Трудности зрительно-пространственной функции
статья по логопедии

Кононова Светлана Александровна

Диагностика трудностей зрительно-постранственной функции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_zritelno-prostranstvennoy_funktsii.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Простые пробы для диагностики зрительно-пространственной функции.

Одной из проблем трудностей в обучении являются проблемы перерaботки зрительно-пространственной и зрительной информации.

О наличии этих трудностей говорят, если ребёнку сложно:

  • запомнить маршрут;
  • овладеть понятиями «право – лево» (реже «верх – низ»);
  • играть в конструктор, строить замок;
  • соблюдать вертикальную и горизонтальную ось в рисунке;
  • выдерживать пропорции в рисунке;
  • писать и копировать буквы – часто проявляется зеркальность.

Есть простые пробы, которые позволяют диaгностировать трудности перерaботки зрительно-пространственной информации и следить за их динамикой. Так, Н.М.Пылаева дала ребёнку скопировать рисунки (человек, дом, буквы) в 5, 6 и 7 лет и описала их динамику.

http://vishaja-kategorija.ru/image/cache/data/abramova5-500x500.jpg

 

В 5 лет девочка изобразила человека в виде головонога. Это говорит о том, что развитие её пространственных функций находилось в зоне риска. В 6 лет человечек «падает» – нет вертикальной оси, руки слишком сильно расставлены в стороны. Только в 7 лет наблюдаем правильное направление линий, хотя пропорции не совсем соблюдены:

«Домик» – информативная проба. В 5 лет мы видим, что дом накренился – нет вертикальной оси, окно «переехало» на крышу. Это грубая ошибка, которая говорит о серьёзных пространственных трудностях. В 6 лет наблюдаем нарушение пропорций – девочка не может нарисовать окно. В 7 лет остаётся лишь несоблюдение пропорций:

Копирование букв из имени. В 5 лет в букве К не соблюдён угол, а буква Т «лежит», что говорит о пространственных трудностях. В 6 лет наблюдаем зеркальность, неправильную передачу горизонтальной линии. К 7 годам все стало намного лучше, девочка с выраженными ранее проблемами готова пойти в школу. Но в какую? Это зависит от рaботы других её функций.

Так с помощью простых проб специалист может обнаружить нужную ему информацию и следить за динамикой развития ребёнка.


В нейропсихологических тeстированиях детям дают задания, не рассчитывая на то, что они обязательно выполнят их правильно. Задания должны быть достаточно трудными для ребёнка, чтобы специалист мог увидеть и дифференцировать трудности.


Следующая проба – копирование домика. На рисунке мы видим, что ребёнок рисует домик, как привык. Так проявляется инертность, небольшая левополушарная слабость:

На этом примере ребёнок не только рисует обычный домик, но ещё и пропускает линии. Слабость рaботы левого полушария выражена сильнее:

Этот рисунок говорит о явных проблемах с рaботой правого полушария у ребёнка. Специалист фиксирует зеркальность, фрагментарность, упрощение рисунка:

На примере ниже мы видим, что ребёнок начал рисовать не домик, а линии – так проявляется дефицит аналитической стратегии. Затем ребёнок понял, что рисунок не поместится, и перенес линии. После этого он «насаживает» части дома на линию, которые получаются диспропорциональными:

Как оценивать пробы и на что обращать внимание?

Баллы для оценки пробы «Домик»:

1 балл: ребёнок пропустил некоторые детали, но изобразил домик объёмно, приблизительно как в примере;

2 балла: плоский рисунок;

3 балла: плоское основание и пропуск деталей;

4 балла: одна стенка и нет остальной части домика.

Игры для коррекционной рaботы:

1. Пространство тела – соотнесение частей тела своих и куклы:

- с открытыми глазами для маленьких детей,

- с закрытыми глазами для детей постарше.

Называйте части тела, которые ребёнок показывает редко (например, не нос, а щека, подбородок).


2. Зрительно-моторная интеграция – игра в классики, когда ребёнку нужно соотнести зрительный образ с движением и уметь нарисовать сами классики.


3. Вербализация пространственных перемещений – игра «Робот».

Один из детей – робот. Он отыскивает предмет по командам других детей. Отрабатываются команды: «вперед», «налево», «за стол», «под столом» и т.д.


Варианты игры:

  • когда робот стоит рядом,
  • когда робот стоит напротив (требуется «зеркальная перешифровка»).

А также: домино, кубики Кооса, кубики Никитина. Описание смотрите в пособии: Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ЦОР. Тема: " Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений."

Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему работ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении

Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...

Развитие зрительно-пространственных функций, как одно из средств профилактики чтения и письма.

Одной из причин трудностей в овладении чтением и письмом - является зрительный дефицит. Используя систему упражнений, можно помочь ребенку преодолеть эти трудности в период обучения граммоте. Данные у...

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данном материале представлен опыт  учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций при преодалении дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов...

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данной статье представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов....

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...