Консультация учителя-логопеда. Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?
консультация по логопедии

Загитова Альбина Гусмановна

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_chitaet_medlennee_vseh._kak_emu_pomoch.3.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок читает медленнее всех.

Как ему помочь?

 

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

- Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

- Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

- Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

- Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

- Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.
  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).
  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получаетсяКак можно меньше критикуйте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»

В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация учителя - логопеда Синявской А.И. по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера.

Материалпредставляетт собой электронную презентацию по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера. Материал предназначен для учителей ...

Ребенок читает медленнее всех. Рекомендации для родителей.

Ребенок читает медленнее всех. Рекомендации для родителей....