Словесные игры на развитие фонематического восприятия
учебно-методический материал по логопедии

Лех Наталья Семеновна

Словесные игры на развитие фонематического восприятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Закончи словечко

Цель: учиться придумывать слова на слоги, развивать фантазию, речь.

Что понадобится: мячик.

Как играть:

Бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребенок должен вернуть вам мяч, закончив слово.

Например, ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок его отгадает (КАША). Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребенок загадывает вам слова.

Играть проще, если взрослый и ребенок заранее договариваются о том, на какую тему будут загадывать слова. Например, овощи или фрукты; транспорт или посуда; «летние» или «зимние» слова; предметы, находящиеся в комнате и т.п.

Наиболее сложная разновидность игры – назвать как можно больше слов, начинающихся на данный слог. Например, на слог ПА ребенок может придумать слова: ПАПА, ПАША, ПАКЕТ, ПАЛЕЦ и др.

Игра поможет в дальнейшем избежать трудностей при чтении слов, когда ребенок, прочитав две части слова, не может понять его смысл.

Вариант:

Вы бросаете ребенку окончание слова, а он называет слово целиком. Например, ША – КАША, ЖА – ЛУЖА, ТА – КОНФЕТА, КОТЛЕТА, ВАТА и т.п.

Звуковые загадки

Цель: учиться различать неречевые звуки, учиться запоминать звуки, развивать память, развивать слуховое внимание.

Что понадобится: 2 – 3 погремушки (разные), барабан, бубен, дудочка, колокольчик, бубенчик, карандаш, ручка, пластмассовая линейка, деревянная линейка, ложка, совочек.

Как играть:

Разложите на столе перед ребенком музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочку, колокольчик, бубенчик. Сначала сами продемонстрируйте ребенку все звуки, которые можно извлечь с помощью этих инструментов, а затем дайте и ребенку вволю с ними наиграться, извлекая звуки.

Попросите ребенка отвернуться, извлеките один из звуков. Пусть ребенок отгадает, какой предмет вы демонстрировали. Можно предложить ребенку проверить правильность ответа – дать возможность извлечь звук из указанного им предмета.

Через некоторое время продемонстрируйте 2 – 3 звука подряд, предложите ребенку повторить исполненную вами «музыку». В дальнейшем можно загадывать 3 – 6 звуков. Не забывайте повторять звуки несколько раз.

Для этой же игры используйте и другие предметы: карандаш, ручку, линейки (пластмассовую и деревянную), ложку, совочек. С их помощью стучите по одинаковой поверхности, а ребенок будет отгадывать, чем вы стучали. Через некоторое время произведите несколько звуков последовательно. Можете одновременно стучать и 2 предметами.

Эта игра поможет сформировать слуховое внимание, которое необходимо при обучении чтению.

Вариант:

Организуйте игру вместе с членами семьи. Ребенок отвернется, а вы по очереди произнесете разные звуки (помычите, чихнете, пропоете А-А-А и т.п.). Пусть ребенок угадает, кто издавал звуки.

Звуковой футбол

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Что понадобится: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки ребенка.

Как играть:

Расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово – хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в середине, в конце.

В другой раз разложите перед ребенком картинки из настольной игры или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.

Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки – А, О, У, И, Ы, «яркие» согласные звуки, такие как М,Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют – Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я (эти буквы могут обозначать два звука).

Для того, чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук в собственном исполнении.

Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык – умение определить наличие или отсутствие зыка в слове.

Вариант:

Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А), ГРИБ (в конце слышим звук П).

Лишнее слово

Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.

Что понадобится: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь).

Как играть:

Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА. Задача ребенка – услышать и назвать это другое – лишнее – слово. Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду. Если ребенок ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова (ГОРА – ГОРА – ГОРА – КОРА – КОРА – ГОРА) или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются: Г-ГОРА, К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете также показывать ребенку картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов – «нелишнего слова» (в приведенном примере надо показать картинку с изображением горы).

Для организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка:

НОРА – НОРА – ПОРА – НОРА

КОЛОС – КОЛОС – КОЛОС – ВОЛОС

КОСА – КОЗА – КОЗА – КОЗА

ЛУК – ЛУК – ПЛУГ – ЛУК

КЕПКА – РЕПКА – КЕПКА – КЕПКА

КРОТ – КРОТ – РОТ – КРОТ

КОТ – ГОД – КОТ – КОТ

МЁД – МЁД – МЁД – ЛЁД

МОРЖ – КОРЖ – МОРЖ – МОРЖ

ДУДОЧКА – УДОЧКА – ДУДОЧКА – УДОЧКА

БУКЕТ – БУКЕТ – БУКЕТ – КУПЛЕТ

ЦАПЛЯ – ЦАПЛЯ – КАПЛЯ – ЦАПЛЯ

ДОМ – ДОМ – ДОМ – ТОМ

ДОЧКА – ТОЧКА – ДОЧКА – ДОЧКА

ТРОСТЬ – ГВОЗДЬ – ГВОЗДЬ – ГВОЗДЬ

Умение слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче освоить основы чтения.

