Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений
картотека по логопедии на тему

Воронова Наталья Николаевна

Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1. «Какой предмет?»

Обучающий называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок отвечает, какой он: стакан сделан из стекла — стакан стеклянный; шкаф из дерева, труба из чугуна, сапоги из кожи, крыша из железа...

2. «Из чего сделано?»

После первой игры дети запоминают, из чего сделаны многие предметы, и активно отвечают на этот вопрос: кукла — из пластмассы, коробка — из картона, тетради — из бумаги, дом — из кирпича...

3. «Назови предметы».

Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов.)

4.  «Что для чего нужно?»

Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе...

5. «Что надо человеку?»

Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; космонавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка...

6. «Что получит человек?»

За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату...

7. «Каков результат работы?»

Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — книга, строителя — дом, слесаря — кран (замок), портнихи — готовая одежда.

8. «Кто где работает?»

В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспитательница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи.

9. «Назови объединяющее понятие».

Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда...

10.  «Кто больше заметит?»

Предлагаются игрушки разного цвета, из разного материала и неодинаковой формы. Дети внимательно их рассматривают, затем игрушки закрываются экраном.

— Кто заметит больше красных или деревянных, круглых или угловатых предметов?

—  Красный кубик, красное одеяло, красная матрёшка (учитывается правильное согласование слов).

11.  «Что не так?»

Карась — зверь, хомяк — рыба, кошка — насекомое и др.

12. «Найди, что требуется».

Обучающий предлагает ребятам подобрать картинки или назвать слова к предложениям.

Мальчик зимой пошёл кататься: горка, санки; каток, коньки. Дети вырезают фигурки: бумага, карандаш, ножницы.

13. «Что правильно?»

Задание позволяет проверить, как ребёнок ориентируется во времени:

а)  что можно сделать за час? (Выстирать носовой платок; построить дом; помыть пол.) Дети выбирают правильный вариант ответа (помыть пол);

б)  время суток: год, неделя, утро, день (утро, день);

в)  время года: август, суббота, осень, вечер (осень).

14. «Что не подходит?»

Тюльпан, лилия, фиалка, фасоль; река, озеро, море, мост, пруд; кукла, песок, прыгалка, мяч, юла; стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.

15. «С чем связано слово?»

Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки. Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс. Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот. Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки. Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт. Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть. Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос. Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.

16. «Скажи наоборот».

Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, толстый — тонкий, сытый — голодный, твёрдый — мягкий, горячий — холодный, большой — маленький, глупый — умный, громкий — тихий, сладкий — горький, весёлый — грустный.

Спешить — медлить, строить — разрушать, зажечь — погасить, одеть — раздеть, надеть — снять, взять — положить, застегнуть — расстегнуть, поднять — опустить, налить — вылить, разрешать — запрещать, поздороваться — попрощаться.

День — ночь, утро — вечер, свет — тьма, небо — земля, печаль — радость, грязь — чистота, вход — выход, молчание — разговор, уродство — красота.

Высоко — низко, далеко — близко, наверху — внизу, справа — слева, впереди — сзади, хорошо — плохо, быстро — медленно.

17. «Закончи мысль».

Груша сладкая, а лимон кислый; снег белый, а уголь чёрный; верёвка крепкая, а нитка слабая; зимой холодно, а летом жарко.

18. «Не ошибись».

Задание позволяет проверить, как ребята ориентируются в пространстве.

У детей лист бумаги и картонные кружочки. Обучающий комментирует «игру в хоккей»: «Удар! Шайба летит в верхний правый угол, в нижний левый, в центр, в верхний левый...» (Дети ставят кружочки в указанные места.) По окончании игры рассказывают всё по порядку.

19. «Как сказать иначе?»

Сегодня среда, к нам приходили гости во вторник. Когда они были? — Вчера.

Сегодня пятница, в субботу идём в цирк. Когда? — Завтра.

Сегодня понедельник, в кино пойдём через день. — В среду.

Когда пойдём? Как сказать иначе? — Послезавтра.

Сегодня четверг, в парке мы гуляли во вторник. Как сказать иначе? — Позавчера.

20. «Что подходит больше всего?»

В тёплых краях живут медведи, олени, волки, верблюды, пингвины.

В году — 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев.

Месяц зимы — сентябрь, ноябрь, февраль.

В нашей стране не живёт соловей, аист, синица, страус, скворец.

