Составление рассказа по пиктограммам для детей с РАС по теме "Весенние признаки".
план-конспект по логопедии
В публикацию включены: краткий конспект занятия, пиктограммы, презентация и рабочий лист для учащихся у которых есть серьезные нарушения в коммуникативной сфере. Но этот материал подойдет и для работы воспитателя в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_priznaki_vesny.docx | 16.74 КБ |
piktogrammy_k_uroku_vesna.docx | 1.1 МБ |
rabochiy_list_po_teme_vesennie_prizanki.docx | 702.74 КБ |
priznaki_vesny_dlya_publikatsii.pptm | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект «Весенние признаки» для детей с ОВЗ.
Задачи:
- закрепить знания детей об основных признаках весны;
- развивать диалоговую и монологовую речь, учить составлять рассказ с опорой на пиктограммы;
- воспитывать интерес к наблюдениям за явлениями в природе.
Материалы: Картинки с пиктограммами, презентация, музыкальные файлы на компьютере, музыкальный инструмент треугольник, рабочие листы для неговорящих детей, клей-карандаш, кораблик.
Ход занятия.
Объявление темы занятия.
-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Какой месяц? Какой месяц будет после? Какая за окном погода? Как нужно вести себя на занятие? (ответы детей с опорой на пиктограммы и визуальное расписание). Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составить рассказ.
- Хорошо, давайте пересядем к экрану.
Основная часть. Показ презентации.
Слайд 1.
- Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составлять рассказ об этом времени года.
Слайд 2.
-Назовите, пожалуйста весенние месяцы (март, апрель и май). А какие они по счету? (если есть затруднения, то обратить внимание детей на картинку с месяцами и их порядковыми числами). Мы начинаем отсчет месяцев с январь. Это первый месяц года, второй месяц года февраль и т.д. Значит март, апрель и май это 3, 4 и 5 месяц в году.
Слайд 3.
Поэтому на первой пиктограмме мы видим числа 3, 4 и 5. Это значит, что весенние месяцы — это март, апрель и май.
Слайд 4.
- Какие еще признаки весны вы знаете? (наводящие вопросы: зимой мы приходили в школы на улице было темно. А сейчас утром и вечером гораздо светлее). Это значит, что день становится длиннее, а ночь короче.
Слайд 5.
Этот признак мы обозначаем такой пиктограммой.
Слайд 6.
- Давайте вспомним, как часто сейчас светит солнце? И сейчас мы с вами чувствуем, что оно не только светит чаще и дольше, но и начинает греть.
Слайд 7.
- Поэтому следующий признак зимы, обозначаем пиктограммой обозначающей солнце.
Слайд 8.
- Из-за того, что день становится длиннее, солнце светит сильнее и чаще, температура воздухам повышается. Становится гораздо теплее, чем зимой.
Слайд 9.
- Этот признак мы обозначаем заглавной буквой Т, первая буква слова температура. И стрелочкой, идущей вверх.
Слайд 10.
- Хорошо. Дальше. Раз становится теплее, солнышко греет, что же происходит с снегом и льдом? Правильно, они начинают таять.
Слайд 11.
- Обозначаем этот признак картинкой в виде тающих сосулек.
Слайд 12.
- А какой признак весны, вы видите на этой картинке? Правильно, бегут ручьи. Тает очень много снега и льда, и вся эта вода соединяется в большие и маленькие ручьи. И одна из любимых детских забав это пускать по ручьям кораблики и наблюдать как вода несет их вперед.
Слайд 13.
Физкультминутка «Ручей»
Давайте поиграем с вами в игру. Мы будем передавать друг другу кораблик, как будто мы ручей, а несем кораблик по течению. Когда будет играть медленная мелодия, мы будем передавать кораблик медленно, когда быстрая мелодия, мы будем передавать кораблик быстрее.
Молодцы.
Слайд 14.
- этот признак зимы обозначаем картинкой ручья, несущего кораблик
Слайд 15.
- Дальше мы с вами можем наблюдать, что от того что солнышко греет, температура поднимается, тает снег, появляются проталины. И из земли прорастают первые цветы.
Слайд 16.
- обозначим этот признак такой картинкой.
Слайд 17.
