Виды дисграфии и пути ее преодоления
презентация к уроку по логопедии
Виды дисграфии и пути ее преодоления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisenko_e.s._disgrafiya_i_sposoby_ee_korrektsii1.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо . Дисграфия – (« графо»-пишу, « дис »- расстройство)
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Причины Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: - соматическими заболеваниями; - наследственным фактором, когда ребенку передается - несформированностью мозговых структур, их качественной незрелостью. - несформированностью высших психических функций.
Предпосылки дисграфии : 1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках. 3 . Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 4 . Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 6 . Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, хвуков [ Р ] , [ Л ] , [ Й ] ) 7. Несформированность : грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста .
1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи . Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.
Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д.
Образец письма при акустической дисграфии .
Работа проводится в два этапа: предварительная работа над каждым из смешиваемых звуков и этап дифференциации смешиваемых звуков. Например, артикуляция звука с. Артикуляция и сравнение с образом неречевого звука (Течет вода из крана ) Выделение звука на фоне слога. Дети сигналят, если слышат звук в слоговой цепочке. Определять наличие или отсутствие звука в слове. Отобрать картинки с заданным звуком (смешиваемый звук исключается). Подобрать картинки к заданной букве. Придумать слова со звуком. Определение места звука в слове. Выделение слова с заданным звуком из предложения.
На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в той же последовательности . Определить звуки по беззвучной артикуляции. Определить артикуляцию звука (экран). Повторение слоговых дорожек: ша-са , со- шо , СА- ша - са , сош-шос . Чтение, запись слов под диктовку. Различные графические диктанты. Записать в два столбика. Составить графические схемы слов. Вставить в слова пропущенные буквы. Дифференциация в предложении: Придумать предложение со звуками. В предложении назвать слова с данными звуками. Дополнить предложение словом. Вставить в предложение пропущенные звуки. Выбрать из предложения слова с заданными звуками и записать в два столбика. Следующим этапом является работа с текстом .
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)
О бразец письма при артикуляторно -акустической дисграфии .
Особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза: Выделение (узнавание звука на фоне слова). Вычленение звука в начале и в конце слова, а также определение места (начало, середина, конец слова). Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза 1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) « цвтыстятстле » вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: - пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); - добавление лишних слогов (« молототок ») - перестановка слогов (« мотолок »); 3. Несформированность деления слов на звуки: - пропуски гласных букв (« трктор » - «трактор») - вставка лишних букв (« стлол » – «стол»); - перестановка букв (« турба » – «труба»)
Образец письма при дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
4. Оптическая дисграфия . Связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии : Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…
Образец письма при оптической дисграфии .
Работа проводится в следующих направлениях: Развитие зрительного восприятия и узнавания: Назвать предметы по их контурам.
Назвать недорисованные предметы .
Назвать перечеркнутые изображения .
Выделить изображения, наложенные друг на друга.
Нахождение фигуры среди других.
Срисовывание серий полукругов и линий .
Дорисовывание симметричных изображений.
Определить букву в неправильном положении .
Дописать букву.
Превратить букву в другую.
Найти спрятавшуюся букву.
Упражнения по развитию зрительной памяти. Игры «Чего нет?», «Что изменилось?».
Формирование пространственных представлений Определение пространственных соотношений между предметами.
5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки : Аграмматическая дисграфия. Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа ; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).
Образец письма при аграмматической дисграфии .
При устранении аграмматической дисграфии широко используются письменные упражнения Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях. Например: Дрова рубят топор.. . Поезд … ъехал к станции. К названию одного предмета написать названия двух, пяти предметов. Например: стул – два …, пять -…; карандаш – два…, пять - …; доска – две …, пять - … . Письменные ответы на вопросы. (одним словом, словосочетанием или предложением). Где живет белка? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.) К названию большого предмета дописать название маленького. Например: стол – столик, банка - …, стул - … . К названию предмета дописать название его цвета. Помидор - …, репа - …, огурец - … . Дописать приставки в словах предложения. Мальчик …шел к забору. Грузовик …ехал через мост. К названию предмета подобрать подобрать слово, отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? Дом - …(деревянный), аквариум - …(стеклянный). Составить предложение из данных слов. Радуга, дождя, после, небе, на, появилась. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Например: На озере плавали белые…. . мальчик получил хорошую … . Добавить недостающую букву в глагольную форму: стул упал, девочка упал., дерево упал. . Изменить словосочетание, данное в скобках. Мама подарила дочке (красивая кукла). К названию животного дописать название его детеныша. Волк – волчонок, лиса - …, заяц - …, медведь - … . Выделить и записать общую часть родственных слов. Столик, столовая, столы; лёд, ледяной, ледокол; Диктанты предложений, текста.
Наиболее трудным для детей является употребление в письменной речи предложно – падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. При определении этапов работы учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим вначале отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги над, из, около, за, перед, между, по. При этом необходимо учитывать, что с предлогом употребляются следующие падежные формы: Родительный падеж с предлогом у – обозначает местонахождение, с предлогом с, из, до со значением направления действия. Дательный падеж с предлогом по – местонахождение - по реке, с предлогом к – значение направления действия – идет к дому. Винительный падеж с предлогами в, на, за, под - значение направления действия – ставит на стол, кладет под стол. Творительный падеж с предлогами за, над, под, перед – значение местонахождения – лежит за книгой, перед книгой. Предложный падеж с предлогами в,на обозначающий местонахождения предмета – лежит на столе. Каждый предлог отрабатывается отдельно, работа проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение уточняется с помощью графической схемы.
Смешанная дисграфия В основе несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Образец письма при смешанной дисграфии .
Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей первоклассников «Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения и пути их преодоления »
Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения....
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления"
План-конспект родительского собрания...
Трудности первых школьных месяцев и пути их преодоления
Предложенный учебный материал подробно познакомит педагога начальных классов с особенностями построения учебного процесса в 1 классе: знакомство с детьми, игра-петешествие "Здравствуй, школа!&quo...
Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....
Проблема дисграфии в начальной школе и пути её преодоления.
Часто у школьников наблюдаются сложные варианты нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны. Дети пропускают, переставляют и заменяют буквы, не дописывают слова, забывают обозначать границы ...
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...