Отец старше своего сына: часто, всегда, никогда, редко, иногда.

21. «Выбери самое главное».

У сапога есть шнурок, пряжка, ремешок, пуговица, замок, подошва. (Можно назвать части любого предмета.)

22. «Выбери пару главных слов».

Сад — растение, садовник, собака, забор, земля. Река — водоросли, рыба, раки, берег, рыболов, вода. Сарай — сеновал, лошади, крыша, скот, стены. Город — автомобиль, толпа, здания, велосипед, улицы.

23. «Самые непохожие».

На столе разные фигурки: круги, квадраты, разные по цвету и величине. Из них ребятам надо отобрать самые непохожие: красный маленький круг и синий большой квадрат.

24. «Найти по образцу одно из четырёх».

Образец: дождь — зонтик; мороз — холод, сани, зима, шуба.

Яйцо — скорлупа; картофель — огород, очистки, суп, овощи.

Паровоз — вагоны; конь — лошадь, овёс, телега, конюшня.

Пшено — каша; вишня — фрукт, варенье, ягоды, сад.

Полк — командир; завод — фабрика, директор, цех, рабочий.

Яблоня — сад; капуста — цветы, картошка, огород, борщ.

Хлеб — нож; дерево — пень, лес, пила, кора.

Собака — лай; птица — клюв, канарейка, гнездо, пение.

Двор — ворота; дом — город, жилище, дверь, строитель.

Туча — дождь; глаза — очки, зрение, слёзы, ресницы.

Электричество — провод; пар — ток, вода, труба, кипение.

Коньки — зима; лодка — весло, каток, лето, река.

Плавать — вода; летать — высоко, птица, пух, воздух.

Бежать — стоять; кричать — ползать, шуметь, молчать, плакать.

25. «Подбери подходящее».

Ребёнок получает пять картинок, затем произносятся пять слов, к каждому из которых следует подобрать подходящую картинку:

а)  картинки: рубашка, озеро, норка, коляска, пешка; слова: шахматы, Саша, мышка, лялька, гусь.

б)  картинки: матрёшка, стакан, шарик, кружка, мяч; слова: дерево, резина, стекло, металл, пластмасса,

в)  картинки: свинья, корова, гриб, книга, лопата; слова: ученье, лес, молоко, работа, мясо.

Каждый раз обучающий спрашивает: «Какие слова названы?» Следует назвать именно слова, а не рисунки.

26. «Хорошо — плохо».

Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, умения логически мыслить и оценивать свои действия.

а)  — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи?

— Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глубокие, устойчивые.

— Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предметами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо?

— Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого.

— А что в нём плохо?

— Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обожжёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник.

б)  Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор.

Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома: в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, другой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно относиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо.

27. «Человек — какой?»

Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные качества человека.

— Какой бывает человек?

— Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый.

— Какой человек вам нравится (не нравится)? Почему?

28. «Каким что бывает?»

Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абстрактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных.

— Что бывает высоким?

— Дерево, столб, человек.

— Сравните, что выше, что ниже: столб или человек.

— Что бывает широким?

— Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента.

29.  «Что бывает таким?»

— Что бывает прямоугольной формы? Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор.

30.  «Найди две вещи».

Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше): гусь толще утки; полдник раньше ужина и др.

31. «Кто больше вспомнит?»

Дети работают с многозначными словами. По возможности используются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например:

—  Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом?

— Ручка чайника, кружки, окна.

Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова:  шляпка, коса... .)

32. «Уточним близкими словами». Ребята подбирают синонимы.

Образец: снег падает — кружится, опускается, ложится, вьётся; смелый человек — храбрый, бравый, отважный, бесстрашный и т.д.

33. «Найди сравнение».

— С чем можно сравнить бабочку?

— С цветочком, с летящей звёздочкой, с пушинкой.

— На что похож гром?

— Как будто кто-то по небу ездит; тигр рычит; что-то большое катают по полу и др.

Детям предлагается найти и запомнить сравнения в прочитанном тексте.

34.  «Определи — какой».

Ребята подбирают подходящие определения — эпитеты.

Берёза — зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, плакучая... (предварительно демонстрируется картинка, но лучше показать натуральную берёзу; обратить внимание детей на её белый ствол, листья можно сравнить с кудрями).

35. «Пофантазируем».

Эта игра развивает память, связную речь.

