"Нарушения речи детей с ОВЗ и особенности их коррекции"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Консультация логопеда для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_uchiteley_noo.docx | 263.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда
Беднарж А.П
для учителей начальных классов
Нарушения речи детей с ОВЗ и особенности их коррекции
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Нарушения речи у детей с ОВЗ являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны с другими факторами.
Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с ОВЗ определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Основными особенностями высшей нервной деятельности детей с ОВЗ является слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению; нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы, что объясняется недоразвитием второй сигнальной системы. В процессе овладения навыками и умениями дети с ОВЗ опираются больше на наглядный показ, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У таких детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка.
Развитие речевой моторики у детей с ОВЗ осуществляется замедленно, не дифференцированно; затруднена координация дыхательных, фонаторных и артикуляционных движений в процессе речи. Несформированным оказывается у детей как слуховой, так и кинестетический контроль за правильностью речевых движений.
В возникновении нарушений речи у детей с ОВЗ существенную роль играют следующие биологические факторы: локальное повреждение мозговых структур, аномалии в строение артикуляционного аппарата, снижение слуха.
Среди психологических факторов, обусловливающих особенности речевого развития и нарушения речи у детей с ОВЗ, ведущая роль отводится недоразвитию познавательной деятельности и психической деятельности в целом. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхность мышления, нарушение словестной регуляции поведении, незрелость эмоционально – волевой сферы.
У детей с ОВЗ отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
Общая характеристика нарушений речи у детей с ОВЗ
У части детей с ОВЗ отмечается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства. Нарушения речи носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы.Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи.
У детей с ОВЗ в той или иной степени оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речи, создание, реализация речевой программы и контроль за речью, соответствие результата мотиву и цели речевой деятельности.
Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню нарушения, требуют дифференцированного подхода при их анализе, характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов.
Характерной особенностью речевого развития детей с ОВЗ является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев). Первые слова появляются позднее трех лет, отстает и появление фразовой речи.
Искажения звуко – слоговой структуры слова проявляются как в нарушениях количества, последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных. Искажения структуры слова разнообразны по своему характеру.
Речь детей с ОВЗ часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения. У заторможенных детей голос слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ОВЗ процесс длительный и сложный. Инертность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее усвоенных старых связей, в трудностях переключения на новые. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянутся на 1 – 1.5 года.
Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти. Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи. Уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.
Подготовительный этап работы предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосовых упражнениях.
Развитие артикуляторной моторики детей с ОВЗ осуществляется в двух направлениях: развитие кинетической основы движения и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала). На этапе постановки звука используются: зрительный образ артикуляции, слуховой образ звука, кинестетические, тактильные и тактильно – вибрационные ощущения. На наиболее длительном этапе автоматизации звуков проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умение выделять звук в слове и т.д. Обязательным этапом работы является дифференциация звуков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.
Нарушения лексико – грамматического стороны речи
У детей с ОВЗ наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных и наречий. Пассивный словарь шире активного , но он с трудом актуализируется.
У таких детей отмечается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизме, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного. Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. Для высказываний детей характерны простые предложения, с пропусками главных членов.
Формирование связной речи детей с ОВЗ осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Недостаточно сформирована диалогическая и монологическая речь. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Более легко даётся пересказ, но с ошибками: пропускаются важные части текста, упрощённо передаётся содержание, дети не понимают причинно – следственные, временные и пространственные представления.
В процессе коррекционно – логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов. Особого внимания требует развитие глагольного и прилагательного словаря. Работа над уточнением значения слова тесно связывается с уточнением представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с классификацией предметов на речевом и неречевом уровнях.
Процесс овладения прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину, затем высоту, длину, вкусовые качества и т.д. Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий. Обогащение словарного запаса предполагает работу над антонимами (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), уточнением значений слов – синонимов. Проводится работа над падежными окончаниями, развитием функции словоизменения, словообразования, над распространением предложений.
Формирования грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:
- Формирование глубинно – семантической и поверхностной структуры предложения.
- Формирование словоизменения и словообразования.
- Развитие связной речи.
В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания существительных, употребление предлогов, согласование существительных с глаголами и прилагательными, изменение глагола по лицам, числам, родам и т.д.
Начинать работу по формированию словообразования следует с уменьшительно – ласкательных форм существительных. Далее используются упражнения по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, родственных слов.
Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической.
Рекомендуется следующая последовательность в работе над связным текстом: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на наглядность, пересказ на основе деформированного текста, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.
Особенности нарушений письменной речи
Процесс овладения чтением детьми с ОВЗ протекает замедленно и характеризуется качественным своеобразием. Большую трудность представляет для школьников с ОВЗ поэтапное овладение процессом чтения : усвоение букв, слияние звуков в слоги, слогов в слова, чтение слов, предложений и текста.
У первоклассников с интеллектуальным недоразвитием обнаруживается дислексия в 70% случаях. Для нарушений чтения этих детей типичны следующие проявления: 1. неусвоение букв;2. побуквенное чтение;
3. искажения звуковой и слоговой структуры слова; 4. нарушение понимания прочитанного; 5. аграмматизмы в процессе чтения.
У детей выявляется обычно сочетание различных форм дислексии, что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.
Дисграфия сопровождается у этих детей распространенными орфографическими ошибками, проявляется в комплексе, в сочетании различных форм. Нечеткость представлений о звуко – слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.
Коррекция нарушений чтения и письма детей с ОВЗ должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...
«Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в ус
В классы с ЗПР приходят дети с множественными речевыми нарушениями. В статье описана система работы с таким контингентом учащихся....
Лексико-семантические нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе рассматриваются лексико-семантические нарушения речи детей с ОВЗ и приемы их коррекции....
Адаптированная рабочая программа по коррекции нарушений речи детей с СНР
рабочая программа...
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....
«Использование сказкотерапии в коррекции нарушений речи детей с ОВЗ»
в докладе представлено описание профессиональной деятельности, в котором раскрыты аспекты и способы применения сказкотерапии, а также представлены методы, направленные на коррекцию речевых нарушений и...