Конспект группового логопедического занятия для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
план-конспект по логопедии
Лексико - грамматическое занятие "Зимующие птицы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Цель: развивать умение образовывать новые слова, при составлении предложений о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- пополнение активного словаря существительными, глаголами, прилагательными;
- развитие умений согласовывать слова в предложении;
Коррекционно-развивающие.
- коррекция нарушений грамматического строя речи через умение употреблять слова в единственном и множественно числе;
- развитие умений согласовывать числительные с существительными.
- развитие навыков словоизменения, через образование слов в уменьшительно-ласкательной форме;
- развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью;
Коррекционно-воспитательные.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
- Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам.
Методы и приемы:
Объяснение, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, сорока, снегирь, синица, быстрый, маленький, шустрый, серый, бойкий; подлетел, залетел, вылетел, пролетел, облетел, улетел; синичка, снегирёк, воробушек
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация на тему «Зимующие птицы»; картинки с изображением зимующих птиц; индивидуальные зеркала; листы самооценки; карточки с заданием; разрезные картинки.
1.Орг. момент. (4 МИН).
-Здравствуйте ребята,
- Рада вас видеть сегодня на нашем занятии.
1. Психологический настрой.
- Давайте сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя доброту и здоровье, а выдохнем через ротик все огорчения.
-Давайте улыбнемся друг другу.
2. Создание мотивационного поля.
-Ребята, куда вы пришли?
(Мы пришли на занятие)
-Чему вы учитесь на наших занятиях?
(Мы учимся правильно и чётко говорить, делать артикуляционную гимнастику, отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения).
-У вас на партах лежат картинки.
- Андрей, Катя, Кирилл.
-Посмотрите внимательно, и скажите, какая птица оказалось на вашей картинке случайно? Почему?
(Снегирь) (вывешиваем картинку на доску).
- А у вас, Алина, Валя и София, какая картинка будет лишней? Почему?
(синица) (вывешиваем картинку на доску).
-Посмотрите на доску.
-Ребята, как вы думаете, о ком сегодня на нашем занятии мы будем говорить?
(Мы будем говорить о зимующих птицах)
-Правильно.
-Почему вы так решили?
(Потому что птицы прилетели на кормушку.)
-А в какое время года птицы прилетают на кормушку?
(Птицы на кормушку прилетают зимой)
-А значит это, какие птицы?
(Это зимующие птицы)
- Каких птиц мы называем зимующими?
(Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края)
-А каких зимующих птиц вы еще знаете?
2.Основная часть.
Сообщение темы и цели занятия.
-Тема нашего занятия «Зимующие птицы».
-Цель нашего занятия - мы будем учиться образовывать новые слова на тему «Зимующие птицы» и составлять предложения, используя эти слова.
-Для этого мы с вами выполним следующие задачи:
(Сегодня мы с вами выполним артикуляционную и дыхательную гимнастику; научимся образовывать новые слова и будем составлять предложения о зимующих птицах)
-А работать мы будем по плану.
План.
1. Подготовимся к работе и выполним артикуляционную гимнастику.
2. Уточним названия зимующих птиц.
3. Будем учиться образовывать новые слова.
4. Составим предложения, используя новые слова.
4. Подведем итог нашей работы.
- Сегодня вы будете оценивать себя с помощью листа самооценки. На котором изображена кормушка и зимующие птицы, которые вы будете обводить.
-За правильный, полный ответ;
-За четкое и правильное проговаривание слов и предложений;
-За дополнение ответов товарищей;
-К вам на кормушку будут прилетать 2 зимующих птицы.
-Тот, кто даст неполный ответ или допустит ошибку - прилетит одна птица.
-Ну а если с заданием справиться не получится, то птица к вам прилететь не сможет и вам нужно будет постараться.
-Если в конце занятия на вашей кормушке соберется 8 или больше зимующих птиц, это будет означать, что вы поработали отлично.
- 5 или 7 зимующих птиц, это будет означать, что вы поработали хорошо.
-Ну а если меньше 5 значит, что нужно постараться работать лучше.
-На занятии вы будете работать самостоятельно и в парах.
-Ребята, послушайте загадку и отгадайте, какая птица первая прилетит к вам на кормушку.
Непоседа пестрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая,
Вещунья белобока,
А зовут ее сорока
- Кто к нам прилетел? (К нам прилетела сорока)
- Ребята, а если их прилетит много, как мы скажем (много….сорок)
-Сорока вас приглашает вас выполнить вместе с ней артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:
Задание 1. Сейчас мы будем укреплять мышцы губ, щек и языка.
