статья "Мелкая моторика и развитие речи".
статья по теме
Консультация для родителей. Может быть использована для выступлений перед родителями, для стендов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_i_razvitie__rechi.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и развитие речи.
Развитие мелкой моторики исключительно важный момент в процессе логопедического воздействия. Целью развития мелкой моторики является повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы с речью.
Сегодня хорошо известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказываются на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Степень развития движения пальцев соответствует степени развития речи. У детей с нарушениями речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, выраженная в различной степени. Движения пальцев тесно связано с речевой функцией. Существует следующая закономерность: если развитие двигательных навыков пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы и обратно, если двигательные способности пальцев рук отстают, то задерживается и общее речевое развитие, независимо от того, что общая моторика (бег, прыжки, лазание) может быть в норме. Следовательно, формирование речевых отделов головного мозга происходит под влиянием кинестетических импульсов, исходящих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Обычно ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой имеет и высокий уровень интеллекта: умеет рассуждать логически, имеет хорошо развитую память, мышление, внимание, связную речь.
Плохая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении таких заданий, как: рисование по контуру, раскрашивание, рисование по образцу, завязывание узелков, вырезание и др. Ребёнок быстро утомляется, теряет интерес и не справляется с поставленной задачей.
Письмо - сложный процесс, включающий выполнение тонких координирующих движений рук. Недостаточное развитие мелкой моторики ведёт к затруднениям в письме и как следствие – негативное отношение к учёбе, тревожность и др. Вот почему особенно важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Нужно постараться развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными, подвижными.
Рисование, лепка, конструктор, вышивание, мозаика – эти и другие подобные занятия помогут развить руку ребёнка. Кроме того, огромное количество простых повседневных дел – застегнуть, а, может быть, даже и пришить оторванные пуговицы, справиться с непослушными шнурками, помыть посуду, завернуть гайку, вырезать сложную фигуру из бумаги – отлично готовят руку ребенка к письму.
Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:
- завязывание и развязывание лент;
- перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
- всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана;
- плетение из ниток закладок, ковриков;
- моделирование из спичек;
- занятие оригами;
- пальчиковая гимнастика( выполнение различных фигур пальцами обеих рук);
- нанизывание бусин;
- массаж ладоней и пальцев рук ( самомассаж по направлению от кончиков пальцев к основанию с помощью большого и указательного пальцев; сжать - разжать кулачки; собрать - растопырить пальцы);
- самомассаж с различными предметами( катание между ладонями шишек, каштанов, ребристого карандаша , маленьких шариков).
Существует много упражнений по подготовке руки к овладению письмом, они подробно описаны в различных пособиях по подготовке детей к школе.
Вот некоторые из них.
1. «Путь муравьишки» - ребенок рисует путь муравьишки (полет пчелы и т.п.) линией, которая должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь» начинается и заканчивается в одном месте, таким образом создается замкнутая линия.
2. «Езда по дорожкам» - ребенок должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. Дорожки следует делать разнообразными. Существует множество вариантов этого упражнения – в домик по дорожке может добираться заяц, лягушка, медведь, любой сказочный герой.
3. «Охотник и волк» - нужно «попасть» в волка, в мишень. Линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой.
4. «Самолеты за облаками» - ребенок должен закрасить карандашом нарисованные взрослым облака. Одно облако должно стать совсем темным, чтобы сквозь него не было видно самолета, нарисованного на нем. Другое облако должно быть менее темным, чтобы контуры самолета слегка проглядывали. И третье облако должно быть совсем светлым, чтобы самолет был виден «почти так же хорошо, как если бы облака совсем не было».
5. «Узнай кто я» (Обведение контура предмета по точкам). Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, например, цветок или рыбу. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется и чтобы узнать кто, ему следует все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
6. Рисование по образцу с опорой на значимые точки. Точки ставятся в тех местах, где линия изменяет направление.
7. Закончить рисунок, на котором художник не успел дорисовать и раскрасить, например, ромашки или солнышко.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
.Все эти занятия очень интересны, их могут проводить сами родители в любое удобное для них и ребёнка время, главное чтобы занятия были регулярными и продолжались до достижения максимального эффекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.
-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; ...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии...
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
Как влияет общая и тонкая моторика на развитие речи
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при...
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...