Предлагается двенадцать — четырнадцать картинок из разных лексических групп (предметных), которые требуется запомнить в том же порядке. Для этого дети связывают их в отдельные предложения, включая в каждое одно-два названия, а по смыслу все они объединяются в единый рассказ. Обычно они предлагают много вариантов, фантазируют.

Вот пример слов на дифференциацию звуков С-Ш: Маша, школа, лягушка, песок, мешочек, костюм, душ, косы, каша, кружка, стол, машинка, стакан, Всего 13 картинок.

Один из рассказов с этими словами.

«Маша шла из школы. Она увидела лягушку, которая прыгала по траве. Маша поиграла в песочнице — построила домик из песка и пошла домой. Дома она достала из мешочка спортивные туфли, сняла костюм, приняла душ. Потом заплела косы и села обедать. Она съела кашу, выпила кружку компота, убрала со стола и пошла играть с машинкой. Увидела стакан и убрала его в буфет». После рассказа дети называют по порядку все картинки, в основном безошибочно. Даже если их спросить об этом неделю спустя, они ответят правильно, причём мысленно они вспомнят предложение, а затем назовут слово. После таких игр дети лучше и быстрее составляют рассказы по сюжетным картинкам.

36. «Есть ли разница?»

Брат отца — отец брата; сестра друга — друг сестры; брат моего отца — отец моего брата.

37. «Что я сделал раньше?»

Я позавтракал после того, как поговорил с другом. Что раньше? Он слепил фигурку мальчика после того, как нарисовал домик. Что раньше?

38. «Выбери правильное».

Солнце освещается Землёй. — Земля освещается Солнцем. Я надел сапоги, потому что шёл дождь. — Шёл дождь, потому что я надел сапоги.

39. «Отвечай быстро».

Витя шёл впереди Коли. Кто позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Вова бросил мяч Ване. Кто поймал мяч? Собака укусила корову. Кто кусался? Петю ударил Ваня. Кто драчун?

40. «Что неправильно?»

Вчера во время прогулки была плохая погода. Давайте перенесём вчерашнюю прогулку на сегодня.

Мама разделила мороженое пополам и отдала младшему сыну самый большой кусок.

Вова сказал, что не войдёт в воду, пока не научится плавать.

Я больше всего люблю гулять один, и ты — тоже. Давай гулять вместе, мы подходим друг другу.

Все эти игры способствуют воспитанию образного мышления, формированию умений анализировать, сравнивать различные предметы, действия и явления, развитию уже в дошкольном возрасте способностей к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

1.  «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)

Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.

2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)

Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.

3.  «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)

Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.

4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)

Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?

5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.

6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.

— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.

7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)

— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.

(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)

8.  «Кому что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.

9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.

10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)

Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...

11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)

Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...

12.  «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)

Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.

13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,

стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...

14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)

Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...

15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...

16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...

17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)

Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...

18. «На чём?» (Предложный падеж.)

Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...

19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)

Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе...

20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.

21.  «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)

У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.

22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)

Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...

23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)

Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 1. «Назови ласково».

      Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул,

окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...

2. «Назови большой предмет».

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку».

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...

5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...

6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)

Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ  

1.  «Определи цвет».  (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)

Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.

2. «Определи размер».

Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)

3. «Назови правильно».

Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ...

4. «Кто это и какой?»

Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.

5. «Что это и какое оно?»

Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.

6. «Отбери, не ошибись».

Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.

7. «Полный ответ».

Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.

На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...

8.  «Уточним». (Работа с синонимами.)

После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. «Назови ласково».

      Белый — беленький, хороший — хорошенький.

2. «Какой материал?»

Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.

3. «Чья эта часть?»

У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.

У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.

У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.

4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)

Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.

5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —

лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.

ГЛАГОЛ

1. «Выбери правильно».

Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.

2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...

3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.

4.  «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)

Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.

Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать...

5.  «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)

Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)

6.  «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)

Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.

7. «Что делает?»

Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.

Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.).

8. «Что видел?» (Прошедшее время.)

Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.

Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.

9.  «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.)

К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...

10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.)

Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...

11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др.

12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.)

Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал буду читать, попрыгала попрыгаю.

13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем

называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ...

14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.)

Сидеть — сядь, стоять встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери.

15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)

Бежать — беги! Он бежит. Сказать —

16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий   называет   предмет,   а  ребёнок   подбирает   соответствующее   действие   в   повелительном   наклонении:   топор   —   руби; пила — пили.

