Конспект логопедического занятия «Прилагательные в прямом и переносном значении».
план-конспект по логопедии

Групповое логопедическое занятие в 7 классе «Прилагательные в прямом и переносном значении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прилагательные в прямом и переносом значении.

Цель.

Формировать умения различать прилагательные в прямом и переносом значении.

Задачи.

Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными.

Учить составлять словосочетания и предложения с прилагательные в прямом и переносом значении.

Развивать связную речь, внимание, мышление.

Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: презентация, карточки, железный гвоздь.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Начинаем наше занятие.

Сядут дети, чьи имена заканчиваются на гласный звук. Теперь ученики, чьи имена заканчиваются на согласный звук. 

  1. Речевая разминка.

Повторение скороговорки.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Какой звук в этой скороговорке встречается чаще всего?

Ответы детей.

Согласные глухие звуки  С (мягкий и твердый)  встречаются в этой скороговорке чаще всего.

  1. Работа по теме занятия.

Актуализация знаний.

Игра «Найди лишнее слово»

На доске вывешены карточки со словами.

Коза, юла, железный, мел.

Ответы детей.

Лишнее слово – железный, потому, что это слово является прилагательным, а остальные слова – существительные.

Фронтальный опрос.

Что такое прилагательное?

Ответы детей.

Прилагательное, это часть речи, которая обозначает признак предмета.

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Ответы детей.

Какое? Какой? Какая? Какие?

Что обозначает слово «железный»?

Ответы детей.

Предмет, сделанный из железа.

Демонстрация железного гвоздя.

Какими свойствами должен обладать этот предмет?

Ответы детей.

Твердый, несгибаемый, прочный.

Это прямое значение слова «железный». Но у этого слова есть еще переносные значения.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим о прилагательных в прямом и переносном значении.

Работа над словосочетанием.

Запись на доске:  железный гвоздь, железное здоровье.

Объяснение учителя.

 В словосочетании железный гвоздь прилагательное обозначает

«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово «железный» употребляется в

этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие.  Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье   называть железным. Так у слова «железный», наряду с прямым значением появилось   переносное значение.

Работа в тетради.

Открываем тетради, записываем число, тему занятия: «Прилагательные в прямом и переносном значении»

Запись словосочетаний в тетрадь.

 Железный гвоздь ,железное здоровье.

Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащимися).

Демонстрация  слайдов презентации.

Задание: найти слова в переносном значении. Объяснить свой выбор.

Горячее сердце, горячий чай.(слайд 2)

Горячее сердце, сердце, чутко реагирующее на чужую беду и полное любви к своей родине и своим близким.

Пустой стакан, пустая голова. (слайд 3)

Пустая голова, так говорят о глупом, несерьезном человеке или же о ситуации, когда никакая дельная мысль не приходит в голову. Такое ощущение, что в голове пусто.

Стальные мышцы, стальной прут(слайд 4)

Стальные мышцы  - это крепкие, упругие мышцы.  Сталь -  крепкий прочный  сплав металлов

Золотые серьги, золотые руки. (слайд 5)

Золотые руки. Так говорят о человеке, способном искусно выполнить любую сложную работу. Они так же высоко ценятся, как и золото.

Сладкая речь, сладкие конфеты. (слайд 6)

Сладкая речь - угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности. От сладкой речи получаешь удовольствие такое же, как и от сладких конфет.

Льняное семя, льняные волосы. (слайд 7)

Льняные волосы, называют так, потому что они похожи на льняное волокно. Льняные волосы (цвета льна) у русских девушек (светло-русый цвет с теплым желтым оттенком).

Вывод.

Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению, качеству)

Физкультминутка. (стихотворение  В.Коркина)

Золотые руки –
Руки не из золота. (встали, подняли руки вверх)
Золотые руки
Не боятся холода. (опустили рук, обхватили руками плечи крест накрест)
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.  (похлопали рука об руку)

Пальчиковая гимнастика.

Колечко. 
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Работа со словосочетаниями. Согласование имен существительных с именами прилагательными. Работа в тетради.

Составить словосочетания из слов. Записать словосочетания в два столбика. В первый столбик слова в прямом значении, во втором – в переносном. Запись на доске учеником с комментарием, остальные учащиеся ведут запись в тетради.

мягкий     характер  подушка        

острый     нож          ум

седой     зима   волосы

мягкая подушка           мягкий характер

острый нож                  острый ум

седые волосы               седая зима

Работа с предложением.

Составить предложение со словосочетаниями  мягкий характер, мягкая подушка.

Примеры предложений.

Маша спит на мягкой подушке.

У Миши  был  мягкий характер.

К первому предложению составляется схема.http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944http://www.sklad-avtomag.ru/rarojivyo/944

Предложения  записываются на доске и в тетрадях.

Работа по карточкам.

1 группа.

Вставить в предложение нужное слово.

Слова для справок: погода, слова.

Сегодня была очень теплая ….

В свой день рождения Коля услышал много тёплых ….

2 группа.

Вставить в предложение нужное слово.

Слова для справок: тонкий, каменный.

На площади стояла…башня.

У Вани было ….сердце.

У Кати …вкус.

Оля вырезала снежинки из ….бумаги.

Проверка работы по карточкам. Оценка работы.

  1. Итог.

Чему учились на занятии?

Ответы детей.

Учились различать прилагательные в прямом и переносном значении.

Что нового, интересного сегодня узнали?

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прилагательные в прямом и переносном значении Кормилицына Оксана Владимировна учитель-логопед ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской

Слайд 2

ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ ГОРЯЧИЙ ЧАЙ

Слайд 3

ПУСТОЙ СТАКАН ПУСТАЯ ГОЛОВА

Слайд 4

СТАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ СТАЛЬНОЙ ПРУТ

Слайд 5

ЗОЛОТЫЕ СЕРЬГИ ЗОЛОТЫЕ РУКИ

Слайд 6

СЛАДКАЯ РЕЧЬ СЛАДКИЕ КОНФЕТЫ

Слайд 7

ЛЬНЯНОЕ СЕМЯ ЛЬНЯНЫЕ ВОЛОСЫ

Слайд 8

Интернет- ресурсы. Горячее сердце - http://static4.depositphotos.com/1000507/448/i/950/depositphotos_4487054-Burning-heart.jpg Горячий чай - http://gigamir.net/static/images/59/595809-7.jpg Пустой стакан - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5a911d4aec54ad38eb714dece5ae6f95&n=33&h=215&w=238 Пустая голова - http://www.equipes-saint-vincent.com/images/MEMOIRE-DESSIN.jpg Стальные мышцы - https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9628d3c4d187037afc30a816a098815c&n=33&h=215&w=287 Стальной прут - http://www.energoportal.ru/pictures/goods/1/5/1549/1549-156806.jpg Золотые сережки - http://stolowoe-serebro.ru/data/big/01_116537_175.jpg Золотые руки - http://www.hramdushi.com/_fr/22/2638392.jpg Сладкая речь - http://k14.vcmedia.vn/Images/Uploaded/Share/2012/01/11/120110kpXY01.jpg Сладкие конфеты - http://cdn.st100sp.com/cache_pictures/037998152/thumb300 Семена льна - http://usinsk1.ru/images/flax-seeds.jpg Льняные волосы - http://mimifox.ru/wp-content/uploads/2016/05/lnyanoe-maslo-v-kosmetologii.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"

Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект открытого урока по теме "Прямое и переносное значение слова"

Данная тема «Что такое однозначные и многозначные слова» изучается в составе темы «Слова, слова, слова». После изучения темы «Что такое лексическое значение слова» ...