Речевые симптомы
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Речевые симптомы
Речевые симптомы – это расстройства фонационной, артикуляционной, коммуникативной функции, возникающие при различных заболеваниях речевого аппарата, нервной системы, ЛОР-органов. Включают нарушения голоса (осиплость, гнусавость), звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), ритма речи (запинки), связной речи (эхолалии, эмболофразии) и т.д. Речевые симптомы диагностируются в рамках обследования пациента по поводу основной патологии. Устранение подобных проявлений в большинстве случаев проводится логопедическими средствами. Лечение может дополняться фармакотерапией, психотерапией, физиотерапией.
Речевые симптомы зависят от вида расстройства и уровня поражения речевого аппарата: его центрального звена (головной мозг) или периферического отдела (органы дыхания, голосообразования, артикуляции). В соответствии с этими критериями в практической логопедии речевые симптомы делятся на следующие группы:
1. Симптомы расстройства экспрессивной речи. Связаны с затруднением произнесения звуков, слов, фраз. Встречаются при большинстве логопатологий: дислалии, заикании, дизартрии, алалии, афазии. Включают:
- фонетические дефекты: пропуски, искажения звуков;
- фонематические дефекты: замены, смешения звуков, литеральные парафазии;
- лексико-грамматические нарушения: бедность словаря, неправильное согласование слов в предложении, нарушение слоговой структуры слова;
- расстройства связной речи: речевая инактивность, эхолалия, эмболофразия и др.;
- расстройства темпа и ритма речи: запинки, спотыкания, убыстренная (тахилалия) или замедленная речь (брадилалия);
- нарушения голоса: ринофония, осиплость, отсутствие голоса (афония);
2. Симптомы расстройства импрессивной речи. Характерны для сенсорной алалии и акустико-гностической афазии. К ним относится непонимание обращенной речи, расстройство слухового внимания, логорея.
3. Симптомы нарушений письменной речи. Встречаются при различных видах дисграфии и дислексии. Представлены заменами, пропусками букв, зеркальным письмом, непониманием смысла прочитанного, распадом навыка письма (аграфия) и чтения (алексия).
Речевые симптомы могут встречаться не только в рамках различной логопатологии, но и при целом ряде неврологических синдромов, психических расстройств. В связи с этим они требуют тщательной дифференциальной диагностики и дифференцированного лечебного подхода. К коррекции патологических речевых симптомов, кроме логопедов-практиков, привлекаются врачи-клиницисты: неврологи, фониатры, психотерапевты.
Речевые симптомы
Аграмматизм – это неспособность построения или восприятия грамматических конструкций.
Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими.
Дефект смягчения – это постоянные, регулярно повторяющиеся замены мягких согласных соответствующими твердыми парами и наоборот.
Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции.
Замена звуков ‒ это стойкое употребление одного нормативного звука вместо другого.
Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера.
Искажение звуков – это акустически ненормативное произношение фонем.
Каппацизм в узком смысле означает дефекты произношения [К] и [К′], в более широком – недостатки всех заднеязычных звуков, включая [Г] и [Г′], [Х] и [Х′].
Копролалия – это непреднамеренное, неуместное, патологически навязчивое произнесение ругательств и нецензурной лексики.
Ламбдацизм – это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении [Л] и [Л’].
Логорея – это специфическое речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции.
Логофобия (глоссофобия) – это патологическая боязнь заговорить при людях.
Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, деменции и пр.
Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Ограниченный словарный запас характерен для детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальными нарушениями, пациентов с энцефалопатиями различного генеза, деменцией, афазией, эпилепсией, психическими расстройствами.
Осиплость голоса – это потеря звучности голоса с появлением хрипловатых призвуков.
Отсутствие речи – это неспособность к реализации устного высказывания, обусловленная низким уровнем речевого развития или распадом речи.
Парафазия – это симптом ряда речевых и неврологических расстройств, характеризующийся заменой правильных звуков, букв, слогов, слов другими, не соответствующими нормам и правилам языка.
Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка.
Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Симптомы СДВГ в соответствии с возрастом.
Для удобства работы учителей с учащимися предлагается таблица симптомов СДВГ в соответствии с возрастом ребенка. Данный материал может быть использован и родителями....
12 симптомов детского стресса
Пособие для воспитателей и классных руководителей...
Симптомы гиперактивности детей
Перечисленные симптомы помогут родителям определить их наличие у своего ребёна...
Шкала для измерения частоты проявления симптома интернет зависимости по методике Любови Колчановой
Шкала для измерения частоты проявления симптома интернет зависимости по методике Любови Колчановой...
Детский аутизм: симптомы, признаки
Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты,...
Детский аутизм: симптомы, признаки
Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты,...
Первые симптомы переходного возраста
Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь.С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к неза...