17. «Прикажи наоборот».

Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...

18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)

Образец: говорить — говори, говорите!

19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они).

20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1. «Постучи столько же раз».

Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.

2. «Покажи».

Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.

3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)

Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)

4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...

5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...

6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.

Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...

7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.

8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух

слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.

9. «Посчитаем детёнышей».

Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д.

10.  «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)

Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.

При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...

11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)

— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)

12. «На каком месте?»

На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?

Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)

13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.

МЕСТОИМЕНИЕ

1.  «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.

Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...

2. «Ты — вы».

Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.

Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).

3. «Он — они».

Рисует — он, рисуют — они.

4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.

5. «У кого игрушка?»

У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)

6. «Встанем по двое».

У нас альбом, у вас краски, а у них что?

7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)

Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.

8. «Замени слово».

Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.

— Как сказать иначе, не повторяя слова мама?

—  Она принесла фрукты.

.Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от: его брата...

НАРЕЧИЕ

1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.

2. «Когда это бывает?»

Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.

3. «Вчера — сегодня — завтра».

Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...

4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)

Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.

— Как они летают?

Высоко, низко; быстро, медленно.

—  Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.

5. «Скажи наоборот».

Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...

6. «Измени слово».

Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец:  Карандаш  (какой?)   хороший,  он пишет  (как?)   хорошо;

плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий,

удивительный, замечательный, прекрасный.

7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.

Где стоит утёнок по отношению к машинке?

Впереди, сзади, справа, слева.

— Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)

8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)

Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д.

9. «Слушай и выполняй».

Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.

10. «Поставь на место». (Определение места действия.)

Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.

11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок

начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».

12. «Что возьмёшь?»

Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу».

13. «Поработай язычком».

Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.

14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)

Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПРОСТЫЕ  РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Работа по сюжетным картинкам: «Девочка... читает   книгу».             

2. «Кто что любит?»

Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи,  грибы, шишки... 3. «Кому какой подарок?»

В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кролику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросим косточку. (Слова-глаголы не повторяются.)

4. «Закончи предложение». (Часть от целого.)

Я выпью... стакан воды; съем... кусочек пирога, мяса, хлеба; положу немного... манной каши...

5.  «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам.) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.

6. «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и.)

Какие у тебя игрушки?

— У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики.

С кем ты играла во дворе?

— Я играла вместе с Катей, Валей и Леной.

(Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно.)

7.  «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом.)

Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и айву...

8. «Удлиним предложение».

Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.

Образец: Машина едет. (Какая?) Пожарная машина едет. (Какого цвета?) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет?) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.

9. «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце.

— Какой сегодня день?

— Сегодня тёплый солнечный день.

10. «Что выбираешь?» (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать.

— Что возьмёшь для игры?

— Я возьму или куклу, или матрёшку.

(Затем дети продолжают выполнять задание сами.)

11. «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам.) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину...

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ

1.  «Что где растёт?» (В, во, на.) Сосна растёт... в лесу, яблони... в саду, травка... на лугу, овощи... на огороде, цветы... во дворе, на клумбе.

   2. «Кто где сидит?» (На, в.)

Бабочка сидит на цветке, пчёлы — в ульях.

3.  «Где птичка?» (Из, к, в, на.)

Обучающий предлагает детям рассмотреть картинки: птичка сидит в домике (скворечнике); вылетела из домика; подлетела к домику; села на домик; влетела в домик.

4. «Откуда и куда?» (От, к.) (Составление предложений по демонстрации действий.)

Коля отошёл от стола и подошёл к шкафу. Мяч отлетел от скамейки и покатился к песочнице.

5.  «Где едет?» (По.)

Машина едет по дороге. Корабль плывёт по морю. Мяч катается по полу.

6. «Кто с кем, что с чем?» (С.)

Курица с цыплятами; хлеб с маслом, суп с мясом; корзина с ягодами.

7. «Сверху внутрь». (Предлоги, указывающие направление: с, со, в.) Сверху вниз — упала со стола, смахнула с платья, с кресла, со стула;

внутрь — положила в шкаф, в карман; поставила в буфет, в стол.

8. «У кого что, кто?» (У.)

У коровы телята, у львицы львята; у Оли шары, кукла у Кати...

9.  «Чего не хватает?» (Без.)

Обучающий показывает детям картинки или предметы: чашка без ручки, машинка без колеса, чайник без носика, стул без ножки...

