Коррекция дизорфографии. Банк заданий.
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Одним из самых распространенных нарушений письменной речи у учащихся начальной и средней школы является дизорфография.

Что проявляется в неспособности детьми применять на письме правила русского языка.

Здесь приведены разнообразные задания для тренировки и закрепления основных орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_dizorfografii.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разделительные Ъ и Ь.

Задание №1.

Спишите, вставляя пропущенные разделительные ъ и ь:

1.Семь дней пролежал, крепился, завидовал всем друз…ям. Сел на вос…мой в машину, повел эсадрил…ю сам (К. Симонов).

2.Смело, брат…я! Ветром полный парус мой направил я : полетит на скользки волны белокрылая лад…я.(Н.М. Языков)

3. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба сокол с разбитой груд…ю, в крови на пер…ях. (М.Горький).

4. Наконец,  суд…я об…явил перерыв.

5. Раз…яренный зверь бросился на охотника.

6. Воз…ми со стола об…едки и накорми щенка.

7.на дереве сидел вз…ерошенный скворец.

Задание №2.

Спишите. Где нужно, вставьте ь или ъ:

Раз…яснил, с…умел, с…ел, без…облачный, без…умный, раз…мотал, бар…ер, с…экономил. Стул…я, звен…я, восем…ю, метел…ю, под…езд.

 В написанных словах выделите приставки.

Задание №3.

Данные слова спишите, вставляя пропущенные ь и ъ:

Об…ездчик, бар…ер, в…юга, под…ем, обез…яна, вороб…и, суд…и, кур…ер, сем…я, раз…езд, с...емка, с…ешь, доб…ешься, раз…яснить, разоб…ешь, п…ешь, в…ешь, б…ешь, сер…езный, непод…емный.

Выделите приставки в тех словах, у которых вы сможете найти приставку и корень.

Правописание безударных гласных.

Задание №1.

Спишите текст.  Вставьте пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова.

       И грустно и см…шно вспоминать, сколько т…желых унижений, обид и тревог прин…сла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. Ч…тал я в сарае, уходя к…лоть дрова, или на черд…ке, что было одинаково неудобно, хол…дно.

     Иногда, если книга интер…совала меня или надо было проч…тать ее ск…рее, я вст…вал ночью и зажигал св…чу. (М. Горький).

Задание № 2.

В данных словах сначала поставьте ударение на первый слог и с ними составьте предложения:

Мою, дома, леса, воды, поля, вечера, заросли.

После этого поставьте в данных словах ударение на второй слог и с новыми словами составьте предложения.

Задание № 3.

Подберите  к данным словам родственные, в которых ударение падает на выделенные гласные. Приставки в родственных словах могут отсутствовать.

  ВстрЕчают, покОряют, сдАваться, объЯсняться, зИмой, поЯс, запИваю, слЕзаю, приблИжается, слИзать, запЕваю, разлИчать, отдАляются, удИвляться, поглОщать, замАнить, разгАдать.

Задание №4.

Спишите предложения , вставляя пропущенные буквы.

  1. Спер…ди  - лес, сзади – непролазная тр…сина.
  2. Как ни напр…гаешь зрение, а в тумане ничего не разберешь.
  3. Жучка от нас не х…тела отстать, пришлось зам…нить ее в комнату.
  4. Тр…пинка поворачивала вправо  и вела нас в оч…ровательную д…лину, усыпанную массой цв…тов.
  5. Инженер был погл…щен расчетами.
  6. Новая выст…вка производит на посетителей неизгл…димое впечатление.

Задание № 5.

В данных словах найдите корни. В этих корнях подчеркните безударные гласные, правописание которых можно проверить ударением. Рядом напишите подобранные вами проверочные однокоренные слова.

 Подарили, поскорее, садовник, босиком, старуха, переменился, тяжелые, перевозили, тишина, накалился, ковер, наколоть, дрожал, тропинка, борьба, тянул.

Правописание звонких и глухих согласных.

Задание №1.

Докажите правильность правописания подчеркнутых согласных(подберите проверочные слова).

БроВь,глаЗ, стоГ, шаГ, лоБ. МолоТьба, коСьба, проСьба, реЗьба, блюДце, каДка, лопаТка, роД, роТ, пруД, пруТ.

Задание №2.

Спишите предложения, вставляя пропущенные согласные.

1.А ему одно могло быть полезно: опять играть в сне…ки.(И.А. Гончаров)

2. Без труда не вытащишь и ры…ки из пруда.(пословица)

3. Весна – сожги снега, заиграй овра…ки(пословица).

4.Волк ночью, думая зале…ть в овчарню, попал на псарню…(И.А. Крылов)

5. А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими гры…ться рад.(И.А.Крылов).