Цель: Будьте внимательны. Старайтесь выполнять все упражнения четко и правильно.
Не слушался маленький птенчик маму, подошёл к краю гнезда, широко открыл рот и вывалился из него. | Упражнение «Птенчик» |
Испугался он, хотел обратно залезть в гнездо, да оно было высоко на дереве, а дерево на горке. | Упражнение «Горка» |
Стал птенчик вокруг дерева бегать, крылышками хлопать, а взлететь не смог. Но тут мимо проползала змея. | Упражнение «Змейка» |
Помоги мне, просит воробышек, я из гнезда упал. Я не могу тебе помочь у меня нет рук. | |
Прискакала лошадка. Подставила она свое копыто, чтобы по нему птенчик на дерево забрался, но и это не помогло. | Упражнение «Лошадка» |
Слышит, дятел в лесу стучит. Попросил его совета птенчик. Дятел подумал и сказал: -я знаю что делать. | Упражнение «Дятел» |
Тут не далеко ребята в футбол играют попроси у них помощи. | Упражнение «Футбол» |
Ребята подбежали и отнесли птенца в гнездышко. | Упражнение «Улыбка» |
(зеркала перевернули и убрали на край парты)
Дыхательная гимнастика.
-Ребята, а наши птицы летают высоко под облаками.
-Посмотрите, у каждого из вас есть облако, под которым будет летать птица.
-Сейчас мы будем выполнять дыхательную гимнастику.
-Давайте вспомним правила, как нужно выполнять дыхательную гимнастику.
Ответы детей:
1.Носом вдыхаем. Плечи не поднимаем.
2.Ртом выдыхаем.
3.Щёки не надуваем, губы трубочкой.
4.Воздушная струя плавная, длительная.
-Берем облако в руки, наша птица будет летать под облачком. Подуйте на птицу так, чтобы птичка улетела далеко-далеко.
Выполнение дыхательной гимнастики.
Вывод:
-Что мы сейчас выполняли?
(мы выполняли артикуляционную и дыхательную гимнастику)
-А для чего мы выполняем артикуляционную и дыхательную гимнастику?
(Мы должны укреплять мышцы губ, щёк и языка)
Оценивание учителя.
-Ребята я смотрела, вы все упражнения выполняли правильно, молодцы. На вашу кормушку прилетело 2 сороки. Обведите их.
-Ребята, а вы хотите узнать, какая следующая зимующая птица прилетит на вашу кормушку.
Задание 2. Для этого вы должны внимательно послушать стихотворение и в конце, дополнить его недостающим словом.
Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три...
На зимовку прилетели
С красной грудкой... (снегири).
Слайд №1.
-А давайте назовем снегиря ласково.
(снегирек)
-Ребята, а посмотрите какая у снегиря грудка?
(У снегиря грудка красного цвета)
-А какие у него крылышки?
(крылышки у снегиря черного цвета)
-А какой любимый корм у снегиря?
(снегирь любит ягоды рябины)
-Снегири перемещаются небольшими стаями.
Задание 3. - Сейчас мы будем считать зимующих птиц. Сосчитайте, сколько птиц может прилететь на кормушку.
-Вы должны внимательно слушать ответ одноклассника. Вы будете друг друга оценивать.
Образец: Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
(работа по карточкам)
(оценивание друг друга)
-Что мы сейчас делали?
(мы считали птиц)
-А мы изменяли слова? Повтори предложение.
(Мы учились изменять слова)
Оценивание. Оцените свою работу.
-Наши птички предлагают нам размяться и поиграть.
Динамическая пауза.
Динамическая пауза «Снегири».
-Ребята, а кто к нам прилетает на кормушку?
(К нам на кормушку прилетают зимующие птицы)
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки, Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Взмахивая руками
-Для того, чтобы узнать, какая зимующая птица прилетит следующая на вашу кормушку мы поработаем в парах.
-При работе в парах, прислушивайтесь к мнению друг друга, не перебивайте друг друга, работайте дружно.
Задание 4. Сложить правильно картинку и назвать зимующую птицу.
(Это птица воробей)
Слайд №2.
-Воробей это зимующая птица?
(Воробей зимующая птица)
-А давайте назовем его ласково.(воробушек)
- Скажите, а воробей какой?
