Игровые задания для коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации. Звук «Р».
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Данная статья адресована учителям-логопедам и родителям. В ней содержится занимательный речевой материал по закреплению в речи детей правильного произношения звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой материал для автоматизации звука "Р". | 525.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для проведения занятий по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальной школы.
«Игровые задания для коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации.
Звук «Р».
Автор материала: учитель-логопед МБОУ СШ № 81 г. Красноярска Полищук Наталья Александровна |
Данная статья адресована учителям-логопедам и родителям. В ней содержится занимательный речевой материал по закреплению в речи детей правильного произношения звука Р.
Часто при организации и проведении занятий по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации учитель-логопед сталкивается с проблемой дефицита подобранного речевого материала. Имеющегося речевого материала может быть недостаточно для автоматизации произнесения звука в той или иной позиции. Нередко доступные подборки заданий отличаются однообразием, не слишком интересны и быстро наскучивают детям, что, несомненно, снижает эффективность процесса.
Имея достаточно большой опыт работы учителем-логопедом, я пришла к выводу, что занимательность, многообразие, и, в целом, достаточно большой объем и вариативность заданий для автоматизации звуков позволяет организовать коррекционную работу более эффективно, а также работать над развитием всех сторон речи.
За время работы учителем-логопедом мною был подобран обширный материал для проведения занятий по коррекции нарушений звукопроизношения обучающихся начальных классов. Данные упражнения также могут быть использованы родителями школьников для организации занятий с детьми дома.
Представленная методическая разработка содержит занимательные задания для детей 6-9 лет, способствующие формированию и автоматизации навыков правильного звукопроизношения, словоизменения и словообразования, обогащению словарного запаса. Здесь много материала, побуждающего ребенка к самостоятельному говорению (а не повторению за взрослым).
Подборка речевого материала сделана по принципу возрастания степени сложности. В нее вошли задания для автоматизации произнесения звука «Р», занятия для дифференциации звуков «Р» «Л», а также стихотворения для заучивания наизусть. Стихотворения, в которых часто встречается данный звук, помогут ребенку научиться говорить правильно, развить внимание. Представленная подборка стихов и иллюстраций также является авторской.
Каждое занятие рекомендуется начинать с артикуляционной, мимической, пальчиковой, либо дыхательной гимнастики. В процессе выполнения упражнений рекомендуется объяснять или уточнять значение непонятных, либо неизвестных ребенку слов.
Занятие 1.
1.Посчитай от 1 до 5.
Пример: один друг, два друга, три друга, четыре друга, пять друзей.
дробовик
дразнилка
драндулет
2.Измени предложение по образцу:
Пример:
Я дружу с Сашей.
Ты дружишь с Сашей
Он дружит с Сашей.
Она дружит с Сашей.
Мы дружим с Сашей.
Вы дружите с Сашей.
Я наколю дров. Ты… Он… Она…Мы…Вы… Они…
Я слышу дробь дятла.
Я несу дранку.
3.Придумай предложения, используя слова:
За дровами, с драконом, у дровосека, на драндулете, из-за драки, с драгоценностями, для друзей;
Драчливый петух, драконья пещера, дробные числа, дружный подъем, смелая дружина, драгоценные камни.
4. Составь словосочетания со словами:
Драконий Драконья Драконье Драконьи | Драчливый Драчливая Драчливое Драчливые | Драповый Драповая Драповое Драповые |
Занятие 2.
1. Прочитай слова-родственники. Составь с каждым из них предложение или словосочетание.
ДРУГ ДРУЖБА ДРУЖОЧЕК ДРУЖИЩЕ ПОДРУГА ПОДРУЖЕНЬКА | НЕДРУГ ДРУЖНЫЙ ДРУЖЕСКИЙ ДРУЖИНА ДРУЖИТЬ ПОДРУЖИТЬСЯ |
2. Измени предложения:
Я надену пальто из драпа. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я драпаю от собаки.
Я ем драники.
3. Повтори предложения, вставив пропущенные слова (предлоги).
Витязь бьется … драконом.
… дрозда в кустах гнездо.
Я зашел… гости другу.
Нас наказали … драку.
Мама купила … магазине дрожжи.
Дрофа живет … степи.
На столе стоит шкатулка … драгоценностями.
У моего папы пальто … драпа.
4. Составь предложения, используя слова:
У дракона От дракона За драконом Для дракона С драконом | У друга От друга За друга Для друга С другом |
Занятие 3.
1.Посчитай от 1 до 5.
Квадратик
Ядрышко
Кедр
Выдра
2. Измени предложения:
Я сяду под кедр. Ты… Он… Она…Мы…Вы… Они…
Я сниму удачный кадр.