Вариант:

Предложите ребенку самому придумать подобные задания для вас.

День рождения игрушки

Цель: учиться определять первый звук, учиться определять наличие звука в составе слова, развивать воображение, развивать мелкую моторику.

Что понадобится: игрушки (кукла, мишка, Чебурашка, трансформер, робот), альбом, цветные карандаши и фломастеры.

Как играть:

Устройте день рождения любимой игрушке вашего ребенка. А на день рождения, конечно, нужно дарить подарки. Предложите ребенку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать для нее этот подарок. Главное условие выбора подарка – первый звук в названии подарка тот же, что и первый звук в названии игрушки.

Хорошо, если малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько. Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мед, мотоцикл, матрешку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота – ракушка, рукавички, ролики…

Эта игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.

Вариант:

«Подарки» можно выбирать из имеющихся у вас предметных картинок (из настольных игр, открыток, наклеек).

Запиши слово без букв

Цель: учиться различать структуру слов (слоги), развивать внимание, мелкую моторику.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки из любых настольных игр.

Как играть:

Расскажите ребенку, что слова можно записывать даже не зная букв. Напишите слово ПОНИ – нарисуйте две дуги (две шапочки/кочки), одновременно с «записью» слова произносите его по слогам. Приведите еще один пример – запишите таким же образом слово СОБАКА. Предложите ребенку научиться писать слова без букв. Помогайте, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно одновременно с написанием слова произносить его по слогам.

В другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребенку найти картинки, на которые можно «надеть две шапочки» (слова, в которых два слога, на схеме изображаемые двумя дугами), можно «надеть три шапочки», найти картинку, которой хватит и «одной шапочки».

Для разнообразия можно слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью точек или черточек.

Игра очень нравится малышам. Она не только учит видеть слоговую структуру слова, но и привлекает к процессу обучения чтению.

Вариант:

Запишите слово с помощью «шапочек», попросите ребенка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из чего сделано и т.п.)

Выложи предложение кирпичиками

Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, речь.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, деревянные кирпичики (кубики).

Как играть:

Покажите ребенку, как можно выкладывать предложения из кирпичиков. Произнося предложение, утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте кирпичики: одно слово – один кирпичик. Дайте ребенку попробовать сделать так же.

Для заданий выбирайте предложения, состоящие из 2 – 5 слов, но не содержащие предлоги (в, на, про, с, к, от, под и т.п.) и союзы (а, но, и, да и т.п.). Например, МАМА КУПИЛА МОЛОКО или САША ПОСТРОИЛ БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ.

Попробуйте переставлять слова-кирпичики. Ребенку нужно мысленно поменять слова местами и произнести новое предложение. Например, МОЛОКО КУПИЛА МАМА или БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ ПОСТРОИЛ САША. При перестановке слов могут получиться очень забавные предложения: ВОЛК НАПУГАЛ МАШЕНЬКУ – МАШЕНЬКА НАПУГАЛА ВОЛКА или КАТЯ ЕСТ КАШУ – КАША ЕСТ КАТЮ.

Можете распространять предложения, т.е. делать их длиннее. Например: к предложению МАМА КУПИЛА МОЛОКО добавьте один кирпичик. Попросите ребенка придумать дополнительное слово к этому предложению – МАМА КУПИЛА МОЛОКО КОТЕНКУ или МАМА КУПИЛА ПАРНОЕ МОЛОКО.

Вместо деревянных кирпичиков (кубиков) вы можете использовать детали от конструкторов или пуговицы, карандаши или фломастеры, магнитики или конфеты. Интересно нанизывать слова-бусинки на жгутик.

Выполняя эти задания, ребенок поймет, что предложения состоят из слов, научится видеть связь между словами в предложении, а эти знания помогут избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.

Вариант:

Выложите несколько кирпичиков или наденьте на ниточку несколько бусинок, попросите ребенка угадать, какое предложение «спрятали» кирпичики/бусинки. Принимается любое предложение с заданным количеством слов в нем.

Нарисуй картинки

Цель: учиться копировать фигуры, развивать внимание, мелкую моторику.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть:

Нарисуйте несколько простых картинок: домик с трубой, вертушка, телевизор, солнышко, фартук. Попросите ребенка рядом нарисовать такие же. Обратите внимание малыша на все имеющиеся детали рисунков, размер фигур, их соотношение и расположение. Похвалите за точность выполнения задания, четкость и ровность линий. Придумайте другие подобные задания сами.

