Методическая разработка по теме "Формирование слоговой структуры слова"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Завадскис (Дроздовская) Юлия Викторовна

В методической разработке по теме "Формирование слоговой структуры слова" отражены два этапа по формированию слоговой структуры слова. Выделены типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности с актуальными примерами. В материале представлены нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории. Материал рекомендуется детям 1 класса, а также поступающим в школу. Чтобы сформировать слоговую структуру слова нужно выполнение следующего: должна быть развита звукопроизносительная сторона речи, процессы фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, должны быть приведены в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury_slova.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова

 

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

 

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:

 

1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры  слова.

 

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывать ритмы, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

 

2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

 

Данный этап проходит в следующем порядке:

         - уточнения артикуляции сохранных звуков;

         - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

         - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми  словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).  Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

 

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит необходимость отхлопывать слова по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

 

Приложение 1

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

 

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, рога, ива, сова и т. д.),

-  из 3-х слогов (кабина, лопата, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, дом, сок, дым, и т.д.)

 

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, машина, пуговица, помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

 

Ребенок должен уметь:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

 

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

 

Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

- чтение слов сложной слоговой структуры;

- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

-  чтение скороговорок;

- списывание сложных слов и предложений.

 

Приложение 2

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1.    Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима,  лиса, коза, пена, тина.

Лена, Маша, Даша, Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2.    Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3.    Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4.    Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф,  пенек, денек, тенек,  салон,  диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5.    Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Мишка, Жучка, Тошка, Верка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8.    Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9.    Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10.     Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13.    Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Дидактический материал для занятий по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова

 Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между различными звуковыми  элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в ...

Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....