— Что это?

— Это чашка.

— Без какой части?

Без ручки...

10. «К чему эта часть?» (К.)

Колесо — к машине, ручку — к двери, шпингалет — к окну...

11. «Где грибок?» (На, в, из, под, над.)

После демонстрации действий с «грибком» и книгой: грибок в книге, взяла из книги, на книге, держу над книгой, положила под книгу, лежит под книгой.

12. «Выполняй и объясняй».

Ребёнок получает задание поставить игрушку на стол, в стол, под стол; держать её над столом или под столом. Каждое действие сопровождается объяснением: — Я положил на стол...

13. «Что изменилось?»

На столе несколько игрушек закрываются экраном. Ведущий переставляет игрушки.

— Что изменилось?

— Машинка стояла на столе, а теперь она под столом.

14. «Куда закатился?» (За.)

Мяч закатился за стол, за шкаф; ребёнок спрятался за ширмой, за дверью; сидит за столом, за партой...

15. «Где и откуда?» (Под, из-под; за, из-за.)

Где тетрадь?

Под книгой, за книгой.

Откуда её возьмём?

Из-под книги, из-за книги.

16. «Поможем Незнайке». (Закрепление всех предлогов.) Роль Незнайки выполняет водящий, который неправильно употребляет предлоги или вовсе их пропускает, а дети его исправляют.

— Лампа висит ... головой. (Стоит под лампой.)

— Цветы поставили на вазу; мы обедаем у стола. Учитель подошёл от меня. Машина едет в дороге.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. «А что у нас?» (Союз а.)                       

У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету; сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры: полотенце широкое, а лента узкая и др.)

2. «Объединим». (Союз и.)

Обучающий произносит два простых предложения:

— Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

— Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

— Я погладила кошку, и она замурлыкала.

— Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону.

3. «Почему?» (Союз потому что.)

Почему осенью падают листья с деревьев?

Потому что солнце мало греет, становится холодно.

— Почему нельзя дразнить собаку?

(На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом потому что.)

4. «Как сказать иначе?»

Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол. — Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть.

5. «Почему нельзя так делать?»

Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно попасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя грубить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?

6. «Исправь ошибку».

— Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Выпало много снега, потому что дети пошли кататься на санках.

7. «Почему он это сделал?»

— Перед обедом Вова помыл руки. Почему?

Потому что перед едой надо всегда мыть руки.

— Катя убрала игрушки после игры. Почему?

Потому что любит порядок.

— Дети разговаривают шёпотом. Почему?

Потому что кто-то болен или спит.

8.  «Хочу, чтобы...» (Союз чтобы.)

Хочу, чтобы Саша поиграл со мной. Хочу, чтобы мама была всегда весёлая. Хочу, чтобы мне купили куклу Барби.

9.  «Что тебе сказали?» (Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами.)

— Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

— Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк.

10. «Если бы я был волшебником...». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение.)

— Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

Если бы я был волшебником, то я бы полетел на ковре-самолёте... (Все ответы начинаются с союза если.)

11. «А что, если бы...»

— А что, если бы повар не приготовил обед?

— А что, если бы не было ни одной школы?

— А что, если бы не было деревьев?

12. «Что надо сделать?» (Союз чтобы.)

Детям показывают на картинке сломанный стул, непричёсанную куклу и др.

—  Чтобы садиться на такой стул, его надо отремонтировать.

—  Чтобы отремонтировать стул, нужны молоток и гвозди или клей.

—  Чтобы играть с этой куклой, её надо привести в порядок.

—  Чтобы кукла была красивой, её надо умыть, причесать и т. д.

13. «Письма от Петрушки». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

14.  «Придумай начало и конец». (Составить рассказ по сюжетной картинке, придумать начало и конец.)

Образец рассказа: «Однажды в ясный солнечный день курочка встретила утку. Она пригласила её к себе в гости. Дома она предложила гостье стул, потом накрыла на стол: постелила скатерть, поставила горшок каши, положила ложки». (Это начало рассказа.)

Хорошо бы заранее отработать слова: предложила стул вместо ... сказала: «Садись на стул»; вместо ... сказала: «Пойдём ко мне в гости» — пригласила; вместо ... сказала: «Спасибо» — поблагодарила; вместо ... сказала: «До свидания» — попрощалась. (Это середина.)