Правописание приставок.

Задание №1.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Приставки выделите.

  1. Купил …добную булочку.
  2. Со ста рублей получил …дачу сорок рублей.
  3. Полезно вести …доровый образ жизни.
  4. Прочитал …борник рассказов.
  5. Отдыхать будем …десь.
  6. Построили большое …дание.
  7. Народ …бежался на площадь.
  8. Экзамены …дал на «отлично».

Задание №2.

Спишите. Графически объясните правописание приставок.

Возвысить, сделать, вздохнуть, низвергнуть, воспитать, сдать, сдавить, ниспадать, возчик, здание, здоровье, низкий.

Задание № 3.

Спишите предложения, вставляя пропущенные с или з.

1.И как ни цепляется старый мир за жизнь, как ни пытается заглушить он бе…пощадное движение нового, - он бе…илен в этой борьбе.

2…дравствуй, красавица весна! Пусть …будутся все надежды людей планеты Земля!

3.Ра…зудись, плечо!

Ра…махнись , рука!

                    (А.В. Кольцов).

4.Организуйте …бор лекарственных растений и …давайте их в аптеку.

5. Если кошку и…пугать или ра…ердить, она может тебя и…царапать.

Склонение существительных.

Задание №1.

Из данного текста  выпишите все имена существительные 1-го склонения. Укажите их падеж.

     Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа. Василий откидывает воротник шинели, снимает фуражку и отряхивает ее; Володя откидывает фартук; я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освеженный душистый воздух. Блестящий омытый кузов кареты с чемоданами покачивается перед нами; спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес- все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое – где прорезанное неглубокими овражками, блестит мокрой землею и зеленью и расстилается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны – осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастья стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих омытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. Со всех сторон вьются с веселой песнью и быстро падают хохлатые жаворонки; в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. (Л. Н. Толстой, из повести «Детство»).

Задание №2.

  С данными предлогами запишите слова, помещенные в скобках. Скобки опустите.(Винительный падеж не употребляйте).Укажите падеж существительных.

  На ( площадка), к (гостиница), от ( аллея), на (улица), в (Россия), в (деревня), у ( избушка), от (граница), за ( спица), за (стая); к ( Соня), к (Анастасия), под (шея), к (электростанция), по (география), у (старушка), у (дедушка), с (каша), со (свеча).

Задание №3.

Спишите предложения. Вставляя пропущенные буквы.

1.У девочк… в сумк… л…жало рук…делие.

2.В рощ… у речк… пел соловей.

3.От Мари… Семеновны прин…сли п…сьмо Наталь… Ивановн….

4.В каникулы Володя был в г…стях у тет… и у дяд….

5.Пчел…вод ж…л на окраин… деревн… , у самой рощ….

Задание №4.

Из данного текста выпишите все имена существительные 2 склонения. В скобках укажите падеж.

    …Ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться  и без малейшего промежутка  сопровождается таким оглушительным треском грома, что кажется, весь свод небес рушится над нами. Ветер еще усиливается; гривы и хвосты лошадей , шинель Василия и края фартука принимают одно направление  и отчаянно развеваются от порывов неистового ветра.

      На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя…другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. По движениям локтей Василия я замечаю, что он развязывает кошелек; нищий, продолжая креститься и кланяться, бежит подле самых колес…(Л. Н. Толстой, из повести «Детство»).

Задание №5

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Укажите падеж  и склонение имен существительных.

  1. В  молчань…, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмый. (А. С. Пушкин).
  2. Мы прочитали рассказ о Васили… Иванович… Чапаев….
  3. Моя сестра учится в институте, а я в школе, в пятом класс…
  4. В портфел… у него лежали важные документы.
  5. Услышав пение, он подумал о соловь…, затаившемся в кустах сирен….
  6. На карт… в кабинет… истории… были помещены разноцветные значки.
  7. В своей  тетрад… он писал разборчиво и аккуратно.
  8. На скамейк…, недалеко от площад… расположилась группа школьников.

Правописание прилагательных.

Задание №1.

От данных прилагательных образуйте краткую форму и составьте с каждым из них предложение.

Горючий, хороший, могучий, шипучий, колючий, горячий.

Задание №2.

Спишите, дописывая окончания прилагательных.

  1. Некрасов был смел… и решительн… мальчиком. Была поздн… осень. Озеро покрылось тонк… льдом. Собака отказалась лезть в холодн… воду.  Тогда Некрасов в охотничь… азарте бросился в озеро за убит… уткой.
  2. Он никогда не боялся самой горяч… норовист… лошади.
  3. Барыня сослала Полякова в дальн… деревню.
  4. Однажды в студен… зимн… пору я из лесу вышел. Был сильн… мороз.( Н. А. Некрасов).
  5. Мы подъехали к крайн… домику.
  6. Вдруг послышалось скрипуч… пение синицы.

