Консультация для родителей: "Взаимосвязь пальчиковой и артикуляционной гимнастики в коррекции стойких речевых нарушений."
консультация по логопедии (1, 2 класс)
Консультация для родителей. Практические примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artpalch_gim-ka.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей младших школьников:
Взаимосвязь пальчиковой и артикуляционной гимнастики
в коррекции стойких речевых нарушений.
Учитель - логопед Бондаренко Н.А.
2021 год
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности родителей, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
Задачи:
1. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
2. Познакомить с правилами выполнения основных артикуляционных упражнений;
3. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
4. Отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;
4. Повысить уровень компетентности родителей по развитию правильного звукопроизношения у детей;
5. Заинтересовать родителей в проведении артикуляционной гимнастики дома с детьми.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе, поэтому необходимо работать над их устранением.
Большинство детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные. Если эти проблемы не устранены, то при обучении в школе они усугубляются и нарастают.
Поэтому необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – основной фундамент при подготовке к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия:
• улучшают кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• улучшают подвижность органов речевого аппарата;
• укрепляют мышечную систему языка, губ, щек;
• учат ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• увеличивают амплитуду движений;
• уменьшают напряженность артикуляционных органов;
• подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Занятие по работе с артикуляцией дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Для того, чтобы повысить их интерес к выполнению сложных и рутинных упражнений, нужно превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие.
Для повышения интереса ребенка к выполняемому упражнению рекомендуется использовать стихотворные тексты, картинки, игрушки.
Дети очень любят, когда движения сопровождаются занимательными стихами. Им интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.
Артикуляционные упражнения: статические и динамические
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамически, статически-динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.
Статические упражнения.
1. Упражнение «Улыбка».
Методические рекомендации.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
2. Упражнение «Блинчик».
Методические рекомендации.
Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.
Упражнения «Киска сердится», «Горка», «Оскал», «Птенчики», «Дудочка», «Чашечка», «Грибок».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.
Динамические упражнения
1. Упражнение «Часики»
На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
Методические рекомендации
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
2. Упражнение «Качели».
Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнения «Вкусное варенье», «Спрячь конфетку», «Индюк», «Лошадка», «Дятел», «Почистим зубки».
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другующёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать.
Завтра опять будем гулять.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, стали более прочными. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-7 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Все упражнения выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, когда ребенок видит лицо взрослого и свое лицо). Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
5. Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…».
6. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
7. Покажите правильное выполнение упражнения.
8. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
9. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
10. Покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
11. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
5. Артикуляционная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения.
6. Артикуляционная гимнастика способствует формированию самоконтроля.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Нанизывать пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором.
- Складывание матрешек.
- Игра с вкладышами
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Шить, вязать на спицах.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
- Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковая гимнастика. Пример:
«Капуста»
Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим, (имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Список используемой литературы
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
Костыгина В. "Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз Год издания: 2007.
Костыгина В.Н. "Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз, 2003.
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.м
Смирнова Л., Упражнения для пальцев. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 -7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста.
Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста....
Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики
В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения....
Артикуляционная гимнастика и речевой материал звук [Л]
Артикуляционная гимнастика и речевой материал для автоматизации и дифференциации звука [Л]...
Артикуляционная гимнастика и речевой материал на звук [Р]
Артикуляционная гимнастика и речевой материал для автоматизации и дифференциации звука [Р]...
Консультация для родителей Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Основной причиной нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникн...
Театрализованная деятельность как метод коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся.
Описание метода коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся путем вовлечения их в театрализованную деятельность.Практический опыт комплексной работы коррекционной школы. Формы т...