - презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение» и др.
- - подборка физминуток, здоровье сберегающих технологий (видио, аудио).
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- технические средства обучения: учебный стол, магнитная доска, персональный компьютор, принтер, магнитофон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Коррекционно-развивающая программа для детей не готовых к школьному обучению
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать нео...
Коррекционно-развивающая программа для детей «Я управляю собой или как стать уверенным в себе»
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь к...
Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....
Экспериментальная коррекционно-развивающая программа "Применение активных методов обучения детей с ЗПР"
Предложенная экспериментальная программа позволяет учителям начальной школы, работающим с детьми с ЗПР, развивать мелкую моторику рук детей во время уроков, т.к. все упражнения связаны с т...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...
- Мне нравится (1)