Методическая разработка по теме "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Методическая разработка по теме "Разделительный мягкий знак" для 2 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения формирования письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Цель:
Развитие у учащихся представления об акустическом и письменном образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
1. Развитие фонематических представлений по теме.
2. Развитие навыки слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и обогащение словарного запаса.
4. Совершенствование навыков чтения и письма слов с разделительным мягким знаком.
5. Упражнение в составлении предложений.
6. Совершенствование навыков пространственной ориентировки.
7. Формирование навыка адекватной самооценки и планирования деятельности учащихся.
Ход занятия:
I. Приветствие.
II. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации «Четвертый лишний»).
III. Повторение и обобщение пройденного материала.
IV. Изучение нового материала по теме с использованием слайдов презентации. Общий итог.
V. Основная часть с использованием слайдов презентации.
1. Слоговой синтез слов с разделительным мягким знаком.
2. Физминутка (игра с мячом).
3. Звуко-буквенный анализ и синтез слов с разделительным мягким знаком.
4. Работа с предложением.
VI. Рефлексия.
Оборудование: мяч, мел, доска, тетради, канцелярские принадлежности, экран, ноутбук, проектор.
Задания для игры «Четвёртый лишний»:
*Кастрюля, виноград, перья, санки.
*Деревья, вишня, корзина, диван.
*Семья, сапоги, вьюнок, листья.
*Друзья, соль, колье, гостья.
*Лось, коньки, тюлень, пьеса.
Задания для игры с мячом:
Тя-тья, би-бьи, вю-вью, ни-ньи, лю-лью, зя-зья, рё-рьё, си-сьи, ле-лье, мю-мью, дя-дья.
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся |
I. Приветствие | Приветствует всех на мероприятии. | Заходят в класс, здороваются с логопедом и гостями. Рассаживаются за парты. |
II. Организационый момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации «Четвертый лишний»). | Предлагает игру «Четвёртый лишний»: *Варежки, печенье, петух, ножницы. *Семья, сапоги, вьюнок, листья. *Друзья, соль, колье, гостья. *Лось, коньки, тюлень, пьеса. | Определяют в каждом наборе слов лишнее, объясняя свой выбор. |
III. Повторение и обобщение пройденного материала (игра с мячом). | Говорит: «Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим изучать разделительный мягкий знак. Давайте вспомним то, что мы уже изучили. -В каком месте слова может оказаться разделительный мягкий знак? -Какие звуки он разделяет? -Какие гласные могут стоять после разделительного мягкого знака? -Что происходит с йотированными гласными после разделительного мягкого знака?» | Слушают логопеда. Отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала по теме с использованием слайдов презентации. Общий итог. | Говорит: «Мы говорим на русском языке и даже не задумываемся о том, что многие слова пришли к нам из других языков. Такие слова называются заимствованными. И сейчас мы узнаем кое-что интересное. Взгляните на экран». Просит одного из детей прочитать слова. Задает вопросы: «Какие слова вам не знакомы? Что общего у этих слов? Знакомит с лексическим значением слов, используя изображения на слайдах. Обращает внимание детей на написание транскрипции новых слов. Далее предлагает детям открыть тетради, записать число и составленное предложение. Слова (демонстрируются на экране): бульон, с, почтальон, ел, шампиньонами. Вывод: в словах после разделительного мягкого знака могут быть гласные второго ряда или гласный [о]. | Читает. Предположительно отвечают, что не все слова знают. В словах есть разделительный мягкий знак, после которого стоит гласный [о]. Составляют и записывают, предварительно записав дату. |
V. Основная часть с использованием слайдов презентации. 1.Слоговой синтез слов с разделительным мягким знаком. | Говорит: «В следующем задании составим и запишем слова с разделительным мягким знаком. Кто готов назвать первое слово?» Демонстрирует слайд с заданием. | Слушают логопеда. Кто готов, поднимает руку. Дети по очереди проговаривают составленные слова и записывают, выделяя разделительный мягкий знак простым карандашом. |
2. Физминутка (игра с мячом). | Предлагает игру с мячом. Задания для игры с мячом: Тя, би, вю, ни, лю, зя, рё, си, ле, мю, дя. | Играют. Возвращают мяч логопеду со слогом, содержащим разделительный мягкий знак: тья, бьи, вью, ньи, лью, зья, рьё, сьи, лье, мью, дья. |
3.Звуко-буквенный анализ и синтез слов с разделительным мягким знаком. | Демонстрирует слайд с заданием. Говорит: «Составим слова с разделительным мягким знаком и запишем их. Не забывайте о том, где расположен в слове разделительный мягкий знак, какие гласные за ним следуют. Эти знания помогут вам справиться с заданием. *краткий звуко-буквенный анализ некоторых слов (самостоятельно). | Дети составляют и записывают слова. |
4.Работа с предложением. | На экране незаконченные предложения. Логопед предлагает закончить их словами с разделительным мягким знаком. Логопед обращает внимание детей на большое количество других слов с разделительным мягким знаком, просит обобщить их. Логопед информирует о ходе дальнейшей работы по данной теме. | Дети предлагают варианты предложений и записывают их. Дети замечают имена с разделительным мягким знаком. |
VI. Рефлексия | Говорит: «Наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? Какое – самым интересным?» | Отвечают на вопросы, оценивают задания, прощаются с гостями и логопедом.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия , тема :"Дорожные знаки".
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Дорожные знаки"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".
Мероприятие создано в рамках внеурочной деятельности и предназначено для использования во 2 классе. Носит воспитательный характер: учит доброму отношению к животным....
Методическая разработка урока: "Правописание мягкого знака на конце слова"
Цели урока: уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме; разви...
методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорожные знаки и светофор»
Внеклассное мероприятие "Дорожные знаки и светофор" по ПДД для учеников начальной школы. Формирует знание и о дорожных знаках и умение прменять правила безопасности поведения на дорогах.Во...
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й класс
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й классЗадачи:· Образовательные: o формирование умения распоз...
Методическая разработка урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.Консект урокаПрезентацияСловарная работаКарточки с заданиямиРефлексия(итог)...
Методическая разработка занятия кружка "Мягкая игрушка" по теме: "Слон"
Описывается занятие в кружке "Мягкая игрушка". Как создается мягкая игрушка "Слон"....