Задание № 3.

Вставьте , где нужно,пропущенные буквы. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.

1.Ветер, ветер, ты могуч(…), ты гоняеш(…) стаи туч (…).

2. Осенняя ноч(…) холодна и темна.

3.Солнечный луч(…) жгуч(…).

4.Младшая доч(…) скромна и послушна.

5. Маленький еж(…) колюч(…).

Правописание местоимений.

Задание №1.

Придумайте предложения со следующими словами:

У него, у его, до него, до его, за него, за его, с него, с его, у их, у них, в них, в их, за них, за их, до них, до их, при них, при их.

Задание № 2.

Спишите предложения. Вместо точек, стоящих  перед личными местоимениями, где нужно пишите букву Н:

  1. Купил портфель, за …его уплатил восемьсот рублей.
  2. Пойдем  к …им вместе.
  3. Я у …ее не был.
  4. Был у …ее сестры.
  5. Иди за …им следом.
  6. Я с …им вместе учусь.
  7. Таня с …ею дружит.
  8. К …ему зайдем обязательно.
  9. У …его брата есть ноутбук.
  10. У …их своя библиотека.
  11. К …ей приехал брат.

Правописание глаголов.

Задание №1.

Спишите предложения. Вместо точек вставляйте –тся и –ться:

1.Кто хочет учи…, тот учи… хорошо.

2.Кто стреми… приобрести знания, тот не бои… трудностей, а старае… их преодолеть.

3. Не смерти нужно боя… в бою, а поражения.

4.Солнце сади…, надо домой торопи…

5.Не плюй в колодец: пригоди… воды напи….(пословица)

6.Волков боя… - в лес не ходить.(пословица)

7.Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расста… настало нам время.(А.С. Пушкин).

8.Иногда приходи… ждать встречного поезда.

9. Учи… всегда пригоди…

10.К дикому гусю подкрас… не всегда удас….

Задание № 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания, укажите спряжение глаголов.

  1. Вызов…шь врача.
  2. Выпь…шь кофе.
  3. Выль..т воду.
  4. Вася напил…т и накол…т дров.
  5. Ты не обид…шь младшего брата.
  6. Почин…т велосипед.
  7. Постро…шь домик.
  8. Выпол…шь огород.
  9. Расстел…шь скатерть.
  10. Вынес…шь мусор.
  11. Вымо…шь пол.
  12. Увид…шь друга.

Задание №3.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глагола.

   Как только наступ…т весна, птицы начинают насиживать яйца, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка ни гнезда не вьет, ни детей не выращива…т.Найдет она гнездо каких – нибудь птичек, выслед…т, когда хозяева отлуча(т, ть) ся и снесет в их гнездо свое яйцо.

      Вернутся птички и не замет…т, что у них в гнезде еще одно яйцо прибавилось, да и высид…т вместе со своими птенцами кукушонка.

       А уж он о себе сам позаботи(т, ть) ся: вытолкн..т других птенчиков из гнезда и остан…(т,ть)ся в нем один. Так и выкорм…т птички подкидыша.  (Г. Скребицкий).

Задание №4.

Спишите. Вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.

  1. Кошка очень хорошо слыш…т.
  2. Орлы прекрасно вид…т.
  3. Он и мухи не обид…т.
  4. Услыш…шь хорошую песню, запиш…шь ее, потом выуч…шь и распева…шь с друзьями.
  5. Что напиш…шь пером,  того не выруб…шь и топором. (пословица)
  6. Слезами горю не помож…шь. (пословица)
  7. Пастухи уж гон..т стадо.

Задание №5.

Спишите предложения, раскрывая скобки. Выделите графически приставку не.

  1. ( Не) спеши языком , а спеши  делом (пословица).
  2. Нет ничего, что (не ) касалось бы честных людей. И я прошу ( не)  прерывать меня. (М. Горький).
  3. Он мучений последних вынести (не) мог.
  4. Мне (не)здоровилось.
  5. (Не) смей драться!
  6. Он (не)взлюбил свою соседку.
  7. (Не)был отстающим и никогда (не)буду.
  8. Родители (не)годовали по поводу моих оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Коррекция дизорфографии

Доступный материал  по нужной тематике....

«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.

Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....

Проект программы по коррекции дизорфографии у учащихся с ТНР «Грамотейка»

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.В последние два десятилетия проведенная научно-экспериментальная работа выдающихся уч...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...