конспект группового занятия по автоматизации Р
материал по логопедии
конспект группового занятия по автоматизации Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_r.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Дорогобужского района Смоленской области
Конспект группового логопедического занятия
Тема занятия: Звук «Р»
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
1. Образовательные:
- закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
2. Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную воздушную струю;
- уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
3. Воспитательные:
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
Определение эмоционального состояния перед началом занятия.(Методика «Градусник»)
- Здравствуйте, дети! Посмотрите в окно! Какое сейчас время года?
- (звучат ответы детей)
- Правильно! Весна!
- А по каким признакам вы догадались, что сейчас весна?
- (звучат ответы детей)
- Все верно! Вы большие умнички! Действительно, весной тает снег, по дорогам бегут ручейки, возвращаются птички, природа оживает, на деревьях распускаются почки и из еще не успевшей прогреться земли вылезают подснежники.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по весеннему лесу.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Дети, посмотрите, куда мы с вами пришли?
(отвечают: «На полянку»
- Поглядите, как тут здорово, сколько цветов выросло!
(Дети должны перепрыгивать с цветочка на цветочек, на которых наклеены изображения упражнений артикуляционной гимнастики:
"Заборчик"
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.
"Трубочка"
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.
"Вкусное варенье"
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
"Почистить верхние зубы"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
- Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
"Лошадки"
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
"Маляр"
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
"Грибок"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.
- При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
"Фокус"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
"Барабанщик"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
3. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка?
(Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко?
(поёт)
- Какая воздушная струя?
(сильная, тёплая)
- Правильно.
4. Характеристика звука
- Теперь давайте охарактеризуем этот звук.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук?
(согласный).
- Почему согласный?
(так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук?
(звонкий)
- Почему звонкий?
(так как в горле работает «голосовой моторчик», горлышко вибрирует)
- Звук [Р] твердый или мягкий?
(твердый).
- Каким цветом его обозначаем?
(синим).
- Давайте теперь обобщим наши знания о звуке [Р].
(Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
- А вот и за нами на полянку машина, но она сломалась. Водителю никак не справиться без нашей помощи.
- Давайте мы с вами поможем завести этот автомобиль. Какой звук издает мотор машины?
(р-р-р-р).
- Сначала тихо
(р-р-р-р).
- Громко
(р-р-р-р).
- Очень громко
(р-р-р-р).
- Тихо
(р-р-р-р).
- Громко
(р-р-р-р).
- Молодцы! Наш автомобиль завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери машину».
- Каждому из вас я раздала конверт с разрезанной картинкой. Соберите свою картинку и посмотрите, чего не хватает?
(ответы детей)
- Правильно! Давайте добавим недостающее колесо и наша машина сможет снова отправиться в путь.
9. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук».
- Ребята, посмотрите, что за птица к нам прилетела?
(Грач)
- Верно, ребята. Это грач по имени Кар-Карыч! Он прилетел из страны Речландии. Давайте мы с вами ему покажем, как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
- Ой, оказывается наш Кар-Карыч так и не научился произносить слоги со звуком [Р]. Давайте мы его научим произносить слоги правильно и красиво.
Кра-кра-кра Пра-пра-пра
Кро-кро-кро Про-про-про
Кры-кры-кры Пры-пры-пры
Кру-кру-кру Пру-пру-пру
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
Игра «Один-много».
- Давайте расскажем грачу Кар-Карычу, какую тему мы проходили на этой неделе?
(Ягоды и грибы).
- Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повтори».
- Теперь вы будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
13.
Игра «Скажи наоборот».
- Наш грач Кар-Карыч очень хочет поиграть с вами в игру «Скажи наоборот». Поиграете с ним?
(Да)
- Вы должны сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
- Давайте вспомним, в каком домике живет звук [Р]?
(в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
- Обведите пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес?
(Ответы детей)
Я очень этому рада! И нашему гостю Кар-Карычу тоже все очень понравилось, он очень счастлив, что вы так хорошо с ним поиграли, но ему пора возвращаться на свою родину, в страну Речландию. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо вам за занятие!
Определение эмоционального состояния в конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса
Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах
Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]
автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....
Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственные представления.
Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственн...
конспект группового занятия по автоматизации звука Л в тексте
конспект группового занятия по автоматизации звука Л в тексте...
Конспект группового занятия по автоматизации Ш
Конспект группового занятия по автоматизации Ш...