Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР (4 класс)
статья по логопедии (4 класс)

Блохина Елена Владимировна

В статье описывается работа логопеда с учащимися, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (задержка психического развития) и нарушение письменной речи. Особенности данной категории детей необходимо учитывать всем специалистам, работающим с ними. В материалах приведен пример конспекта логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._materialy.docx457.28 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР (4 класс)

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство общения и обучения другим дисциплинам. Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Указанными навыками также необходимо овладеть школьникам, имеющим отставание в развитии. Нарушения устной и письменной речи у школьников с задержкой психического развития встречаются значительно чаще, чем у учащихся массовых школ. Специфика нарушения психического развития таких детей определяет особую логику построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования в соответствии с основными положениями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.

Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.

Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.

В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляемый с учащимися в течение трех лет.

Отработка материала происходит на уровне слова и предложения на программном материале учебника 4 класса по русскому языку. Приведем пример конспекта занятий с учащимися 4 класса по коррекции дисграфии.

Тема: Дифференциация звуков и букв Б -Д в тексте.

Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.

Цель: закрепление умения различать звуки и буквы Б – Д на уровне текста; отработка умения согласовывать существительное и прилагательное в косвенных падежах на практической основе.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, отработать дифференциацию букв на уровне текста;

- закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в косвенных падежах на практической основе.

Коррекционные:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- совершенствовать фонематические представления;

- совершенствовать пространственные представления;

- закреплять навыки языкового анализа и синтеза;

- обогащение активного словаря за счет прилагательных.

Воспитательные:

- воспитывать умение анализировать условие учебной задачи;

- воспитывать умение адекватно оценивать свою деятельность;

- воспитывать интерес к русскому языку.

  1. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквами «б» и «д».

  1. Ход занятия.
  1. Выполните задание на внимание. Нужно найти среди других букв -  буквы «б», «д». Рядом с буквой «б» рисуете стрелочку вверх, рядом с «д» - стрелочку вниз. Взаимопроверка.

Т

А

р

э

в

б

б

ш

Б

н

Д

а

в

Д

з

в

к

Б

д

Е

п

б

ы

Д

у

к

Д

г

ф

ы

с

д

э

э

б

з

б

ф

а

д

у

д

д

Ц

д

м

ц

п

з

с

ы

б

д

и

п

б

о

н

ж

б

  1. Сегодня мы продолжим работать с этими буквами. Вспомните, куда смотрит «хвостик» буквы «б», «д»? (у «б» - вверх, у «д» - вниз).
  2. Откройте тетрадь. Запишите число.
  3. Найдите  схему, которую мы записывали на прошлом занятии. Кто сможет вспомнить, какие слова здесь зашифрованы. Запишем предложение целиком. (Бурый медведь осенью ходит по лесу.) Найдите буквы занятия «б» и «д». Обозначьте их стрелочками «б» - вверх, «д» - вниз.
  4. Продолжим составлять предложения. Посмотрите на карточку 1.

Я называю координаты, на месте пересечения будет слово, записываете его в тетрадь. Напомните, как пишется 1 слово в предложении. Что ставим в конце?

  • Г2, А1,  В2,  В1,  Б3,  Б5,  Г6 (Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.)
  • В3, А3, Б1, В4, А6, Г3 (Медведь хочет запасти под шкурой жир.)
  • Г4, А4, Г5, А2, Б4 (Косолапый ест ягоды, ищет корешки.)
  1. Что получилось у нас? (небольшой рассказ) Верно, иначе говоря – текст. Найдите буквы занятия «б» и «д». Обозначьте их стрелочками «б» - вверх, «д» - вниз. Сколько предложений в нашем тексте? Прочитайте первое. Последнее. Третье.

Физ. минутка.

  1. Прочитайте текст на карточке 3. Подставьте к элементу

«овал» нужный элемент от буквы б или д.

Три оня оул резкий, холооный ветер. Выла вьюга. Метель занесла все оорожки, онём стало тихо. Резво оегут на улицу реоятишки, киоают оруг в оруга снежки, комья снега. Лепят снежную оаоу. А снег мягкий, липкий. Лёня Жуков запряг в салазки сооаку Мушку и заехал в сугроо. Весело зимой реоятишкам.

III. Рефленксия,

Какие буквы мы изучали на занятии? Что было сложно? Что запомнилось?

Выберите цвет настроения. Красный – хорошее, все получалось отлично; зеленый – нормальное, справлялся с заданиями хорошо; синий – устал, было очень трудно.

Таким образом, при проведении логопедического занятия с младшими школьниками с ЗПР, необходимо соблюдать следующие принципы:

- работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. Предполагает единство требований к теме занятий, объему и качеству знаний учащихся.

- предполагается насыщенность наглядным и раздаточным материалом, активное использование деятельностного подхода.

- обязательный учет состояния каждого ребенка, его особенностей физических, интеллектуальных и психологических.

Имея в виду данные принципы, нами строится коррекционная работа с данной категорией детей. Мы считаем, что только в этом случае, можно будет наблюдать положительную динамику в развитии школьников.

Список литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков на лексическом материале. – СПб.: КАРО, 2009.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. // М., Просвещение, 1991.
  4. Ишимова О.А. Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2015.
  5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.  В 2 ч. – М.: Просвещение,  2015.
  6. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
  7. Коррекция нарушений письменной речи / под.ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция оптической дисграфии. // М., 2006.
  9. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников  с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
  10. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...

Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...