Развитие зрительно-пространственных функций, как одно из средств профилактики чтения и письма.
статья по логопедии на тему
Одной из причин трудностей в овладении чтением и письмом - является зрительный дефицит. Используя систему упражнений, можно помочь ребенку преодолеть эти трудности в период обучения граммоте. Данные упражнения можно использовать в целях профилактики в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие зрительно-пространственных функций. | 322.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие зрительно-пространственных функций, как одно из средств профилактики нарушений чтения и письма»
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении чтением и грамотным письмом. Одной из причин является – зрительный дефицит. Используя систему упражнений, направленных на развитие и коррекцию зрительных гностических функций, можно ликвидировать многие трудности при обучении чтению. Мы сегодня рассмотрим несколько направлений развития зрительного восприятия.
Развитие произвольного зрительного внимания.
Особое место в коррекционной работе отводится развитию таких показателей произвольного зрительного внимания, как переключение и распределение. При этом у школьников формируется умение удерживать и переключать произвольное внимание в соответствии с инструкцией. Например, детям предлагается таблица с изображениями предметов разного цвета. Ребёнок должен сначала называть рисунки только одного цвета, затем другого. В таблице могут содержаться силуэтные и контурные изображения одного цвета. Сначала ученик называет только контурные изображения, а затем силуэтные. Количество рисунков постепенно увеличивается.
Задание 1.Назови (покажи) в каждой строчке таблицы сначала все рисунки чёрного цвета, а потом все рисунки белого цвета.
На следующем этапе аналогичная работа проводится с буквами, слогами, словами, предложениями.
Задание 2. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из прописных букв. Читать нужно по строкам слева направо.
КА | ми | та | зя | су | ву | ДО |
жи | РЫ | па | ШО | ЛА | су | ты |
бо | де | ри | ЖУ | дэ | ха | ку |
не | КИ | ку | ПИ | ма | ча | вы |
до | де | не | ГО | ЛО | пи | су |
ШИ | мо | му | ТЕ | ки | ра | ЦЕ |
зи | ПЕ | фы | ЦУ | се | ХА | бо |
Для отработки распределения внимания можно использовать простые задания.
Задание 3. В ряду букв зачеркни только буквы а, у, о. Более сложным является задание, где инструкция меняется: в нечетных строчках указанные буквы следует зачеркивать, а в чётных – подчёркивать.
А у ы о и Ю О и е у Я А у а и я Ы у и о У е
Развитие и коррекция навыков зрительного анализа.
Задания, направленные на уточнение представлений о размере, форме и цвете. В первую очередь школьнику предлагаются упреждения, в которых используются максимально различные изображения.
Задание 4. Среди предметов, нарисованных на картинке, найди круглый (затем прямоугольный) предмет. Назови предмет красного (белого, зелёного, синего) цвета. Найди самый маленький предмет.
Задание 5. Найди две одинаковые картинки в каждом ряду.
После того как навыки зрительного анализа будут отработаны на картинном материале, переходят к их автоматизации с использованием букв, слогов, слов и предложений: отрабатываются смыслоразличительные признаки букв (количество элементов, их тип, пространственное расположение). Для формирования у учеников обобщенного представления об букве используется сравнение рукописных и печатных букв, а также их строчные и заглавные варианты.
Задание 6. Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов – «палочек»
Н Ж Ш А К Б В И К
Задание 7. Найди одинаковые буквы, написанные разными шрифтами.
А а б А Б б а
Задание 8. Соедини в тексте все буквы а красным цветом (над строкой), все буквы о – синим цветом (под строкой).
Задание 9. Найди в строке две букв, написанные одинаково.
Задание 10. Обведи красным карандашом сначала все буквы, у которых есть надстрочные элементы, а синим – все буквы, имеющие подстрочные элементы.
Развитие зрительного синтеза.
Задания, направление на развитие перцептивного моделирования изображений, которые проводятся сначала с использованием разрезных карточек с нарисованными на них предметами. Возможно разбить изображения предмета на функциональные части: спинка, ножки, сиденье (стул); на симметричные части (по вертикали и по горизонтали); сложные разрезы.
Задание 11. Найди и соедини половинки одного предмета.
Задание 12. Дорисуй картинки.
После того как учащиеся овладеют данным видом работы, вводятся задания с использованием букв (печатных и рукописных). Опознать недописанные буквы, найти неверно написанную букву и т.д. Работа должна сначала начинаться с наиболее простых для узнавания букв, имеющих две оси симметрии (о, х, н, ж). Далее переходить к буквам, имеющим одну вертикальную ось симметрии (А, Д, Л, М, Т, Ф), одну горизонтальную ось симметрии (Е, З, К, Э, Ю, К) и только после этого в работу включают асимметричные буквы (Б, Г, И, У, Ц, Ч, Щ, Я).
Задание 13. Допиши буквы.
Задание 14. Догадайся, какое слово написано на сложенной карточке.
Задание 15. Какие буквы можно сложить из данных элементов.
Выработка помехоустойчивости зрительного восприятия.
Работа начинается с предметных изображений, потом включаются буквы, слоги и слова.
Задание 16. Какие предметы нарисовал художник.
Задание 17. Какие животные «спрятались» в лесу. Покажи и назови их.
Задание 18. Назови буквы и напиши их.
Развитие зрительной памяти.
Работа над увеличением объема зрительно запоминаемых объектов, сохранениям последовательности и точности при их воспроизведении, удержанием в долговременной памяти. Развитие зрительной памяти начинается с запоминания нескольких предметных изображений, поиск различий в изображениях по памяти («Что пропало?», «Что добавилось?») Наиболее трудным заданием является запоминание изображений с сохранением заданного порядка в ряду, поиск отличий по памяти.
На буквенном материале отрабатывается зрительное запоминание и воспроизведение букв, слогов, слов и предложений. Начинается работа с запоминания рядов букв и слогов. Затем, карточки со словами сложной слоговой структуры, значение которых заранее уточняется. В ходе работы количество букв, слогов и слов увеличивается.
Задание 19. Учащимся предлагаются столбики слогов и слов, подобранные по возрастанию длины способом наращивания
ель – мель – шмель
бы – был – были – былина
по – пол - поле – полёт
Внимание обращается на то, что каждое последующее слова содержит предыдущее. Ученик прочитывает цепочку и воспроизводит устно или письменно.
На этапе запоминание предложений может быть использован материал зрительных диктантов И.Т. Федоренко.
Развитие и коррекция точечных прослеживающих движений глаз.
Задание 20. По какой дорожке покатится шарик. Следи только глазами.
Задание 21. Накорми животных. Следи только глазами.
Задание 22. Прочитай зашифрованную в клетках загадку.
Задание 23. Помоги лисенку подобрать колесо для самоката.
Задание 24. Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА
Формирование зрительно-пространственных представлений.
У учащихся прежде всего должны быть сформированы представления о схеме собственного тела. Ребенок по инструкции должен уметь правильно определять и выполнить различные действия правой и левой рукой. Умение ориентироваться лево-право, верх-низ. В качестве подготовительной работы можно выполнять следующие задания.
Задание 25. Рассмотри дерево и назови всех обитателей. Кто где сидит?
Развитие зрительно-моторных координаций.
Отработка одновременного движения глаз и руки.
Задание 26. Дорисуй половинки.
Эта система упражнений может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений
Успеваемость для детей младшего школьного возраста - главный объективный и субъективный показатель их...
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...
Развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно моторных координаций
В данной методической разработке представлен дидактический материал по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций....
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций....