Игры для развития фонематического восприятия у учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии
Различные виды игр для развития фонематических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_uchashchihsya_s_ovz.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития фонематического восприятия у учащихся с ОВЗ
Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят:
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
Фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.
Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое. Фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
- Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: логопед показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.
Дифференциация по способу воспроизведения
Игра «Солнце или дождик»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы..
Дифференциация по ритму
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка».
Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.
Дифференциация по силе звучания
Игра «Тихо – громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Лягушки»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.
Игра «Угадай, кто я»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Дифференциация по силе голоса
Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.
Игра «Ветер или ветерок?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).
Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.
Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.
Дифференциация голоса по интонации
Игра «Хорошо»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.
Игра «Узнай по интонации»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).
Игра «Кто сказал?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).
Дифференциация по высоте
Игра «Угадай, кто сказал»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».
Игра «Малыши»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.
Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.
Наш малыш кричит с утра.
Уа – уа – уа –
Вот и все его слова.
Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:
Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким голосом)
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким голосом)
Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы] и буква “ы”» или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Развитие речевого внимания
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического восприятия
Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...
Развитие фонематического восприятия на занятиях в ГПД с учащимися с ОВЗ.
Развитие фонематического восприятия обучающихся с ОВЗ как залог успешного освоения учебного материала и профилактики школьной дезадаптаци....
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия
Игры на развитиефонематического слуха и восприятия...
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...
Словесные игры на развитие фонематического восприятия
Словесные игры на развитие фонематического восприятия...
Клубный час. "Игры на развитие фонематического восприятия в 1 классе"
Игры на развитие фонематического восприятия, которые можно использовать на переменах и на физ.минутках...
Консультация "Игры на развитие фонематического восприятия" (начальный этап)
В материале отражены упражнения на начальном этапе развития фонематического восприятия по обучению грамоте у первоклассников с ТНР.....