Картотека речевых игр и упражнений
картотека по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Упражнения и игры, направленные на формирование правильного речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевые игры31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр и упражнений

Упражнения и игры, направленные на формирование правильного речевого дыхания

1.«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно вдыхать, «гасить свечу».

2.«Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

3. «Шарик»

Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1- 5 медленно выдохнуть.

4.«Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

5.«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Обучающимся предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

6.  «Кораблики»

Наполните таз водой и научите обучающихся дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.         

Игры на развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков

1.«Что это?»

Обучающимся предлагается прослушать записи различных звуков природы (журчание ручья, шум листвы, пение птиц, шум машин и т.д.), затем угадать, что это.

2.«Угадай, кто подаёт голос»

Обучающимся раздаются картинки с изображением животных и их детёнышей. Задание произнести звукоподражания разными по высоте голосами.

Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале

На этом этапе можно выполнять задания на распознавание гласных и согласных звуков, дифференциацию согласных звуков в слове, различение слов, близких по звучанию.

1.«Повтори, не ошибись»

Произносится цепочка слогов, а учащийся повторяет её.

Например: ми – ни – ни – ми, ра – ла – ла – ра, по – бо – бо – по и т.д.

2.«Твёрдый – мягкий»

Учитель бросает мяч и произносит слоги с твёрдым звуком, а учащийся  возвращает мяч и произносит слог с мягким звуком.

Например: ла – ля, ом – омь, зу – зю и т.д.

3.«Измени слово»

Учитель произносит слова с парным глухим звуком, а учащийся заменяет его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот.

Например: шар – жар, шила – жила, шитьё – житьё и т.д.

4.«Весёлое название»

Обучающимся дается два кружка — красный и зеленый — и предлагается поиграть: если учащийся услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Например: баман – паман – банан – банам, айбом – альбом – аньбом – авьбом, митанин – фитамин – витамин – виталим.

5.«Четвёртый лишний»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных учителем, обучающийся должен назвать то, которое отличается от остальных:

Например: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок и т.д.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

1.« Слово - загадка»

Обучающимся предлагается отгадать слово и выложить его из букв.

Например: В этом слове первый звук такой же, как в слове утка, второй звук – это первый звук слова дом, третий звук – это второй звук слова сом, четвёртый звук – это третий звук слова вода. (Удод.) В конце показывается картинку, на которой изображена отгадка.

2.«Рассыпанное слово»

Произносятся слоги и предлагается обучающимся составить из них слова.

Например: ка – щу (щука),баш – ка – ру (рубашка), ран – даш – ка (карандаш).

3. «Перевертыши»

 Учитель называет слово (начинать надо с коротеньких слов, состоящих не более чем из 3-х букв. Например: КОТ. Задача ребенка произнести это слово задом-наперед: ТОК. Потом количество букв можно увеличивать, но делать это надо очень медленно. Если ребенок и с коротенькими словами испытывает трудности, «переворачивайте» сначала слоги: ТА — АТ, ИР — РИ и т.д.

4. «Поменяй букву»

 В этой игре учитель называет слово (используйте короткие слова), а ребенок должен изменить одну букву в слове, чтоб получилось другое слово: сон – сын, дом – дым, Маша- Миша или Маша – Даша.

5. «Закончи слово»

 В этой игре предлагается назвать начальный слог слова или несколько первых букв слова, например, КАР, ребенок должен закончить слово: КАР – ТОШКА или КАР – ТОЧКА, или КАР – МАН.

Или МЫ – ШИМЫ – ЛО.

6."Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова)

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1."Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ши т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: обучающийся должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

(Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)

2."Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышите в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

(Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.)

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у обучающихся обстоят дела с реакцией.

7."Играем со словом" (обучение звуковому облику слова)

1."Придумайте слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

2."Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

3."Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

4."Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.". 

8."Путаница"

Кто на дереве сидит?
Кит. 
В океане кто плывет?
Кот. 
В огороде что растет?
Рак. 
Под водою кто живет?
Мак. 
Перепутались слова! 
Я командую "раз-два" 
И приказываю вам 
Всех расставить по местам".

 Игра для развития звукового различения

 "Послушай внимательно стихотворение






"Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Список использованной литературы:

1.    Логопедия. /Под ред. Л.С Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2.    Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр

игры на развитие речи...

Картотека пальчиковых игр и упражнений

игры в стихотворной форме...

Картотека речевого материала для дифференциации р-л

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы....

Картотека речевых игр

Речевые игры для детей...

Картотека речевого материала

Картотека речевого материала...