Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ с народно - прикладным искусством.
статья по логопедии
Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ с народно - прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narodno-_priklad_iskust.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей дошкольного возраста с ОВЗ с народно - прикладным искусством.
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую Родину, свой родной уголок. В декоративно- прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
В сочетании с небольшими стихами знакомство с народным искусством обладает огромной силой эмоционального воздействия, становится более образным, красочным и доступным детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, является хорошей основой для формирования духовного мира человека.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У детей с ЗПР наблюдается низкий ( по сравнению с нармально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется -
- в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации;
- в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире;
- в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений;
- неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.
Недостаточно сформированы и пространственные представления:
- ориентировка в направлениях пространства в продолжении довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий,
- часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления , то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности – при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы. Также у них наблюдается снижение познавательной активности. Это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу.
На детей, с подобными проблемами в развитии, декоративно –прикладное искусство влияет самым благотворным образом. На занятиях мы стараемся закреплять знания эталонов формы, цвета, формируем чёткие представления об изделиях и видах народно- прикладного искусства, дети в игровой форме получают некоторые сведения об истории промысла, используемых материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию.)В процессе овладения приёмами народной росписи и лепки у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки( предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается речь, которая способствует обогащению и расширению словаря. При рассматривании подлинных предметов декоративно- прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей характерных для разных народных промыслов , соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Наша работа носит поэтапный характер:
- Знакомство с промыслом
- Рассматривание иллюстраций, изделий, игрушек
- Знакомство с материалом,
- Предварительное создание эскизов на бумаге,
- Лепка из глины, или создание посуды из папье-маше (также используем деревянные заготовки – доски, пасхальные яйца)
- Перенесение задуманного декоративного узора на изделие.
В своей работе мы поддерживаем связь с разными специалистами.
Большую роль играет создание эстетической предметной среды. Мы организовали уголок декоративно – прикладного искусства, где собран наглядный материал: глиняные и деревянные игрушки, альбомы с фотографиями , книги, альбомы с практическими рекомендациями по изготовлению поделок, диски с видеоматериалами, игры. Также здесь находится ,весь необходимый для занятий, материал: деревянные заготовки, глина, стеки, краски , кисти и т.д.
В нашей группе, на занятиях, а также в самостоятельной деятельности дети знакомились с произведениями народных мастеров: рассматривали игрушки, альбомы, предметы быта, слайды, открытки, играли в настольные игры, знакомились с русскими народными сказками, поговорками.
Мы с детьми лепили из глины и расписывали Дымковские игрушки, учились расписывать посуду узорами с элементами Городецкой , Гжельской , Жостовской росписей. Мы рассматривали красивую деревянную посуду, учились наносить узор «Золотая хохлома» . В результате чего получилась волшебная Жар-птица,ложки, красивые подносы, дымковские барышни ,индюки, пасхальные яйца, городецкие доски, гжельская посуда и т.д.
На музыкальных занятиях мы знакомим детей с русским фольклором : народными песнями, играми. В нашей группе прошёл фольклорный праздник « Весёлые посиделки». Дети в русских народных костюмах пели народные песни, водили хороводы, играли в игры, читали пословицы и поговорки.
Мы будем продолжать работу в донном направлении, т.к. видим, что
Народно- прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно – прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»
Задачи:· закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;· рассказать о традиционных символа...
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...
Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения. Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...
Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста педагога-психолога с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществляния полноценого развития ребенка...
«Формирование Патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»
laquo;Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»...
"Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора "
выступление в ДОУ...
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины»
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...