Рекомендации по развитию артикуляционной моторики
консультация по логопедии

Татьяна Алексеевна Шмидт

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопро­сы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, ру­ководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затруд­няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос­ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы­ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_artikulyatsionnoy_motoriki.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностми здоровья»

Рекомендации  по развитию артикуляционной моторики

                                                               

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение  для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малышей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.

Артикуляционные  упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) способствовуют специально подобранные комплексы упражнений. Логопед подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого конкретного случая, даёт домашнее задание родителям, воспитателям.

Комплексы упражнений для свистящих звуков (С, З, Ц)

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
  • «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • « Чистим зубы» - улыбнуться, показать зубы рот полуоткрыт, кончик языка двигается по  нижним зубам из стороны в сторону, потом снизу вверх (как зубная щетка).
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Комплекс упражнений для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
  •  «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу( как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа . ватка должна полететь вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • «Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу  и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Рот надо стараться открывать шире, а язык удерживать в верхнем положении.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Комплекс упражнений для звука [Л]

  • «Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ ( как индюк болбочет).
  • «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до 5.
  • « Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает).
  • «Пощелкай беззвучно» - те же движения языком как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Комплекс упражнений для звука [Р]

  • «Чистим зубы» - улыбнуться, показать зубы, рот полуоткрыт, кончик языка двигается по  верхним зубам с внутренней стороны из стороны в сторону. (как зубная щетка).
  • «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад (как кисть маляра).
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ ( как индюк болбочет).
  • «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: Д-Д-Д-Д. постепенно убыстрять темп.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Методические указания к   проведению гимнастики.

  • Упражнения  для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
  • Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. 
  • При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
  • После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
  • Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 .
  • Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления (4-5 упр.).
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для  красочного и забавного занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.
  • Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
  • Педагог следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью  движения, плавностью и легкостью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
  • Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

-         рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

-         показ педагогом упражнения;

-         выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

-         проверка правильности выполнения, указание на ошибку.

Литература:

  1. Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.
  2. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - Челябинск, 1974.
  3. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1972.
  4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.. - М., 1971.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие артикуляционной моторики

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувст...

Консультация для учителей начальных классов "Развитие артикуляционной моторики"

Консультация для учителей с целью оказания методической помощи на уроках обучения грамоте...

Развитие артикуляционной моторики

Работа по развитию подвижности органов артику¬ляционного аппарата проходит по следующим направ¬лениям: · проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры; ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Упражнения артикуляционной гимнастики развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти и помогают ребёнку научиться управлять органами речи, что необходимо для правильного произнесения з...

Образовательная программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения

Програма являтся модифицированной, создана в соответствии с положениями ФГОС, содержит рекомендации по развитию артикуляции и исправлению звукопроизношения. Данная программа расчитана на логопедов, во...

Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...