Я спугнул выдру.
3.Придумай предложения с использованием слов:
Белка и кедр; Дрова и дровосек; Выдра и вода; Тесто и дрожжи; | Ведро и колодец; Пудра и помада; Кино и подруги; Дрозд и гнездо; |
4. Закончи предложение словом, подходящим по смыслу :
Ой, костер горит едва! Нам нужны еще… Холодно, считает папа. Надевай пальто из… Приближается эскадра! Нам нужны для пушки… | Храбрый витязь напряжен: Где же прячется…? Чей в кустах мелькает хвост? Здесь клюёт малину… Дождик моросит с утра, Накатила вдруг… |
Слова: дрозд, дракон, дрова, ядра, драпа, хандра.
Занятие 4.
1. Измени предложения:
Я наполню ведро. Ты… Он… Она…Мы…Вы… Они…
Я несу кедровые шишки.
Я купил пудру для подруги.
2. Ответь на вопросы.
На каком дереве растут кедровые шишки?
Чем заряжали старинные пушки?
Как называется отряд пожарных?
Что надевают космонавты перед выходом в космос?
Как называется прямоугольник, имеющий равные стороны?
Слова: кедр, ядро, дружина, скафандр, квадрат.
3.Придумай предложения с использованием слов:
Под кедром, в ведро, по-другому, с подругами, с пудрой, у дружинника, в кадр.
4. Прочитай, повтори чистоговорки:
Адр-адр-адр – это классный кадр.
Одр-одр-одр – весел я и бодр.
Ыдр-ыдр-идр – я заметил выдр.
Едр-едр-едр – лезу я на кедр.
Удр-удр-удр – в сказках филин мудр.
Занятие 5.
1.Посчитай от 1 до 5.
Травинка
Тропина
Трусишка
Травма
2. Измени предложения:
Я катаюсь на трамвае. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я шагаю по тропинке.
Я поднимусь на трамплин.
3. «Исправь взрослого». Слова произносятся с намеренным искажением автоматизируемого звука. Ребенку предлагается исправить говорящего.
Трава Травник Травинка Трап Трамвайчик Трасса Трагедия | Трон Тролль Тропа Трость Тройня Тросточка Тройник | Труба Трубач Трубочист Трубка Трусишка Трудность Трудовик |
4. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Используется речевой материал из предыдущего упражнения.
Занятие 6.
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Травник
Трубочка
Трофей
2. Измени предложения:
Я получил тройку за диктант. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я тружусь в саду.
Я покупаю трубу.
3.Придумай предложения с использованием слов:
Из трубы, с трамплина, на трассе, в троллейбусе, у тролля, в тростнике, с тростью, в трущобах, у трубочиста.
4.Измени слово по образцу. Составь словосочетание, подобрав подходящее по смыслу слово.
Пример: трон (какой?) - тронный (что?) – тронный зал.
Трамвай Транспорт Троллейбус Тростник | Труд Трущоба Трус Трудолюбие |
Занятие 7.
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Контрольная
Отражение
Австралиец
Альбатрос
2. Измени предложения:
Я пеку ватрушки. Я иду к педиатру.
Я поливаю астры.
Я видел альбатроса.
3. Придумай предложения с использованием слов:
Бабушка и ватрушки Огород и петрушка Поликлиника и педиатр Утро и молоко | Тетрадь и отрывок Контрольная и тройка Люстра и комната Астронавт и космос |
4.«Исправь взрослого». Слова произносятся с намеренным искажением автоматизируемого звука. Ребенку предлагается исправить говорящего.
Страна Странник Страница Странность Страдание Странствие | Страшила Страшилище Стражник Страз Страховка Страусенок | Иностранец Струйка Стручок Строгость Стропа Строение |
5. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Используется речевой материал из предыдущего упражнения.
Занятие 8.
1. Измени предложения:
Я пущу струю воды. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я старательно пишу.
Я не боюсь страшилищ.
2.Составь словосочетания со словами:
Строгий Строгая Строгое Строгие | Струящийся Струящаяся Струящееся Струящиеся |
3.Измени слово по образцу. Составь словосочетание, а потом предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.
Пример: трус (какой?) - трусливый (кто?) – трусливый заяц – Трусливый заяц боится лису.
Строитель Иностранец Строгость | Страх Страус Астролог | Острота Остроумие Странность |
4. Повтори чистоговорки:
Стра-стра-стра – у Васи младшая сестра.
Стру-стру-стру – очень любит он сестру.
Стры-стры-стры – скучает Вася без сестры.