- Отвечаем полными предложениями.
(Воробей маленький, серый, быстрый, бойкий, шустрый, подвижный …)
-Зиму воробьи проводят рядом с людьми, чтобы прокормиться и согреться.
-Давайте пригласим воробья к нашей кормушке.
Задание 5. Сейчас наш воробышек будет перелетать с одного места на другое. А вы будете составлять предложения.
Воробей на кормушку (что сделал?) ... (прилетел). Повтори предложение.
Воробей в кормушку (что сделал?) ... (залетел).
Воробей из кормушки (что сделал?)... (вылетел).
Воробей над кормушкой (что сделал?)…(пролетел).
Воробей кормушку вокруг (что сделал?) ... (облетел).
Воробей от кормушки (что сделал?) … (улетел).
-Что мы сейчас делали?
(Мы составляли предложения про воробья).
-Как мы работали?
(Мы работали в парах)
Оценивание. Оцените себя.
-Ребята, напомните тему нашего занятия.
-Назовите, какие зимующие птицы уже прилетели к вам на кормушку?
(На нашу кормушку прилетели снегирь, воробей, сорока)
-Следующую птицу, которая прилетит к нам на кормушку надо узнать по описанию.
-Это - очень подвижная, заметная птица. Грудка у нее желтая, спинка зеленая, а хвост и крылышки синего цвета. У нее очень приятный голосок, похожий на звон колокольчиков. Давайте послушаем, как она поет.
(синица)
Слайд №3.
-А назовите синицу ласково. (Синичка)
-Синицы полезные птицы.
-Какую пользу приносит синицы нашей природе?
(Синицы поедают вредных насекомых)
-Поэтому мы должны позаботиться о птицах, которые у нас зимуют.
-Зимой очень мало корма.
-Как мы можем помочь птицам зимой?
(Мы можем сделать кормушки для птиц)
-Чем можно покормить птиц зимой?
(ответы детей)
Можно покормить птиц….
Задание 6. Сейчас мы будем составлять предложения по картинкам.
-Вы должны составить полное предложение. Какую птицу и чем вы будете угощать.
(Я угощу снегиря рябиной.
Я угощу синицу салом.
Я угощу воробья хлебными крошками.
Я угощу сороку орехами.
Я угощу воробья семечками.
Я угощу синицу яблоком.)
Вывод: Что мы сейчас делали?
(Мы составляли предложения)
Оценивание. Молодцы вы правильно угостили птиц, на ваши кормушки прилетели синички. Оцените себя.
8. Итог.
-Ребята ваш лист самооценки и план на доске поможет вам вспомнить и рассказать, чем вы занимались на занятии.
-Какая тема занятия у нас была?
(Тема нашего занятия - зимующие птицы)
-О ком мы говорили на занятии?
(Мы говорили о зимующих птицах)
-Как вы работали на занятии?
(в группах и самостоятельно)
-Что вы укрепляли?
(Мы укрепляли мышцы губ, щек, языка)
-Чему учились на занятии?
(учились отвечать полными ответами, образовывали новые слова и составлять предложения по теме «зимующие птицы»)
-Посчитайте зимующих птиц, которые прилетели к вам на кормушку.
-Поднимите руки у кого на кормушке 8 или больше зимующих птиц.
-Значит, вы поработали как?
-За то, что вы так хорошо поработали на занятии, за ваши старания.
-Я приготовила для вас интересное задание, которое вы возьмете с собой и выполните в свободное время.
-Вы можете раскрасить зимующую птицу по образцу самостоятельно, а можете поделиться с товарищем в классе.
- В нашей школьной библиотеке есть много книг о зимующих птицах. Сходите, возьмите и прочитайте в свободное время. И вы еще много интересного узнаете о зимующих птицах.
-Ребята, умение правильно и чётко называть зимующих птиц, изменять слова, составлять правильные предложения пригодятся вам на уроках развития речи, уроках чтения и в повседневной жизни.
Рефлексия:
Ребята, у вас на столах лежат смайлики:
- Если вам все понравилось на занятии, и вы легко справлялись заданиями, возьмите и покажите зеленый смайлик.
-Если вам все понравилось, но было трудно возьмите желтый смайлик.
-Если вам было трудно и не интересно возьмите красный смайлик.
-Ребята,
-Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости
Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлены на основе примерной программы В.В, Воронковой и ориентированы на учебни...
Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Тема: Слова, обозначающие один и много предметов....
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"...