Разрешите ребенку нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально допустите ошибки – не дорисуйте деталь, сделайте фигурки значительно больше или меньше образца, добавьте лишние детали… Ребенку будет нравиться находить ваши ошибки и исправлять их.

Можно предложить копирование фигурок, нарисованных на бумаге в клеточку, или абстрактные изображения, напоминающие буквы, дорисовывание правых или левых половинок симметричных предметов (листок, настольная лампа, цветок, бабочка, дерево и т.п.). Рисование по образцу позволит ребенку быть внимательным и сосредоточенным при работе со знаками, а значит, будет способствовать лучшему запоминанию букв, правильному воспроизведению слов при обучении чтению.  

Вариант:

Когда ребенок научится точно копировать по образцу, можно предлагать ему рисовать фигуры по памяти. Помните, что этот вариант задания труднее предыдущего, поэтому начинайте с простейших изображений (несколько геометрических фигур, наложенных друг на друга линий и проч.).

Закаляка

Цель: учиться рисовать линии, развивать внимание, мелкую моторику.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть:

Сначала сами нарисуйте «закаляку» - кривую незамкнутую линию. Спросите ребенка, сможет ли он распутать «закаляку», т.е. нарисовать ее с конца до начала, соблюдая все повороты. Покажите сами, как это сделать. Для рисования «закаляки» используйте фломастер или карандаш светлых цветов, а для распутывания – темных цветов. В этом случае при правильном выполнении задания линия как бы перекрасится в другой цвет. Предложите ребенку самому нарисовать и распутать «закаляку». Следите за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш/фломастер от бумаги. Остановите ребенка, если он рисует слишком сложный или длинный вариант задания. При распутывании помогайте следовать всем поворотам в правильном направлении.

Игра напоминает любимые всеми детьми лабиринты. В процессе выполнения задания отрабатывается умение следовать инструкции, формируется самоконтроль.

Вариант:

Сделайте «закаляку» из ломанных линий. Пусть ребенок попробует нарисовать и распутать такой вид линий.

Посмотри и запомни

Цель: учиться запоминать расположение, развивать внимание, память.

Что понадобится: любой конструктор (деревянный/Лего), мозаика любого типа (гвоздики/енопочки/колпачки/фишки) и соответствующее наборное полотно к ней.

Как играть:

Выложите перед ребенком образец задания: домик (дорожку) из деревянного конструктора или скрепите детали Лего или выложите фигурку из мозаики. Помните, что начинать это упражнение лучше всего с 3 – 4 деталей.

Дайте ребенку возможность рассмотреть образец, закройте его, предложите сделать такую же фигуру.

После выполнения ребенком задания откройте образец, дай малышу сравнить свою работу и образец, найти и исправить ошибки, если тони есть.

Постепенно увеличивайте количество деталей в образце. Максимально для школьника можно предложить 7 деталей. Можете ограничить время запоминания – дайте на это 1 минуту.

В другой раз можно поменяться ролями: ребенок будет придумывать для вас задание, а вы выкладывать по памяти. Когда будете выкладывать, специально допустите ошибку, чтобы ребенок увидел и исправил ее.

Игра помогает научиться запоминать информацию, развивает самоконтроль и сосредоточенность.

Вариант:

Попросите ребенка вспомнить и построить то, что он делал вчера.

Дорисуй-ка

Цель: учиться видеть недостающие детали, развивать мышление, мелкую моторику.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть:

Нарисуйте простые, известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: стол без ножки, пальто без пуговиц, чайник без носка, машина без колес, телефон без кнопок, дверь без ручки, петушок без шпор, белка без хвоста. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и дорисовать недостающие детали.

Подобные задания помогают ребенку научиться видеть предмет со всеми его существенными деталями, мысленно дополнять до целого, что поможет предотвратить трудности при обучению чтению в дальнейшем.

Вариант:

Используйте при подготовке картинки из журналов. Вырежьте несколько картинок без существенных деталей. Приклейте изображение на белую бумагу. Попросите ребенка дорисовать недостающие фрагменты. При этом надо соблюдать не только пропорции деталей, но и их цветовое наполнение.

Учитель- логопед Лех Наталья Семеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического восприятия

Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...

Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

Игры на развитиефонематического слуха и восприятия...

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспо...

Игры для развития фонематического восприятия у учащихся с ОВЗ

Различные виды игр для развития фонематических процессов...

Клубный час. "Игры на развитие фонематического восприятия в 1 классе"

Игры на развитие фонематического восприятия, которые можно использовать на переменах и на физ.минутках...

Консультация "Игры на развитие фонематического восприятия" (начальный этап)

В материале отражены  упражнения на начальном  этапе развития   фонематического восприятия по  обучению грамоте у первоклассников с ТНР.....