Занятие 9
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Министр
Монстр
Пиастр
Фильтр
2. Измени предложения:
Я поменяю фильтр. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я запишусь на осмотр к педиатру.
Я поставлю ноты на пюпитр.
3.Составь предложения со словами:
За петрушкой, для иностранцев, пять страниц, для строительства, на островах, с сестрой, под стражу, на сантиметр.
4.Измени слова по образцу.
Пример: (фильтр) вода – фильтрованная вода.
(стройность) ноги (стручок) фасоль (струна) ансамбль (строка) буква (иностранец) акцент | (страус) перо (строгость) учитель (странность) человек (штраф) очко (километр) дистанция |
Занятие 10.
1.«Исправь взрослого». Слова произносятся с намеренным искажением автоматизируемого звука. Ребенку предлагается исправить говорящего.
Рассвет Рачок Рапира Рамка | Ругательство Рукоятка Рукав Рубль | Рожица Роман Ромб Рогатка | Рычаг Рассвет Рыжик Рыбешка |
2. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Используется речевой материал из предыдущего упражнения.
3. Составь предложения из слов, данных в начальной форме.
Рыбалка, на, рыбак, утро, пошел.
Клумбе, розы, белые, на, расти.
Рома, рожица, смешная, нарисовать.
Кровать, над, висеть, ружье.
После, радуга, дождь, появиться.
4.Измени слова по образцу.
Пример: (роза) букет – розовый букет
(рассвет) час (рыбак) лодка (радость) улыбка (ружье) ствол (рак) шейки (радуга) перелив | (ромашка) венок (рыба) суп (ракушка) пляж (рука) зайчонок (рынок) площадь (рысь) когти |
Занятие 11.
1.Прочитай слова-родственники. Составь с каждым из них предложение или словосочетание.
Работа Работник Работяга Работенка Работящая | Работающие Работать Разработать Подработать Подработка |
2. Измени предложения:
Я чищу ружье. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я собираю робота
Я рассыпал ранетки.
Я разменяю сто рублей.
Я радуюсь удачной рыбалке.
3. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Рассказ Рассказчик Разъезд ранение Работник Рассвет | Рубаха Русалка Ручеек Рулевой Рукопожатие Рыбачка |
4. Измени слова по образцу.
Пример: козел с рогами - рогатый козел.
Букет из роз, цвета радуги, серьги с рубином, завод ружей, площадь для рынка, клешня рака, поселок рыбаков, тетрадь для работ, шкура рыси.
Занятие 12.
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Роскошная роза
Рабочая роба
Розовая ракушка
2.Подбери слова-существительные к словам-прилагательным.
Пример: Прозрачный (что?)- прозрачный ручей.
Радостная, рассветный, розовеющий, румяное, рыженький, рабочая, русалочий, работящий, радушная, размытая.
3. Объясни значение слов. Можешь поискать их в словаре.
Рукотворный, рулевой, рукоять, рубеж, рабство, развилка, ровесник, романтик.
4.Составь предложения со словами:
На рынке, по ролям, за рыбой, из роз, на роликах, на работе.
Занятие 13.
1. Измени предложения:
Я несу коробку. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я уеду из города.
Я кормлю барашка.
2.«Исправь взрослого». Слова произносятся с намеренным искажением автоматизируемого звука. Ребенку предлагается исправить говорящего.
Мороз Воробей Коробка Макаронина Воронка | Горошина Барабан Сарафан Пароход Город | Муравей Жираф Народ Ураган Караван |
3. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Используется речевой материал из предыдущего упражнения.
4. Образуй уменьшительно-ласкательную форму слов.
Используется речевой материал из упражнения 2.
5.Измени слова по образцу.
Пример: рог барана – бараний рог.
Житель города, бой барабана, перо сороки, часы на руку, суп с горохом, работы на дороге, платок старухи, массив гаражей, зернышко проса, струна гитары.
Занятие 14.
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Огородное растение
Бараний рог
Справочное бюро
2.Составь словосочетания со словами:
Городской Городская Городское Городские | Бараний Баранья Баранье Бараньи | Вороний Воронья Воронье Вороньи |
3.Измени предложения:
Я прополю огород. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я выращу рассаду.
Я сорву ромашку.
4. Ответь на вопросы (полный ответ).
На чем играет барабанщик? (барабан)
Что может появиться на небе после дождя? (радуга)
Какая птица в сказках считается болтливой сплетницей? (сорока)
Какое животное дает молоко? (корова)
Как называется холодное сладкое лакомство? (мороженое)
Что было волшебным у Старика Хоттабыча? (борода).