Уточка поблагодарила курочку за вкусный обед, пригласила её к себе в гости и попрощалась. (Это конец рассказа.)

15. «Чем закончилась сказка?»

Сказка рассказывается не полностью. Конец к ней придумывают дети.

16. «Составь рассказ». Составление сообщений на темы.

а)  Как я провёл выходной день.

б)  Прогулка в парке, в лесу.

в)  Мой двор, квартира, дом.

г)  Моя семья.

д)  Мои любимые друзья, игры, игрушки.

е)  Что мне больше всего запомнилось в цирке, в зоопарке.

17. «Все картинки — в один рассказ».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Примерные темы на выбор.

а)  Новогоднее путешествие Деда Мороза.

б)  Собака.

в)  Почтальон (и другие профессии).

г)  Животные и птицы.

д)  Экскурсия по городу, в магазин и т. д.

При отсутствии картинок можно помочь ребёнку составлять эти рассказы самостоятельно, напоминая ему о том, что он видел или слышал когда-то. Например, напомнить о случае, когда принесли телеграмму. Кто принёс? Что мы узнали из телеграммы? А что бы было, если бы мы не знали об этом?...

Упражнения в игровой форме способствуют накоплению речевого опыта, учат детей понимать и правильно употреблять в речи различные грамматические формы слов и строить синтаксические конструкции — предложения определённой сложности.

Игры с буквами

- Занятие по подготовке к чтению следует начинать с развивающей игры-разминки и заканчивать развивающей игрой.

-  Занятие должно носить комплексный характер. Обязательно надо повторять материал по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим. Предложить детям порисовать, рассмотреть картинку, заняться вырезанием, «поиграть» с буквами.

- Чем младше дошкольники, тем больше времени отводится работе руками. Чем старше, тем больше времени уделяется чтению.

-  Ни в коем случае нельзя ставить отметки в виде цифр или предметных и символических изображений (звёздочек, тучек и т.п.). Оценка одна: «Молодец!». Особенно это касается детей, у которых что-то не получается. Можно сказать ребёнку: «Петя, ты молодец, но это ты сделал немного не так, тут надо бы кое-что изменить».

-  Если педагог не уверен в своих знаниях по какому-либо вопросу, ему стоит обратиться к справочной литературе или вообще не предлагать детям этот материал.

Развивающие игры.

• Общая цель игр, используемых при обучении чтению, - формирование умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву.

•   Продолжительность игры не должна превышать 5-7 минут.

•  Правильно подобранные развивающие игры помогают раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.

•  Игра должна вызывать только положительные эмоции. Любые надавливания, угрозы, «погонялки» со стороны взрослого недопустимы.

•  Правильно подобранные игры для обучения дошкольников чтению делают занятия содержательными, интересными и весёлыми.

Игры с буквами, написанными мелом на доске

Эта группа игр не нуждается в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска, желательно зелёного цвета. (Доску и мел могут заменить лист бумаги и фломастер.)

«Покажи быстро!»

Цель. Развивать быстроту реакции, навык работы с указкой.

На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребёнок берёт указку и показывает буквы, которые называет педагог или другой ребёнок.

Если дошкольник хорошо знает буквы, его заинтересует скорость работы с указкой.

«Напиши букву правильно».

Цель. Развивать память, координацию движений.

Два - четыре ребёнка, вызванных к доске одновременно, должны нарисовать мелом названную взрослым букву.

Маленькая хитрость: среди этих детей обязательно должен быть хотя бы один ребёнок, который очень хорошо знает все буквы.

«Подчеркни букву в слове».

Цель. Развивать внимание, координацию движений.

Педагог записывает на доске какое-либо слово. Дети читают это слово, а вызванный ребёнок находит в нём и подчёркивает названную взрослым букву.

«Дорисуй букву».

Цель. Развивать мышление, воображение, память.

Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы.

Если дети не узнают некоторые буквы, педагог записывает все изученные ранее буквы в верхней части доски.

Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Каждый вызванный ребёнок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет её.

Если дети изобразили одну и ту же букву, педагог привлекает их внимание к буквам, записанным в верхней части доски, и предлагает дорисовать другие буквы.

Далее проводится аналогичная работа с палочками, расположенными на доске горизонтально и по диагонали.

«Стиралки».

Цель. Развивать внимание.

Дети поочерёдно называют слова, педагог записывает их на доске. Затем предлагает вызванному ребёнку аккуратно стереть в словах определённую букву («Сотри все буквы Н»).

