Программа по курсу "Логоритмика"
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Программа по курсу "Логоритмика" для 2 класса с ТНР содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_2g_2021-22.docx | 53.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. 2Г КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Логопедической ритмике» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-учебным планом ГБОУ школы № 420 Колпинского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом
директора школы
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов ГБОУ школы № 420 Колпинского
района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом директора школы;
-адаптированной основной образовательной программой 5.2 (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
- планируемых результатов начального общего образования. Начальные классы. «Музыка, ритмика, логопедическая ритмика», «Развитие
речи», «Произношение».
Адресатом данной программы являются дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Основные задачи реализации курса:
- Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
- Развитие дыхания и голоса;
- Развитие чувства темпа и ритма в движении;
- Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
- Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики
Общая характеристика курса
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость, точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
• Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.
• Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Программа по логоритмике для второго класса составлена на основе программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные представления.
Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием или используются как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, фразы).
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Логопедическая ритмика» во 2 классе выделяется 34 ч во внеурочной деятельности (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки логопедической ритмики, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение знаний умений на уроке логопедической ритмики предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание его неразрывной связи с жизнью.
Внимание на уроке логопедической ритмики акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку, художественные произведения.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс «Логопедическая ритмика», развивая умение учиться, его творческие способности призван формировать у ребенка современную картину мира, что способствует успешной социализации.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижения выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
• ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе;
• отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;
• бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
• прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;
• перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;
• действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения;
• распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками;
• сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
• различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов;
• находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма);
• различать в музыке и передавать движением двух-, трех- и четырехдольный размер, метр, акценты, ритмический рисунок;
• менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке,
• различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского);
• петь ритмично, выразительно;
• артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;
• петь в унисон и с элементами двухголосия;
• следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;
• работать с предметами в определённом ритме,
• воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.
Содержание курса
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.
Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно-диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух- трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.
Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.
Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).
Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.
Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.
Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.
Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.
Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
На уроках используются
• музыкально-ритмические, музыкально пластические движения,
• упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой,
• музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Урок строится с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного урока, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:
1. Вводная часть предусматривает приветствие, артикуляционную и дыхательную гимнастику объявление темы предстоящего урока и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные двигательных упражнений под музыку и без нее: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу с выполнением различных заданий, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений и некоторые специфические виды учебных заданий (упражнения направленные на формирование всех качеств произвольного внимания и памяти, коллективные подвижные игры с правилами, игры соревновательного характера, в которых у детей с ТНР вырабатывается выдержка, умение соблюдать заранее установленные правила способность не только побеждать, но и спокойно относится к проигрышу).
3. Заключительная часть включает упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спокойной ходьбы и лёгкого бега, подведение итогов урока. Отвечая на вопросы, дети ещё раз называют тему урока, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.
Содержание урока изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; задействуются различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение урока создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание..
Тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
2 | Русские потешки. | Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Работа по развитию концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы (смена ритма и характера деятельности по сигналу различной модальности). Восприятие неожиданного, метрического (равномерно повторяющегося) и переходного акцента. Восприятие и различение темпа речи и музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений. Статические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. | |
1 | Дифференциация звучания различных по высоте источников звука (колокольчик, металлофон) | ||
1 | Сказка "Петушок - золотой гребешок". Воспроизведение заданного ряда последовательных движений, речевых структур, сохраняя двигательную программу | Координирование движения и речи, соотношение ритма движений и речи, использование движения в соответствии со смыслом высказывания. Статические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. | |
1 | Сказка "Лиса и журавль". Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. | ||
1 | Ф. Тютчев. "Есть в осени первоначальной..." Двигательная инсценировка стихотворения. | Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Координирование движений пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе. Статические и динамические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Заучивание и воспроизведение текстов (стихи, песни, чистоговорки, скороговорки и т.д.) | |
1 | А. Фет. "Ласточки пропали..." Динамическая координация общих/ручных/артикуляторных и мимических движений. | ||
1 | А. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы) | ||
1 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (отрывок). Связь интонации со смыслом высказывания. | Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Координирование движения и речи, соотношение ритма движений и речи, использование движения в соответствии со смыслом высказывания. | |
1 | Л, Толстой. "Старый дед и внучек". | Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями. | |
1 | И. Крылов. "Стрекоза и муравей". Мелодекламация стихотворения с использованием различных видов голосоведения. | Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. | |
1 | Инструментальная музыка. | Дифференциация звучания различных по высоте источников, различных по силе и характеру звучания источников звука (музыкальные инструменты). Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.). Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Воспроизведение заданного ряда последовательных движений, сохраняя двигательную программу. | |
1 | Вокальная музыка. | Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Различные виды ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. | |
1 | Вокальная музыка. | Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха. Произнесение различного речевого материала на выдохе с учетом параметров движения: интенсивности, напряженности, длительности. | |
1 | Вокальная музыка | Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением, затем с речью. Голосовые (ортофонические) упражнения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
1 | Повторение Виды музыки (Народная, классика, эстрада, джаз) | Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки. | |
1 | Музыка разных народов | Дифференциация звучания различных по высоте источников, различных по силе и характеру звучания источников звука (музыкальные инструменты). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.). | |
1 | Музыка разных народов. | Статические и динамические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки. | |
1 | Музыка разных народов. | Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов выразительными движениями в соответствии с характером музыки. | |
1 | Музыка разных народов. | Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
1 | Музыка разных народов. | Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
1 | Музыка разных народов. | Статические и динамические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Двигательные инсценировки стихотворений | |
1 | Музыка разных народов. | Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки. | |
1 | Музыка разных народов. | Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Восприятие неожиданного, метрического (равномерно повторяющегося) и переходного акцента и реагирование на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.). Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений | |
2 | Повторение. | Статические и динамические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски. | |
1 | Музыка разных народов. | Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
1 | Картины природы в музыке. | Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
1 | Картины природы в музыке. | Статические и динамические дыхательные упражнения. Дифференциация носового и ротового дыхания. Произнесение различного речевого материала на выдохе. Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). | |
1 | Картины природы в музыке. | Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Восприятие неожиданного, метрического (равномерно повторяющегося) и переходного акцента и реагирование на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.). Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений | |
1 | Героические страницы истории в музыке. | Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. | |
1 | Героические страницы истории в музыке. | Музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки. Упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | |
2 | Урок-концерт. | Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. | |
Итого: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Логоритмика- 2Гкласс ( 34 часа).
