конспект открытого занятия:" Посуда"
план-конспект по логопедии
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;
- формировать понятия: «кухонная», «столовая», «чайная» посуда;
- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных;
- воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга;
- развивать зрительное внимание, восприятие, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_posuda.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Лексическая тема: «Посуда»
Цель:
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;
- формировать понятия: «кухонная», «столовая», «чайная» посуда;
- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных;
- воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга;
- развивать зрительное внимание, восприятие, память.
Демонстрационный материал: письмо, наборы посуды, картинки «Сказка про Язычок», предметные картинки с посудой, интерактивная панель.
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, к нам кто-то стучится в дверь, да это же почтальон! Он принес письмо, давайте с вами посмотрим, кто его прислал!
Это письмо от сказочных героев из русской народной сказки «Маша и медведь». Они передали нам с вами картинки, где нарисован Язычок и сказку про него, и что - то еще интересненькое. Хотите послушать сказку? Все, что мы с вами услышим должны показать, согласны? Тогда слушайте.
Артикуляционная гимнастика
Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!).
Повторить 3-4 раза.
«Месим тесто»
Пошел наш язычок на кухню, а там пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать:
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
О. Перова
Давай и мы поможем Язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами- та-та-та…; пошлепать язык губами- пя-пя-пя…; закусить язык зубами протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчики»
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
О. Перова
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
«Вкусное варенье»
Стали, мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
М. Синицына
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.
Повторить 4-5 раз.
«Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
М. Синицына
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. Молодцы ребята!
Пальчиковая гимнастика
Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением, мелкая моторика.
Упражнение «Машина каша»
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
(загибают по одному пальцу на левой руке)
Жучке - в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам,
И в корытце – поросяткам
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Все до крошки раздала.
(сдувают «крошку» с ладошки)
Основная часть
- А еще Маша и медведь прислали нам загадки, и просят показать отгадку на картинке.
- Ну, что ребята слушайте внимательно!
«Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (кастрюля)».
«По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот…(ложка)».
«Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко…(тёрка)».
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться… (самовар)».
- Как можно назвать эти предметы одним словом?
-А для чего нам нужна посуда? (ответы детей)
Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде и ее назначении. Наши сказочные герои просят нас с вами помочь им распределить посуду по назначению (кухонную, столовую и чайную).
(на интерактивной панели картинка кухни из сказки «Маши и медведя»)
-Что можно варить в кастрюле?( ответы детей )
-Если суп из фасоли, значит, он какой? (фасолевый.)
- А если суп из курицы, из мяса, из овощей? (ответы детей.)
- Для чего нужна сковорода? (В сковороде можно жарить котлеты.)
- Что еще можно делать в сковороде? (Тушить овощи.)
- Если посуда сделана из металла, значит, она какая?
- А если из дерева, стекла, глины? (ответы детей.)
- Как одним словом можно назвать эту посуду? (Кухонная.) - Ребята, посмотрите, а что эта за посуду, для чего она нужна?
- Куда кладут салат? (В салатницу.)
- Селедку? (В селедочницу.)
- Во что насыпают соль? (В солонку.)
- А перец? (В перечницу.)
- Во что положим хлеб? (В хлебницу.)
- Салфетки? (В салфетницу.)
- Чем будем есть? (Столовыми приборами.)
- Какие столовые приборы вы знаете? (Ложка, нож, вилка.)
- Как одним словом можно назвать её? (Столовая.)
После еды Маша и медведь предлагаю нам с вами выпить чаю.
- Какую посуду нам надо поставить на стол? (ответы детей)
- С чем мы будем пить чай?
- Во что налить варенье? (В вазочку. )
- Во что положим сахар? (В сахарницу.)
- А масло? (В масленку.)
- Где будут лежать конфеты? (В конфетнице.)
- Из чего будем пить чай? (Из чашек.)
- На что поставим чашки? (На блюдца.)
- А разливать чай из чего будем? (Из чайника.)
- Как одним словом назвать эту посуду? (Чайная.)
Физкультминутка
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
(шагаем на месте)
Я всем напоказ выставляю живот,
(руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(хлопаем в ладоши)
-Эй, люди, я с вами попить чай хочу!
(прыжки на месте).
- А теперь Маша и медведь предлагают нам немного поиграть.
Игра «Узнай по описанию»
Дети должны догадаться, о каких предметах посуды идет речь:
- тонкий, стеклянный, прозрачный (стакан);
- металлическая, длинная, острая, зубчатая (вилка);
- длинный, тонкий, острый, металлический (нож);
- фарфоровая, красивая, легкая, чайная (чашка).
Игра «Что лишнее и почему?»
кастрюля, сковорода, чашка, колбаса;
стакан, блюдце, сахар, чайник;
ложка, сухарь, вилка, нож;
картофель, морковь, тёрка, томат.
Итог занятия
- Какие вы молодцы, но к сожалению, нам пора прощаться с нашими сказочными героями.
- Давайте подведем небольшой итог, о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей)
Литература:
- Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова.- М.:Эскимо : ОЛИСС, 2011 – 192 с. : ил.
- ШипошинаТ.В., Иванова Н.В., Сон С.Л. 500 логопедических стишков для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.(500)
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.; худож . : Куров В.Н., Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. –СПб. : Издательский Дом «Литера»Э, 2008.-32 с.: ил – (Серия «Первые шаги»)
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2 -е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176 с. – (Библиотека Логопеда).
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Ткаченко Т.А.; [ил. Е. нитылкиной]. – М.: Эскимо, 2010. – 64 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»
Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....
Презентация логопедического занятия "Посуда" для учащихся с нарушением интеллекта.
Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Посуда" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...