Ребёнок выполняет задание. В игру поочерёдно вступают остальные дети и стирают в словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор, пока доска не станет чистой.

«Волшебники».

Цель. Развивать мышление, сообразительность.

Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

Превращения букв:

А-Л

3-В

К-Ж

И-Й

Л-М

Н-Ч

Р-Ф

Ц-Щ

Ш-Щ

Э-0

Е-Ё,Г

П-Д, Г

Г - Т, Р, Ф

Ы - Ь, Ъ, Б

Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы

О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я

«Хлопушки - топотушки».

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.

Темп игры выбирает взрослый.

«Необыкновенные звёзды».

Цель. Развивать координацию движений, навык работы с указкой.

На доске нарисованы звёзды из стрелок и букв.

Ребёнок ставит указку на точку и, ведя ею по стрелкам, называет буквы.

Если игра проводится с группой читающих детей, то буквы на концах стрелок пишутся в такой последовательности, чтобы получилось слово.

«Какая буква лишняя?»

Цель. Развивать внимание, мышление.

На доске записаны ряды букв.

Л   Л   А   Л

К   К   М   К

Н   Ч   Ч   Ч

М   Л   М   М

Ю   О   Ю   Ю

Педагог поочерёдно вызывает детей к доске. Каждый ребёнок зачёркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет её.

«Вычёркивалки».

Цель. Развивать внимание, умение составлять из букв слово.

Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы.

А Р Д А Н Т Н  Ы  Д

Педагог вызывает ребёнка, предлагает назвать и зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы.

Второй вариант. На доске записаны ряды букв.

Р Д Ж Р Ы С Ж М С

К Л С И Л Н С О

У П И Ж Ж Л У К А В  В

Сначала дети поочерёдно называют и зачёркивают в каждом ряду буквы, которые

встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.

В первом ряду - «дым», во втором - «кино», в третьем - «пилка».

«Сколько в этом слове букв?»

Цель. Развивать внимание.

Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами: крик, каша, сосулька, молоко, вата, торт, кукуруза, лилия, ванна, дядя, дерево, болото, клюшка, кулак, дождь, вечер.

Потом по очереди вызывает детей к доске. Вызванный ребёнок сначала читает слово, а затем отвечает на вопрос, например: «Сколько в слове «крик» букв К?» или «Какая буква два раза повторяется в слове «каша»?

«Сотри неправильную букву».

Цель. Развивать внимание.

На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение.

Ребёнок зачёркивает или стирает неправильно написанные буквы.

«На что похожа буква?»

Цель. Развивать память, воображение.

Педагог пишет на доске букву, называет её и спрашивает, на что она похожа. Дети предлагают варианты. (Буква А похожа на гору со снежной шапкой, на шалаш, лесенку; Д - на дом со скамейкой, на корабль, старинную машину; Е - на сломанную расчёску; Ж- на бабочку, жука, бантик; П - на табуретку, ворота, планку для прыжков в высоту, на длинные ноги папы; Р - на флажок, фонарь, плачущую девочку; Т - на зонтик, гриб, штангиста; У - на улитку, ветку дерева; Ф - на сову, злого человека, стрекозу; Ш - на корабль с тремя парусами, на три цветка на лугу; Э - на сломанное колесо, на разинутый рот с высунутым языком.)

Педагог превращает букву в изображение названного предмета.

«Какая буква убежала из слова?»

Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.

Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами.

Для детей пяти лет - из трёх букв.

С.Р      Б.К     ДО.       .УБ

Для детей шести лет - более длинные слова.

Дети поочерёдно вписывают в слова «убежавшие» буквы.

«Чем различаются буквы и чем они похожи?»

Цель. Развивать мышление и речь.

Педагог записывает на доске группы из двух и трёх букв и спрашивает, чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.

А Н

В Ф

Е Ё

Б Р Ь

Ш Щ Ц

«Прочитай только своё слово».

Цель. Развивать внимание, сообразительность.

Педагог записывает на доске слова: сыр, йод, дым, лыжи, зуб, рак, торт, вес, ель, игра, пол, кот, газ, оса. Затем поочерёдно вызывает детей к доске и даёт задания: прочитать слово, которое начинается на букву 3; прочитать слово, которое заканчивается на букву Р; прочитать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву, и т.д.

