Речевая готовность ребёнка к школе. Рекомендации учителя-логопеда
статья по логопедии

Свиридова Ольга Юрьевна

Для успешного обучения в школе необходима определенная речевая готовность. В данной статье  мы разберемся, что подразумевается под  понятием «речевая готовность к школе»  и рассмотрим игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sviridova._rekomendatsii_roditelyam_uchitelya-logopeda.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка к школе. Рекомендации учителя-логопеда

                                                                             

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Для успешного обучения в школе наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью к школе необходима определенная речевая готовность. Что скрывается за понятием «речевая готовность к школе»?  Давайте разберемся, что подразумевается под данным понятием и рассмотрим игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях.

  1. Звукопроизношение

Если ребёнок нечетко произносит звуки (искажает или заменяет), то необходимо заняться коррекцией произношения. В некоторых случаях процесс работы над звуком занимает много времени, поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. После знакомства с ребенком логопед подберет комплекс индивидуальных заданий, которые помогут скорректировать произношение.

Дома можно заниматься с ребёнком развитием артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно перед зеркалом в течение 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Для занятий можно использовать следующие упражнения:

«Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«Лягушка-хоботок». Чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

«Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить поочередно из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели». Улыбнуться, открыть рот. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

  1. Фонематические процессы.

Некоторые дети чётко произносят все звуки, но не всегда разграничивают на слух близкие по звучанию или произношению звуки: свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), соноры (р-л); звонкие и глухие (д-т, п-б). Такие трудности указывают на недоразвитие фонематического слуха и часто в последствии отражаются на письме в виде замены и смешения букв.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и на прогулке:

 – произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук (например, звук [р]);

– попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук;

– попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» заданный звук.

               Для успешного овладения чтением и письмом очень важной является способность к звуковому анализу и синтезу. 

а) У ребёнка должно быть сформировано представление о том,

что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.

б) Также необходимо дать представления о звуках:

звуки делятся на гласные и согласные;

согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

 в) Научить:

определять место звука в слове: в слове МАШИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове КОМ – в конце слова;

определять последовательность звуков в слове: в слове РАК первый звук [р], второй – [а], третий – [к];

cоставлять слова из звуков: [с], [о], [к] –сок

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных (к-о-т, к-а-ш-а, п-а-с-т-а).

  1. Словарный запас

           Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

а) Важно знать следующие лексические темы: 

человек, части тела, геометрические фигуры, овощи, фрукты, грибы, ягоды, деревья, цветы, одежда, обувь, головные уборы, семья, посуда, продукты питания, мебель, животные (дикие, домашние, севера и жарких стран), детёныши животных и птиц, птицы (перелетные, зимующие, домашние), транспорт, правила дорожного движения, профессии, времена года, название месяцев.

«Назови одним словом»

Кастрюля, чашка, ковш, сковорода (посуда), платье, майка, шорты, свитер (одежда) и т.п.

 «Четвертый лишний»

Три картинки из одной темы, а четвертая относится к другой (огурец, помидор, яблоко, свекла) - Какая картинка лишняя? Почему?

«Магазин посуды»

Посуда для сахара – сахарница, посуда для хлеба – хлебница, посуда для масла маслёнка, посуда для соли – солонка.

            б) Активно использовать словарь синонимов и антонимов

«Как сказать по-другому»

Река бежит (течёт, журчит, льется)

 «Скажи наоборот»

Сладкий – горький, старый – новый, низкий – высокий …

            в) Развивать глагольный словарь

«Кто какой голос подает?»

Свинья хрюкает, петух кукарекает, лягушка квакает, корова мычит …

«Кто как передвигается?»

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает …

 «Кто чем занимается?»

Повар – варит еду, врач – лечит людей, художник – рисует картины…

«Что происходит в природе»

Солнцесветит, ручьижурчат…

«Как движется транспорт?»

Самолёт – летит, машина –едет, корабль – плывет…

            г) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных, знал:

цвета и оттенки;

прилагательные вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький…);

прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…).

            4.     Грамматический строй речи

а) Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

Правильное употребление падежные окончания. (Стоит (что?) дом, вышел (из чего?) из дома, подошел (к чему?) к дому и т.д).

Образование формы единственного и множественного числа имён существительных. Важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (нос – носы, дождь – дожди), -а, -я (глаз – глаза, дерево – деревья), с изменением слова (пень – пни, лоб – лбы, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями.

Согласование существительных с числительнымиИгры «Весёлый счёт», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными (1 дом, 2 дома, 5 домов).

 Понимание смыслового значения предлогов. Проверьте, понимает ли ваш ребёнок значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д. («Покажи на картинке где: кот идёт к дому; кот в доме; кот перед домом; кот за домом; кот на крыше; кот вылезает из трубы; кот под крыльцом»).

 б) Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова

- Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище)

- Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (у коровы  телёнок, у собаки  щенок, у лошади  жеребёнок)

- Сложные слова (пешком, ходить–пешеход)

- Глаголы, образованные с помощью приставок (приезжать, уезжать, выезжать, заезжать, переезжать и т.д.)

- Прилагательные, образованные от существительных (рис–рисовый, золото–золотой, шерсть–шерстяной).

- Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (лисья голова, мамина кофта, папина машина).

  1. Связная речь

            К семи годам ребёнок должен уметь:

Составлять рассказ по картинке (с чего всё началось, что происходит, чем закончится рассказ).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок («Разложи картинки по порядку и составь рассказ»).

 Пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, отвечать на вопросы по тексту. (Например: В.Бианки «Сказки и рассказы», Л.Толстой «Рассказы для детей»).

При пересказе обращать внимание на понимание ребёнком текста, на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

  1. Мелкая моторика

            В дошкольном возрасте необходимо подготовить руку к письму. Слабость, неразвитость кисти рук не позволит ребёнку выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Можно использовать следующие виды заданий:

- пальчиковая гимнастика;

- обведение и штриховка предметов; 

- шнуровка;

- нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

  1. Развитие зрительно-пространственных представлений

           Работа по формированию пространственного мышления развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность детей, предупреждает дисграфию.

 «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к шкафу и сделай три шага влево, повернись направо и сделай два шага и т.д.».

«Покажи правильно». Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.

«Графический диктант по клеточкам». Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

 «Найди отличия в картинках». Развиваем умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

 «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Уважаемые родители, любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: мышление, внимание, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда будут выполняться с положительным эмоциональным настроем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, актив...

Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благопр...

Речевая готовность ребёнка к школе

Презентация для родителейФормирование речи – это очень важный момент подготовки к школе. Наличие у ребенка даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серье...

Родительское собрание "Речевая готовность ребёнка к школе"

Родительское собрание по теме: "Речевая готовность ребёнка к школе"...

Речевая готовность ребёнка к школе

Задания для формирования речевой готовности будущих первоклассников....

О речевой готовности ребёнка к школе

В этой статье обращается внимание родителей к речи своих детей и как это важно устранить дефекты в речи с помощью специалистов - логопедов  для успешного обучения в школе...

Речевая готовность ребенка к школе (выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников)

Что должно быть сформировно у первоклассника для успешного овладения чтением и письмом в школе?...