Развитие ребенка и практический опыт
статья по логопедии
В статье говорится о важности влияния практического опыта в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rebenka_i_prakticheskiy_opyt.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ребенка и практический опыт.
Практический опыт-это опыт осознанного, целенаправленного и эффективного взаимодействия с предметным миром. Получение практического опыта на раннем этапе развития становится возможным благодаря тактильным (кинестетическим) и моторным (двигательным, кинетическим) навыкам ребенка.
Изучение мира в раннем возрасте начинается с тактильного контакта, он является основным инструментом получения информации для малыша. Этот инструмент начинает работать задолго до того, как малыш освоит первые целенаправленные движения и донесет до рта сначала свой кулачок, а потом и погремушку. По мере увеличения двигательной активности, формирования целенаправленных движений, появления возможностей самостоятельного перемещения, у ребенка появляется все больше объектов для изучения. Теперь он может не только ощутить фактуру поверхности или ее температуру, но и манипулирует предметами, знакомясь с их конфигурацией и свойствами.
Понемногу у ребенка накапливается тактильный и моторный опыт, позволяющий оценить предмет и его свойства на глаз, не манипулируя им. Появляются зачатки прогноза, позволяющие строить первые, самые простые алгоритмы деятельности. Формируется манипулятивная, предметная игра, в ходе которой появляются первые причинно-следственные связи: толкни круглый предмет - покатится, все предметы с горки уедут вниз, всё, что облили жидкостью, становится мокрым и т.п. Ребенок накапливает обширную базу знаний об окружающих предметах и их свойствах, позволяющую использовать предметы в своих целях, сравнивая их характеристики и выбирая оптимально удобный для деятельности предмет. Но прежде чем прийти к такому выбору, он должен на практике исследовать свойства разных предметов.
Чтобы было понятно, как это работает, рассмотрим простой пример. Двухгодовалый малыш однозначно выберет для игры в футбол мяч или любой шарообразный предмет, если нет мяча. Он абсолютно уверен в том, как делать выбор. И если и возьмет кубик с этой целью, то будет при этом прекрасно осознавать комичность ситуации. Ему уже не надо щупать для этого предметы, достаточно на них посмотреть. А вот годовалый малыш, только научившийся ходьбе и обретающий возможности своего тела и узнающий свойства предметов, будет играть в футбол всем, что ему попадется под ногу. Очевидно, что его первые футбольные движения будут или случайными (от зацепленной ногой игрушки), или показанными взрослым. Поэтому на первом этапе будет отрабатываться само движение тела, и только потом ребенок обратит внимание на свойство предметов, выделит их способность хорошо катиться.
Аналогично реализуется двигательный и тактильный (кинестетический) опыт во всех сферах деятельности ребенка. Например, чтобы научиться надевать колготы или кофту, ребенок должен усвоить и движения тела, необходимые для достижения результата, и физические свойства ткани, из которой сделана одежда. Поэтому прежде, чем целенаправленно одеваться, он должен непременно поиграть этими предметами одежды, имитируя процесс одевания: пополнить двигательный, а затем кинестетический и манипулятивно-предметный опыт. Понять, как надо двигаться во время одевания, как ведет себя ткань, из которой сделана одежда, когда ее тянут, сминают, встряхивают. Только после этого возможна эффективная и целенаправленная деятельность.
То же самое стремление к сенсорному и манипулятивному опыту руководит ребенком, засовывающим руки в тарелку с едой. Малыш, которому разрешили есть и руками и ложкой (вилкой) одновременно, очень быстро понимает, как правильно манипулировать столовыми приборами, чтобы пища попадала в рот, а не терялась в пути.
Становится понятным, что чем разнообразнее практический опыт, тем большее количество задач способен решить ребенок. Причем с возрастанием возможностей для получения опыта компетентность ребенка будет расти. А задачи, которые он сможет решать, существенно усложнятся, переходя на более высокий, образный уровень. Это обусловлено тем, что практический опыт ребенка переходит во внутренний план, становится неотъемлемой частью его базы знаний об окружающем мире. Он теперь может мысленно «пощупать» знакомые предметы, сравнить их свойства и выделить лишний предмет, классифицировать и обобщить. Для ребенка становится возможным представить ситуации использования тех или иных предметов. Он может мысленно «увидеть» местоположение объектов, смоделировать ход происходящих событий. Иными словами, у ребенка формируются высшие психические функции: воображение, мышление, память.
И конечно же речь! Ведь именно за счет практического опыта, его оречевления, происходит пополнение словарного запаса ребенка, формируется словарь. Именно практический опыт служит соединительным звеном между звучанием слова и его семантикой. Ведь пока мы не пощупаем,- мы не поймем, что такое «горячий», «шершавый». Пока не подвигаемся сами, не поймем, как это - «быстро» или «медленно». Пока не залезем под стол, не поймем, где это самое «под».
Есть еще два аспекта в развитии ребенка, которые обеспечивает практический опыт. Первый, более очевидный,- безопасность ребенка. Чем выше уровень его компетентности, тем безопаснее для него окружающая среда. Получив практический опыт общения с горячим, острым, хрупким, ребенок понимает свойства этих предметов и может избегать травм и неприятностей.
Второй аспект, менее очевидный, но не менее важный: формирование навыка переноса. Специалисты знают, что именно способность к переносу характеризует полноценное обучение, помогает перейти от конкретного к абстрактному. Рассмотрим это на примере. Ребенок познакомился с мягкой игрушкой, получил информацию о ее свойствах. Он узнал, что этот медвежонок мягкий и пушистый, им можно манипулировать, на него можно усесться или улечься. Теперь, увидев другую мягкую игрушку, он сразу начнет манипулировать ею, понимая, какими качествами она как мягкая игрушка обладает. Происходит перенос опыта.
Со временем навык переноса, став устойчивым компонентом психики ребенка, будет использован и в других сферах деятельности. В том числе и коммуникативной, и социальной. При участии переноса сформируется употребление устойчивых поведенческих паттернов в разных коммуникативных ситуациях. Усвоятся социальные нормы и правила поведения. Психоэмоциональное развитие ребенка получит свое гармоничное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативный практический опыт учителя начальных классов Беловой М.В."Применение здоровьесберегающих технологий"
Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей. Насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровь...
Результативный практический опыт учителя начальных классов Ушаковой Э.А. "Правописание безударных гласных в корне слова".
Обучение правописанию безударных гласных в корне слова представляет определенные трудности. Мой результативный опыт работы над этой темой показывает как можно преодолеть эти трудности при ...
«Практический опыт введения и применения ФГОС в деятельности образовательных учреждений»
В новых стандартах учителю приходится менять свою роль наряду с традиционной........
Требования к современному уроку. Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательного учреждения.
Государственный стандарт образования – это нормы и требования,определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки ...
«Практический опыт создания учебных материалов с помощью интернет-технологий в образовательной деятельности учителя английского языка».
Несмотря на огромное разнообразие различных учебных материалов в интернете перед каждым предметником рано или поздно встает вопрос об адаптации имеющихся ресурсов к конкретным учебным программам....
Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе в начальной школе
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформирова...
«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...