Занятие 15.
1.Повтори чистоговорки:
Ёр-ёр-ёр – машину водит шофер.
Ер-ер-ер – Рома коллекционер.
Ур-ур-ур – закрутился шнур.
Ар-ар-ар – вскипятим мы самовар.
Ор-ор-ор – светит красным светофор.
2. Расскажи, что делают люди этих профессий.
Сапер Танцор Снайпер Боксер | Монтер Дирижер Офицер Банкир | Диспетчер Бухгалтер Архитектор Дизайнер |
3.Измени слова по образцу.
Пример: галстук пионера – пионерский галстук
Ринг для боксера Шинель офицера Талант актера Палочка дирижера | Лопатка сапера Куртка шофера Сумка кондуктора Подпись автора |
4. Поиграй в игру «Много-один» (образовать форму множественного числа)
Пример: пионеры - пионер
Пожары Кошмары Товары Амбары Топоры Мухоморы Помидоры Споры Дворы Бластеры | Фломастеры Боксеры Разговоры Вампиры Миры Пиры Шнуры Бульдозеры Инженеры Мастера |
5. Прочитай слова. Одно из них лишнее. Объясни, почему.
Морковь, картофель, гранат, огурец, помидор;
Тигр, леопард, медведь, гепард, барс;
Кровать, шифоньер, раскладушка, ковер;
Топор, сковорода, кружка, дуршлаг, терка;
Бульдозер, экскаватор, подъемный кран, аэроплан.
Занятие 16.
1.Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Сердитый грузчик
Добрая старушка
Прочная оправа
2.Измени предложения:
Я поверну направо. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я гружу арбузы.
Я разбил графин.
3. Измени слова по образцу.
Пример: морс из брусники - брусничный морс.
Графин из хрусталя, браслет с изумрудами, материал для укрывания, работа в группе, мармелад из груш, облако в грозу, магазин с продуктами, настроение в праздник
4. Вставь в предложения пропущенные слова.
Рая налила воды... графина.
Мы держали кролика ... клетке.
Мальчики подошли ... обрыву.
... стройке работает бульдозер
... экскаватора огромный ковш.
Дети укрылись от грозы … подъезде дома.
Ученики сдали тетради … проверку.
Я налил … кружку молоко … брата.
Занятие 17.
1.Составь словосочетания со словами:
Праздничный Праздничная Праздничное Праздничные | Французский Французская Французское Французские | Хрустящий Хрустящая Хрустящее Хрустящие |
2. Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Француз Фраза Краб Краска Брошь Брат Кромка Крошка | Праздник Пробка Патрон Шнурок Фрукт Барсук Бурундук Овраг |
3. Образуй уменьшительно-ласкательную форму слов.
Используется речевой материал из упражнения 2.
4. Измени слова по образцу.
Пример: сок из фруктов – фруктовый сок.
Салют на праздник, машинка для игры, кольцо из проволоки, сумка для продтов, язык о Франции, сок из граната, консервы из крабов.
5. Посчитай от 1 до 5 и обратно.
Французский круасан.
Твердая баранка
Старый храм
Занятие 18.
1.Поиграй в игру «Один - много» (образовать форму множественного числа).
Раствор Размер Разговор Проверка Простор | Тиранозавр Транжира Маршрут Аэропорт Аэродром | Программа Проверка Скороговорка Фермер Ярмарка |
2.Измени предложения:
Я прогуливаюсь по ярмарке. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я разбил фарфоровую кружку.
Я убираю квартиру.
3.Объясни значение слов:
Фермер, транжира, профессор, маршрут, тротуар.
4. Измени слова по образцу.
Пример: архитектура (проект) – архитектурный проект.
Фермер (продукт) Фарфор (чашка) Размер (ряд) Ярмарка (площадь) Квартира (вопрос) Тротуар (плитка) | Проверка (работа) Простор (комната) Маршрут (лист) Тротуар (плитка) Мрамор (статуя) Оркестр (яма) |
5. Придумай предложения с использованием слов:
На аккордеоне, в проруби, у тракториста, по тротуару, по литературе, на проверку, на ярмарке.
Занятие 19.
1.Составь словосочетания со словами:
Фермерский Фермерская Фермерское Фермерские | Просторный Просторная Просторное Просторные | Прозрачный Прозрачная Прозрачное Прозрачные |
2. Измени слова по образцу.
Пример: погрузить – погрузка.
Разведывать Разбирать Сортировать Разрывать Пересматривать Растворять | Разговаривать Проверять Раскрывать Размечать Проказничать Тараторить |
3.Измени предложения:
Я загружаю арбузы в грузовик. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я крашу старый сарай красной краской.
