Как помочь ребенку исправить недостатки речи.
консультация по логопедии

Кузьмичева Ольга Александровна

C какими трудностями могут столкнуться дети при усвоении правильного произношения звуков,  как помочь ребенку исправить недостатки речи. 

Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми.  Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОКОНСУЛЬТАЦИЯ

Уважаемые родители!

       Сегодня я хочу рассказать с какими трудностями могут столкнуться дети при усвоении правильного произношения звуков, и дать совет, как помочь ребенку исправить недостатки речи.

Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми.  Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц.   К концу первого года жизни он правильно реагирует на обращенные к нему слова «подними мяч», «положи ложку на стол» и т.п.

   Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием речедвигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. Благодаря этому ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова (на основании точной слуховой дифференцировки их фонем), сам произнести эти слова, не может, или же произносит их с большими искажениями.

  К концу первого года жизни из  лепета формируются первые слова ребенка. Вследствие еще слабого развития двигательного речевого анализатора эти первые слова ребенка имеют искаженную, по сравнению со словами взрослых, звуковую форму («циты» вместо «цветы», «лекака» вместо «лекарство» и т.д.). Такие искажения исправляются очень медленно путем постепенного овладения точной дифференцировкой речедвигательных   импульсов в соответствии со слышимыми правильными фонемами слов. Большое положительное значение при этом имеют постоянные указания и исправления со стороны взрослых. Ребёнок воспринимает речь взрослого как совершенный образец и всегда подражает ему. Особенно чётко надо произносить незнакомые, новые и длинные слова.

  Наоборот, когда окружающие ребенка взрослые подлаживаются под язык ребенка и сами начинают в разговоре с детьми произносить слова по-детски искаженными, развитие правильного произнесения слов у детей задерживается и отмеченные искажения исправляются затем с большим трудом.

Порядок исправления недостатков произношения следующий.  

Сначала ребёнка учат различать звук на слух в упражнениях. Затем вместе с ним произносят этот звук  в словах, предложения, подчёркивая его в словах более чёткой артикуляцией и обращая внимание ребёнка на неправильное его произношения. После этого показывают правильную артикуляцию звука и учат воспроизводить её.

Показывая и рассказывая ребёнку о том, в каком положении находятся органы речи при произнесении отрабатываемого звука, развивают  у него умение следить за положением органов речи.

Если у вашего ребенка нарушены свистящие и шипящие звуки, то исправление  начинается со свистящих звуков. Прежде всего, показывая правильную артикуляцию произношения, говорят, что при произнесении звука с губы растянуты, как   при улыбке, кончик языка прижимается к нижним передним зубам. Выдыхаемый воздух идет длительной струёй по средней линии языка и выходит в щель между зубами.

Объяснение артикуляции проводится обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть свои ошибки и исправлять их.

Для выработки у ребёнка длительной воздушной струи предлагают подуть на высунутый язык, следя, чтобы он не был зажат зубами. После того как ребенок это усвоит, можно показать. Как перевести язык в более низкое положение за нижние зубы. Получится длительная воздушная струя, идущая посередине  языка, необходимая для правильного произношения свистящих и шипящих звуков. Внимание ребенка обращаем на зубы, которые  видны  во время дутья, и растянутые губы.

Показанную правильную артикуляцию ребенок повторяет несколько раз, в паузах  контролируя свои действия. Если на следующий день ребёнок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ещё раз. Усвоенный звук вводим в слова и предложения.

Постановку шипящих звуков начинают тогда, когда ребенок хорошо овладеет свистящими звуками (с,з,ц). Предварительно  проверяют, умеет ли он поднимать кончик языка за верхние   зубы и может ли делать язык широким.

Звук Ш образуется при прохождении выдыхаемой струи между нёбом и передним краем языка, поднятым вверх в форме ковшика. Боковые края языка прижаты к коренным зубам верхней челюсти, губы слегка вытянуты вперёд. Показав правильную артикуляцию, можно попросить ребёнка подуть на кончик языка так, как при произношении звука С, и отодвинуть язык немного назад.  При этом послышится шипение. Ставя звук, не называйте его  ребенку, чтобы лишний раз не вызвать привычное направление произношения.

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребёнка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае, если вам не удастся научить ребёнка произносить звук правильно, необходимо своевременно обратиться к специалисту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Рекомендации по преодолению недостатков речи у детей.

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы сос...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Предупреждение недостатков речи

Предупреждение недостатков речиЧто же способствует правильному речевому воспитанию?...

Консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться"

Данный буклет-консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться" оформлена по материалам учебно-методического пособия "Организация занятий в специа...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учр...