- давайте вспомним, что мы теперь очень часто можем услышать на улице? (как поют птицы). Конечно, вернулись наши перелетные птицы : скворцы, грачи, ласточки и очень громко и красиво поют.
Слайд 18.
- а картинке у нас силуэт поющей птицы.
Слайд 19.
- Очень хорошо. В середине весны появляются не только первые цветы и травы, но и набухают почки и порастают первые листочки.
Слайд 20.
- обозначим этот признак картинкой с веточкой.
Слайд 21.
- И теперь, когда на улице тепло, растаял снег и появляются первые растения, мы можем встретить кого? Правильно, просыпаются насекомые.
Слайд 22.
- обозначаем этот признак такой пиктограммой.
Слайд 23.
- а чем мы можем заниматься весной? (пускать кораблики по ручью, бегать по лужам, собирать цветы, слушать пение птиц и т.д.). Давайте подумаем, за что же нам нравится весна? Может нам нравится, что становится теплее, может нам нравятся весенние праздники, может нам нравится, что теперь на улицах много зелени и ярких цветов и т.д.
Слайд 24.
- пиктограмма с сердечком и различными картинками о весне.
Слайд 25.
- а теперь мы пересядем за свои парты и попробуйте с помощью пиктограмм на нашей доске составить рассказ о весне. (Учащиеся, у которых есть затруднения с речью, работают в рабочих листах. Наклеивают к каждому признаку весны, соответствующую пиктограмму.). За партой сидим ровно, спинки прямые.
Составление рассказа.
Пример рассказа.
Сейчас весна. Весенние месяцы — это март, апрель и май. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце светит чаще и греет. Температура повышается. Тает снег и лед. Бегут ручьи. Появляются первые цветы. Возвращаются перелётные птицы. Набухают почки. Просыпаются насекомые. Мне нравится весна потому, что……(называют что-то свое).
Учащиеся, которые не говорят, составляют рассказ из картинок.
Слайд 26.
Заключительная часть.
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и повторили основные признаки весны и всех получилось составить рассказ о весне.
Давайте встанем в круг и закончим наше занятие игрой «Треугольник я беру».
Игра: Учащиеся стоят кругом, в середине круга стоит водящий. Дети идут о кругу и говорят слова: «Треугольник я беру, в треугольник постучу». Водящий стучит палочкой по треугольнику 3 раза. Потом говорит такие слова: «Треугольник я отдам и на место встану сам». Отдает инструмент другому ученику и встает в круг. Игра повторяется 3-4 раза.
Спасибо за занятие.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Признаки весны».
Весенние месяцы – это март, апрель и май. | |
День становится короче, а ночь длиннее. | |
Солнце светит чаще и греет. | |
Температура поднимается. | |
Тает снег и лед. | |
Бегут ручьи. | |
Появляются первые цветы. | |
Возвращаются перелетные птицы. | |
Набухают почки и появляются первые листочки. | |
Просыпаются насекомые | |
Мне нравится весна потому, что …. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ март апрель май
3,4,5
День становится длиннее, а ночь короче
Солнце светит чаще и греет
Температура поднимается
Т
Тает снег и лед
Бегут ручьи
Физкультминутка «ручей»
Появляются первые цветы
Возвращаются перелетные птицы
Набухают почки и появляются первые листочки
Просыпаются насекомые
За что мы любим весну
Практическая часть Составление рассказа о весне
МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по серии картинок
Работа по развитию речи....
Составление рассказа из деформированных предложений по теме "Птицы"
В материале дается подборка рассказов про птиц. Данный материал возможно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках в начальной школе по русскму языку и окружающему миру.М...
Дидактическое упражнение для учащихся 2-3 классов. Составление рассказа "Лягушка-чесночница"
Данную презентацию можно использовать как на уроках русского языка, так и на логопедических занятиях по устранению нарушений речи, письма и чтения. Размещение в конце презентации задания с пазлами (пе...
Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)
Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...
Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Познакомить с видами предложений по цели высказывания....
Пиктограммы для детей с РАС
Карточки для детей с РАС...
Конспект ООД по развитию речи на тему: «Составление рассказа по сюжетной картине» для детей подготовительной группы.
laquo;Составление рассказа по сюжетной картине»...