Учитель-логопед: ДемченкоЛ.Н.
Учебный год: 2021-2022
№ урока | Дата план. | Дата факт. | Тип урока, технология | Тема урока | Примечания |
1 | 07.09. | Урок общеметодологической направленности | Русские потешки | ||
2 | 14.09. | Урок рефлексии | Русские потешки | ||
3 | 21.09. | Урок рефлексии | Дифференциация звучания различных по высоте источников звука (колокольчики, барабаны, металлофон) | ||
4 | 28.09. | Урок общеметодологической направленности | Сказка «Петушок-золотой гребешок». Знакомство с русской народной сказкой. .Воспроизведение заданного ряда последовательных движений с речью. Соотношение ритма движений и речи.. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. | ||
5 | 05.10. | Урок общеметодологической направленности | Сказка «Лиса и журавль». Знакомство с русской народной сказкой. .Воспроизведение заданного ряда последовательных движений с речью. Соотношение ритма движений и речи.. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. | ||
6 | 12.10. | Урок общеметодологической направленности | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…..». Разучивание стихотворения. Двигательная инсценировка стихотворения. | ||
7 | 19.10. | Урок общеметодологической направленности | А.Фет «Ласточки пропали….». Разучивание стихотворения. Двигательная инсценировка стихотворения. | ||
8 | 09.11. | Урок общеметодологической направленности | А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Связь интонации со смыслом высказывания.. Произношение/пропевание под музыку речевого материала. | ||
9 | 16.11. | Урок общеметодологической направленности | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». (отрывок) Связь интонации со смыслом высказывания.. Произношение/пропевание под музыку речевого материала. | ||
10 | 23.11. | Урок рефлексии | Л.Толстой «Старый дед и внучек». Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов выразительными движениями | ||
11 | 30.11. | Урок общеметодологической направленности | И.Крылов «Стрекоза и муравей». Мелодекламация басни по ролям (речь с движениием) | ||
12 | 07.12. | Урок развивающего контроля знаний | Инструментальная музыка (дифференциация различных по высоте инструментов) | ||
13 | 14.12. | Урок общеметодологической направленности | Вокальная музыка. Музыкально-ритмические игровые движения | ||
14 | 21.12. | Урок общеметодологической направленности | Вокальная музыка. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | ||
15 | 28.12. | Урок общеметодологической направленности | Вокальная музыка. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками. | ||
16 | 11.01. | Урок развивающего контроля знаний | Повторение.. Виды музыки (народная, классика, эстрада). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой. | ||
17 | 18.01. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
18 | 25.01. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
19 | 01.02. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
20 | 08.02. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
21 | 15.02. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
22 | 22.02. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
23 | 01.03. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
24 | 15.03. | Урок общеметодологической направленности | Музыка разных народов. | ||
25 | 22.03. | Урок развивающего контроля знаний | Повторение. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски. | ||
26 | 05.04. | Урок развивающего контроля знаний | Музыка разных нардов. Музыкально-ритмические, игровые движения с ориентировкой на начало и конец музыки.. | ||
27 | 12.04. | Урок общеметодологической направленности | Картины природы в музыке. | ||
28 | 19.04. | Урок общеметодологической направленности | Картины природы в музыке | ||
29 | 26.04. | Урок рефлексии | Картины природы в музыке. | ||
30 | 03.05 | Урок общеметодологической направленности | Героические страницы истории в музыке | ||
31 | 10.05. | Урок рефлексии | Героические страницы истории в музыке | ||
32 | 17.05.. | Урок рефлексии | Героические страницы истории в музыке | ||
33 | 24.05 | Урок рефлексии | Урок-концерт | ||
34 | Урок рефлексии | Урок-концерт |
- Волкова Г,А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи», М., 1968
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968
- Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973
- Цвытарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...