Картотека речевых игр
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Игра «Назови слова со звуком [л]»
Цель: Продолжать учить называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [л] и [л'] в словах.
Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [л]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [] или [л'].
Игра « Найди звук»
Цель: Продолжать учить называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [р] и [р'] в словах.
Ход: Дети сидят за партами. Логопед называет слова, дети встают если в словах есть звук [р] ,сидят если есть звук [р'].
НАРУШЕНИЯ ПРИ ФОНАЦИОННОМ ОФОРМЛЕНИИ
Игра «Возпроизведи звук» .Предлагается произносить звук л кратко и спокойно. по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным.
После длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными звуками. Дальнейшее закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.
Игра «Выбери звук» Педагог предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав подходящий из двух или трех предложенных.
Например, нужно закончить слово звуками [п] - [т] - [к]: брусо(к), су(п), омлет(т),носо(к), компо(т), топо(п), варенни(к), сма(к), по(т), су(п), сто(п), телено(к) и т. д. Или звуками [ч] - [щ]: товари(щ), гра(ч), ово(щ), бога(ч), мя(ч), пла(щ), ле(щ) и т. д. Или звуками [ц] - [ч]: огуре(ц), клю(ч), зая(ц), во(ч)ь, обру(ч), колоде(ц), и т. д.
Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести правильно.
НАРУШЕНИЯ ПРИ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОМ НАРУШЕНИИ
Игра «Прохлопай слово»
Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.
В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.
Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»
Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.
Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Игра «Из одного слова - много слов»
Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.
Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова Должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.
Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр
игры на развитие речи...
Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений
Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений...
Картотека речевого материала для дифференциации р-л
Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы....
Картотека речевых игр и упражнений
Упражнения и игры, направленные на формирование правильного речевого дыхания...
Картотека речевого материала
Картотека речевого материала...