Я разливаю смородиновый морс.
4. Расскажи, чем занимаются эти люди.
Фотограф, профессор, фермер, программист, фотограф, прокурор, архитектор, скульптор.
Занятие 20.
1.Повтори чистоговорки.
Ра-ра-ла – уберу я со стола.
Ра-ла-ра – начинается игра.
Ры-ры-лы – летят в гнездо орлы.
Лу-ру-ру – я гуляю по двору.
Лу-ру-лу – Рома уронил иглу.
Ло-ро-ло – в квартире так светло.
Ро-ло-ро – несу полное ведро.
2. Поиграй в игру «Много-один» (образовать форму множественного числа)
Пример: лорнет- лорнеты.
Берлога Зеркало Спортзал Рыболов Журнал | Раздевалка Раскладушка Километр Коралл Рулон |
2.Измени предложения:
Я разбил зеркало. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я прошел километр.
Я проплыл на лодке до села.
4.Составь словосочетания со словами:
Круглый Круглая Круглое Круглые | Лазурный Лазурная Лазурное Лазурные |
5. Составь предложения из слов:
Орла, у, два, горного, крыла, огромных.
Кружке, планеры, в, авиамодельном, конструируют, дети.
Мама, простыни, и постирала, покрывало.
В, поставил, сервант, кружи, в, фарфоровые, рома.
Отправилась, на, Лора, катере, прогулку, на.
Занятие 21.
1.Измени предложения:
Я обведу рисунок по трафарету. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я ужинаю в ресторане.
Я собираю гербарий.
2.Объясни значение слов. Можешь найти их в словаре.
Гербарий, парламентер, крейсер, курьер, трафарет, артиллерист.
3. Расскажи, чем занимаются эти люди.
Вратарь, тренер, репетитор, парфюмер, фигурист, директор, корректор, инспектор.
4. Составь словосочетания со словами:
Примерный Примерная Примерное Примерные | Парикмахерский Парикмахерская Парикмахерское Парикмахерские |
5. Составь слова из слогов.
Ран, ре, сто Бри, дир, га Бор, ре, пе | Ва, пе, пра, ре Пе, ре, тор, ти Э, при, лек, тро, бор |
СТИХИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Р».
Огородница Рано утром, взяв корзину, В огород пошла Алина. В огороде у забора сорвала два помидора. А в теплице у крыльца – два зеленых огурца. А еще хозяйка ловко С грядки дёргала морковку. | |
Рыжий Рома Рыжий Рома спозаранку Грыз румяную баранку. Рома любит есть ватрушки, Торты, пироги и сушки. | |
Вороватый кот Рыжий Васька, хитрый вор Вновь пробрался к нам во двор. И украл он из ведёрка Карася и краснопёрку. Эй, Барбос, ты не зевай! Двор от Васьки охраняй! | |
Скоро подрасту! Молоко из красной кружки Очень любит пить Ванюшка. Чтобы сильным стать и рослым, Чтобы стать большим и взрослым. | |
Мышиный завтрак Мама-мышка тащит в норку Сыр, пирог, сухую корку. Дома ждут ее детишки – Дочурка-мышка, два сынишки. Просят маму: «Торопись!», «Завтрака мы заждались!» | |
Просыпайся, детвора! Рано-рано поутру Будит солнце детвору. Просыпайся, детвора! В детский сад идти пора! Заждались вас там игрушки, Зайцы, тигры и хлопушки. Ярко-красный грузовик От тоски совсем поник. Грустно им без вас стоять, С ними нужно поиграть! | |
Ночной концерт. В старом парке ночью ясной Был концерт для мошкары. Там играл оркестр прекрасный, Звонко пели комары. Два веселых таракана Бодро били в барабаны, На трубе сверчок играл. Всех вокруг очаровал. Жук - олень той ночью лунной Тронул контрабаса струны. И до самого утра танцевала мошкара. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией
Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения....
Начальные этапы автоматизации звуков
Представляю статью, опубликованную на сайте Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". В логопедической практике часто вызывает затруднение введение поставленного звука в речь у детей с диза...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей...
Грамматические упражнения на этапе автоматизации звуков.
Рассмотрены варианты грамматических заданий на примере автоматизации звука "Ш"....
Упражнения на этапе автоматизации звука Р (слова, словосочетания, предложения)
В материале предложены несколько вариантов упражнений для автоматизации звука Р в словах. словосочетаниях и предложениях. Материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с детьми....
Статья "Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ"
Об игровых приемах, применяемых в коррекции звукопроизношении у учащихся....