Как влияет общая и тонкая моторика на развитие речи
статья по логопедии
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как влияет общая и тонкая моторика на развитие речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточено пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Исследованиями разных стран и практикой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т.д.)
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Начинать следует с простых упражнений. По развитию общей моторики работу можно начинать с простых инструкций: «Пройди прямо от стола к двери», «Обойди вокруг стула (стола)», «Встань на скамеечку» и т.д.
Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом более сложные.
Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их; переплетать пальцы обеих рук – сделать елочку. Тут ребенок также выполняет сначала простые упражнения и постепенно переходит к выполнению более сложных упражнений: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Зайчик» и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи.
При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
В.В. и С.В. Коноваленко предлагают примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Сюда входят упражнения для нижней челюсти (жевательные движения; «Заборчик»), упражнения для губ (улыбка, «трубочка»), упражнения для языка («часики», «качели», «лопатка» и т.д.).
Также ими представлен примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики («солнечные лучи», «пальчики здороваются», «ножницы»), самомассаж кистей и пальцев рук (растирание, надавливание, разминание).
В. Цвынтарный в своей книге «Играем пальчиками и развиваем речь» дает два блока упражнений: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными пальчиками, спичками и т.д.
В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц («стул», «очки», «кошка», «мышка», «гусь», «петушок»).
Во втором блоке представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек («ракета»,«машина»,«флажок»,«рыбка»).
В книге И. Лопухиной «Логопедия – речь, ритм, движение» представлены упражнения по развитию общей моторики, игры с пальчиками, речь с движениями.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Мелкая моторика и развитие речи".
Консультация для родителей. Может быть использована для выступлений перед родителями, для стендов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589335-1423413552.jpg)
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-563960-1425051332.jpg)
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.
-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1280907-1607012026.jpg)
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451825-1401177824.jpg)
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390365-1390626190.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (1 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате реализа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390365-1390626190.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (2 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи". В результате р...