В предложенных словах не должно быть двух слов, начинающихся на одну и ту же букву; более двух слов, заканчивающихся на одну и ту же букву.

Игры с буквами, написанными на карточках

«Угадай, какая буква».

Цель. Развивать сообразительность и быстроту реакции.

Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает её, открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву.

«Назови букву».

Цель. Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку так, чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву, которая написана на карточке.

Если ребёнок затрудняется назвать слово, педагог ему помогает.

«Найди пару».

Цель. Развивать память, мышление.

Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по 10-15) оборотной стороной вверх. Ребёнок берёт две карточки. Если на них разные буквы, он кладёт карточки на место и ход переходит к другому игроку. Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берёт две другие карточки. Во время игры ребёнок называет все буквы, которые видит.

Побеждает тот, кто наберёт больше всех карточек с одинаковыми буквами.

Вариант игры для детей 4-5 лет: карточки с буквами лежат изображением вверх.

«Угадай букву».

Цель. Развивать фонематический слух.

Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.

Игры с буквами на магнитах

«Какая буква пропала?»

Цель. Развивать зрительную память.

На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску, затем закрывают глаза (или отворачиваются). Педагог убирает одну букву. Дети определяют, какая буква исчезла.

«Разбросанные буквы».

Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.

Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх ногами» и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части доски.

Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней части доски в правильном положении.

«О какой букве я говорю?»

Цель. Развивать внимание.

На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочерёдно даёт описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У неё есть два кружочка: один справа, другой слева». Если ребёнок правильно назвал букву, педагог снимает её с доски.

Ведущим в игре может быть ребёнок.

«Вы согласны или нет?»

Цель. Развивать речь, умение отстаивать своё мнение.

Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К. Вы согласны?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А это буква В. Вы согласны? (Нет.) А как же называется эта буква?».

Педагог выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)

«Составь слово».

Цель. Формировать слоговое чтение.

Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово, но с пропущенной буквой. Например:

З.Б

Л.НА

К.Т

МЫ.КА

Ребёнок вставляет пропущенную букву и читает слово.

Другие игры с буквами

«Пластмассовый конструктор».

Цель. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Если дети не знакомы с пластмассовым конструктором, педагог показывает, как им

правильно пользоваться. Затем даёт задание - собрать из конструктора буквы.

Для четырёхлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, М, Н, О, С, Т, У.

Для пятилетних детей: В, Б, К, М, Р, X, Ч, 3, Ш.

Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, Ь, Э, Ю, Я.

Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою букву (или букву, которой не существует). Дайте ей название».

«Мозаика».

Цель. Развивать сенсорное внимание, воображение, умение различать основные цвета.

Педагог предлагает каждому ребёнку выложить из мелких деталей мозаики определённую букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного цвета.

Младшие дети выкладывают графически несложные буквы, старшие - более сложные.

«Счётные палочки».

Цель. Развивать память, мышление, воображение.

Педагог называет буквы, дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание детей на разные способы выкладывания одной и той же буквы. Например:

 «Кубики с буквами».

Цель. Продолжать учить слоговому чтению, развивать память.

Дети поочерёдно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нём буквы (или находят названную педагогом). Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.

«Разрезные буквы».

Цель. Развивать память, мышление.

Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две части и складывает

полученные детали в один конверт. Ребёнок получает конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.

Эту сложную игру следует проводить с детьми 6-7лет.

«Цветная проволока».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздаёт детям куски мягкой цветной проволоки (20-30 см) и предлагает сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, 3, И, М, У, Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.

Во время игры взрослый внимательно следит за дисциплиной, чтобы избежать возможного травматизма.

«Шнурки».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздаёт детям по одному цветному шнурку (20-30 см) и предлагает выложить на столе буквы.

Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.

«Живая азбука».

Цель. Развивать двигательную активность, воображение.

Педагог предлагает каждому ребёнку «оживить» одну из букв: Г, 0, Т, Р, У, К, Е, 3, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь.

Дети пытаются изобразить буквы любыми способами: с помощью жестов, поз и т.д.

Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.

Взрослый не помогает и не подсказывает.

«Мимика».

Цель. Развивать внимание и сообразительность.

Педагог без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» педагог, и показывают её на карточке.

Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная коррекция речевых нарушений

Рекомендации по предупреждению и коррекции речевых нарушений детей родителями....

Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...