Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР (4 класс)
статья по логопедии (4 класс)
В статье описывается работа логопеда с учащимися, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (задержка психического развития) и нарушение письменной речи. Особенности данной категории детей необходимо учитывать всем специалистам, работающим с ними. В материалах приведен пример конспекта логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._materialy.docx | 457.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР (4 класс)
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство общения и обучения другим дисциплинам. Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Указанными навыками также необходимо овладеть школьникам, имеющим отставание в развитии. Нарушения устной и письменной речи у школьников с задержкой психического развития встречаются значительно чаще, чем у учащихся массовых школ. Специфика нарушения психического развития таких детей определяет особую логику построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования в соответствии с основными положениями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.
Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.
Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.
В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляемый с учащимися в течение трех лет.
Отработка материала происходит на уровне слова и предложения на программном материале учебника 4 класса по русскому языку. Приведем пример конспекта занятий с учащимися 4 класса по коррекции дисграфии.
Тема: Дифференциация звуков и букв Б -Д в тексте.
Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.
Цель: закрепление умения различать звуки и буквы Б – Д на уровне текста; отработка умения согласовывать существительное и прилагательное в косвенных падежах на практической основе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, отработать дифференциацию букв на уровне текста;
- закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в косвенных падежах на практической основе.
Коррекционные:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- совершенствовать фонематические представления;
- совершенствовать пространственные представления;
- закреплять навыки языкового анализа и синтеза;
- обогащение активного словаря за счет прилагательных.
Воспитательные:
- воспитывать умение анализировать условие учебной задачи;
- воспитывать умение адекватно оценивать свою деятельность;
- воспитывать интерес к русскому языку.
- Орг. момент.
Сядет тот, кто назовет слова с буквами «б» и «д».
- Ход занятия.
- Выполните задание на внимание. Нужно найти среди других букв - буквы «б», «д». Рядом с буквой «б» рисуете стрелочку вверх, рядом с «д» - стрелочку вниз. Взаимопроверка.
Т | А | р | э | в | б |
б | ш | Б | н | Д | а |
в | Д | з | в | к | Б |
д | Е | п | б | ы | Д |
у | к | Д | г | ф | ы |
с | д | э | э | б | з |
б | ф | а | д | у | д |
д | Ц | д | м | ц | п |
з | с | ы | б | д | и |
п | б | о | н | ж | б |
- Сегодня мы продолжим работать с этими буквами. Вспомните, куда смотрит «хвостик» буквы «б», «д»? (у «б» - вверх, у «д» - вниз).
- Откройте тетрадь. Запишите число.
- Найдите схему, которую мы записывали на прошлом занятии. Кто сможет вспомнить, какие слова здесь зашифрованы. Запишем предложение целиком. (Бурый медведь осенью ходит по лесу.) Найдите буквы занятия «б» и «д». Обозначьте их стрелочками «б» - вверх, «д» - вниз.
- Продолжим составлять предложения. Посмотрите на карточку 1.
Я называю координаты, на месте пересечения будет слово, записываете его в тетрадь. Напомните, как пишется 1 слово в предложении. Что ставим в конце?
- Г2, А1, В2, В1, Б3, Б5, Г6 (Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.)
- В3, А3, Б1, В4, А6, Г3 (Медведь хочет запасти под шкурой жир.)
- Г4, А4, Г5, А2, Б4 (Косолапый ест ягоды, ищет корешки.)
- Что получилось у нас? (небольшой рассказ) Верно, иначе говоря – текст. Найдите буквы занятия «б» и «д». Обозначьте их стрелочками «б» - вверх, «д» - вниз. Сколько предложений в нашем тексте? Прочитайте первое. Последнее. Третье.
Физ. минутка.
- Прочитайте текст на карточке 3. Подставьте к элементу
«овал» нужный элемент от буквы б или д.
Три оня оул резкий, холооный ветер. Выла вьюга. Метель занесла все оорожки, онём стало тихо. Резво оегут на улицу реоятишки, киоают оруг в оруга снежки, комья снега. Лепят снежную оаоу. А снег мягкий, липкий. Лёня Жуков запряг в салазки сооаку Мушку и заехал в сугроо. Весело зимой реоятишкам.
III. Рефленксия,
Какие буквы мы изучали на занятии? Что было сложно? Что запомнилось?
Выберите цвет настроения. Красный – хорошее, все получалось отлично; зеленый – нормальное, справлялся с заданиями хорошо; синий – устал, было очень трудно.
Таким образом, при проведении логопедического занятия с младшими школьниками с ЗПР, необходимо соблюдать следующие принципы:
- работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. Предполагает единство требований к теме занятий, объему и качеству знаний учащихся.
- предполагается насыщенность наглядным и раздаточным материалом, активное использование деятельностного подхода.
- обязательный учет состояния каждого ребенка, его особенностей физических, интеллектуальных и психологических.
Имея в виду данные принципы, нами строится коррекционная работа с данной категорией детей. Мы считаем, что только в этом случае, можно будет наблюдать положительную динамику в развитии школьников.
Список литературы
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.
- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков на лексическом материале. – СПб.: КАРО, 2009.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. // М., Просвещение, 1991.
- Ишимова О.А. Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2015.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
- Коррекция нарушений письменной речи / под.ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция оптической дисграфии. // М., 2006.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
Помощь учителям....
Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."
Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...
Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...