Консультация для учителей начальных классов: «Психологические особенности детей с ТНР. Средства и методы работы»
консультация по логопедии

Бондаренко Наталья Александровна логопед

Задачи коррекционно-педагогического воздействия, методы работы и организация процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_detey_s_tnr_bondarenko_na.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей начальных классов:  «Психологические особенности детей с ТНР. Средства и методы работы»

Учитель-логопед Бондаренко Наталья Александровна

        Для успешного обучения детей в школе на первом месте стоит ранняя диагностика и выявление различных патологий. В последнее время количество детей с речевыми нарушениями увеличилось.

        Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне. У детей с ТНР нарушается целый комплекс речевых функций. Это:

 - фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и представлений;

 - нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове;

 - недостаточное развитие словаря. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Трудности в словообразовании. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия – большой и маленький, которыми заменяют остальные;

 - в речи детей встречаются аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

 - недоразвитие связанной речи.

        Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они, в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.

        Обучение таких детей, после прохождения комиссии, проходит по адаптированной программе. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики.

        Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией тесно связана с общим развитием речи учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи.

Задачи коррекционно-педагогического воздействия:

  • формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения;
  • уточнение и коррекция фонематического восприятия;
  • уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса;
  • уточнение и коррекция грамматических категорий;
  • коррекция специфических ошибок письменной речи;
  • формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков.

        В ходе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выделяются три основных направления помощи детям в усвоении программного материала:

1) проведение всех уроков с использованием специальных методов и приемов, направленных на восполнение пробелов в формировании полноценной речевой деятельности;

2) проведение специальных логопедических занятий;

3) организация и соблюдение речевого режима.

        Одним из условий успешной образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды. Это предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком независимо от его возможностей и уровня речевого развития.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи наглядные методы являются крайне востребованными.

Средства наглядности призваны обеспечить активизацию всех анализаторных систем и связей между ними, что создает основу для компенсации нарушенной (речевой) функции за счет сохранных.

Большую роль в познании материала предметных уроков играют наблюдения, экскурсии, практические работы.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с нарушениями речи для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, чтение материалов учебника и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность вербальной сферы учащихся с речевой патологией не позволяет учителю использовать словесные методы обучения, когда в основе формирования навыка лежит объяснение и слово учителя без достаточной опоры на предметно-практическую деятельность ученика.

В работе с детьми с ТНР нужно обратить внимание на общую организацию процесса обучения.

1. Русский язык:

1.1.Начинать урок русского языка с пальчиковой гимнастики. Детям очень нравится игровая форма введения в работу. Позитивные эмоции играют большую роль в успешном усвоении знаний.

1.2. Большое значение уделяется обучению грамоте. Ребенка нужно научить слышать звук и произносить его.

Развитие фонематического слуха, правильного произношения и мелкую моторику необходимо тренировать на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

1.3. Так как уровень произвольного внимания у детей с ТНР снижен, учителю можно проговаривать каждое действие очень подробно. С небольшими заданиями детям легче справиться. Поэтому для работы с текстом выбирать следует небольшие по объему упражнения.

1.4. Постоянная смена деятельности поможет детям быть включенными в урок. А физкульт- минутки- просто необходимы.

1.5. Предлагается несколько видов словарных диктантов:

 - словарный диктант с подсказкой. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи, даже зная правило, не может применить его на практике, так как не в состоянии установить последовательность мыслительных операций, выстроить алгоритм применения правила. Чтобы правило работало, действия учеников необходимо направлять. Такую функцию и выполняет подсказка при словарном диктанте. Проводя такой диктант, учитель сам объясняет учащимся условия действия орфографического правила, а ученики уже самостоятельно, руководствуясь инструкцией, выбирают нужную орфограмму и применяют правило. Учитель, называя слово, указывает на то, в какой значимой части слова находится орфограмма и разъясняет ученику условия орфографической задачи. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем, руководствуясь инструкцией учителя, вставляют в слово нужную букву. Объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

 - словарный диктант с грамматическими заданиями. В качестве примера можно привести следующие правила: мягкий знак после шипящих у существительных (грамматическое задание – определить род и склонение существительного); правописание гласных в окончаниях существительных (грамматическое задание – определить падеж и склонение существительного); правописание “не” с глаголами (грамматическое задание – определить часть речи).

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи очень плохо развиты внимание, память, мышление. Для развития внимания у учащихся с ТНР можно проводить словарный диктант, когда школьники из каждых трех диктуемых слов записывают только второе. Для развития внимания и мышления можно предложить следующий вид словарного диктанта. Учащийся из диктуемых слов выбирает и записывает в тетрадь только те слова, которые, например, относятся к теме “Спорт” (темы могут быть любые).

Интересен словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование у детей с ТНР навыков самоконтроля. Учитель дает ключи к проверке такого диктанта, то есть называет параграфы, к которым учащиеся могут обратиться для самопроверки в случае затруднения.

2. Литературное чтение:

2.1. Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, которые следует проговаривать перед началом чтения. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Не смотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.

Не стоит забывать о том, что дети могут испытывать трудности в коммуникативном общении. Поэтому они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.

2.2. Дети с ТНР быстро утомляются. В классе можно постелить массажный коврик. Это нужно для того, чтобы у ребенка была возможность сменить положение, помассировать стопы. При этом он не прерывает урок.

3. Математика в речевом развитии школьников с ТНР помогает преодолевать речевой дефект. Наряду с развитием словесно- логического мышления, происходит обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.

4. Технология

4.1 У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения . На уроках технологии следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.

Часто бывает так: проговариваешь в начале урока, а в середине- уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы ( например с цветной бумагой ) перед непосредственным ее использованием.

Кроме всего вышеперечисленного, не стоит забывать о внеклассой работе с учащимися. Детям нужен помощник в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить своих чувств словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важную роль отводится внеурочным мероприятиям.

Посещение мастер-классов по изготовлению не сложных поделок, мини- лекции в библиотеке дают толчок в развитии детей с ТНР.

Рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи

 - Раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы.

 - Непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

 - Использование специальных методов, приемов и средств обучения.

 - Индивидуализация и дифференциация обучения.

 - Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

 - Введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов.

 - Организация работы по социализации детей.

 - Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счѐт привлечения к участию в различных видах деятельности.

        Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путем поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

        Хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических и общеразвивающих занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"

Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ По теме: «Виды хромосомных нарушений у детей: причины, последствия, прогнозы лечения».

    Болезни, обусловленные нарушением числа хромосом  - это трисономия, частичная трисономия, моносомия....

Письмо к учителю начальных классов, обучающих особенных детей

Обращение к учителям начальных классов  о восприятии ими особенных детей, о стремлении помочь ребятам  войти в школьную  среду....