ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проектирования и реализации ИОМ
методическая разработка по логопедии
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_poryadke_proektir_i_realizatsii_iom.docx | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью (далее Положение) регламентирует деятельность специалистов образовательной организации в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне дошкольного, начального, основного общего образования.
1.2. Нормативно-правовой базой разработки Положения являются:
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
• Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 года, рег. № 38528;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 "Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей". Реализация адаптированных образовательных программ;
• Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
• Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
• Письмо Заместителя министра Минобрануки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
• Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
1.3. Индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) - проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
1.4. ИОМ создается с целью максимальной индивидуализации и конкретизации направлений и задач деятельности педагогического коллектива ГБОУ Школы в Капотне по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.
1.5. ИОМ определяет специфику освоения ФГОС НОО ОВЗ/ ФГОС О у/о в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее ЦПМПК), решением Психолого-педагогического консилиума ГБОУ Школы в Капотне (далее ППк), комплексной диагностики особенностей психофизического развития, ожиданиями родителей/законных представителей обучающегося, а для детей-инвалидов - с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА/ИПР).
1.6. В ИОМ отражены направления деятельности образовательной организации по созданию специальных образовательных условий в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы (далее - ЦПМПК) и/или Индивидуальной программы реабилитации/индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПР/ИПРА).
1.7. ИОМ составляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в различных формах обучения (в соответствии со ст.17, 34, 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ):
• Очной:
в режиме совместного обучения/воспитания обучающегося с ОВЗ/инвалидностью со сверстниками при одновременной реализации основной общеобразовательной программы и адаптированной основной общеобразовательной программы (инклюзивное образование);
- с использованием индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- с использованием дистанционных технологий реализации образовательных программ;
- на дому или в медицинских организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
• Очно-заочной:
- с использованием индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- с использованием дистанционных технологий реализации образовательных программ;
- на дому или в медицинских организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
1.8. ИОМ разрабатывается и реализуется педагогическими работниками образовательной организации, принимающими непосредственное участие в создании специальных образовательных условий для конкретного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.
1.9. ИОМ обучающихся с ОВЗ/инвалидностью разрабатывается на всю ступень образования в соответствии с заключением ЦПМПК.
1.10. ИОМ может корректироваться в процессе его реализации.
1.11 . Мероприятия в рамках ИОМ реализуются в процессе всего срока получения образования обучающимся с ОВЗ/инвалидностью в ГБОУ Школы в Капотне. Содержание и формы мероприятий корректируются в зависимости от индивидуальных особых образовательных потребностей обучающегося, возрастных и индивидуальных
особенностей развития, динамики освоения им Адаптированной основной
общеобразовательной программы, развития, социальной адаптации, изменения рекомендаций ЦПМПК.
1.12. ИОМ для обучающегося с ОВЗ/инвалидностью разрабатывается в срок не более 7 недель с момента предоставления родителем (законным представителем) в образовательную организацию оригинала заключения ЦПМПК и заявления на создание специальных условий образования и воспитания (с учетом начала посещения ОО, необходимости диагностических мероприятий, периода адаптации, обсуждения направлений и форм реализации ИОМ на заседании ППк ОО.
1.13. Сроки проведения мониторинга эффективности реализации ИОМ, внесения изменений и дополнений в ИОМ отдельных обучающихся определяются решением ППк ОО:
- плановый промежуточный мониторинг эффективности реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ/инвалидностью - не ранее, чем через полгода с момента реализации ИОМ, итоговый мониторинг - в конце учебного года;
- внеплановый динамический мониторинг проводится в любые сроки по запросу родителей (законных представителей) или администрации ОО.
2. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью.
2.1. Организационно - педагогическими условиями проектирования и реализации ИОМ являются:
•наличие у учащегося/воспитанника статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», подтвержденного ЦМППК и/или статуса «ребенок- инвалид», подтвержденного Бюро медико-социальной экспертизы;
• согласие родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ/инвалидн6остью на создание специальных условий получения образования;
• наличие в образовательной организации специалистов психолого-педагогического сопровождения;
• наличие психолого - педагогического консилиума образовательной организации (ППк ОО).
2.2. Проектирование ИОМ, оценка эффективности его реализации корректировка ИОМ осуществляется в рамках деятельности ППк ОО.
2.3. Основными задачами ППк ОО по проектированию ИОМ являются:
• конкретизация индивидуальных условий обучения и воспитания в соответствии с рекомендациями ЦПМПК / ИПР /ИПРА в ГБОУ Школе в Капотне.
• определение специфических индивидуальных условий освоения адаптированной образовательной программы обучающимся с ОВЗ на основе комплексной диагностики: определение формы обучения, формы реализации образовательной программы, определение специальных методов, подходов, технологий и др.;
• определение индивидуализированных задач развития обучающегося на год на основе анализа выявленных в результате комплексного обследования дефицитов и ресурсов обучающегося; определение индивидуальных планируемых результатов образования;
• разработка тактики, конкретизация и планирование направлений коррекционно-развивающей работы, содержания психолого-педагогического сопровождения учащегося/воспитанника: подбор коррекционных программ, технологий сопровождения, адекватных возможностям и особым образовательным потребностям ребенка, специфическим условиям его включения в образовательную среду, требованиям АООП:
а) специальной поддержки: определение целевых ориентиров коррекционно-развивающей работы (далее - КРР): конкретизация и детализация направлений КРР, рекомендованных ЦПМПК, постановка задач КРР; определение курсов и программ коррекционно-развивающей работы; определение организационных условий реализации коррекционно-развивающей работы;
б) психолого-педагогической поддержки всех участников инклюзивного образования.
• структурирование процесса обучения, развития и воспитания обучающегося с ОВЗ/инвалидностью и закрепление ответственности и единого регламента деятельности всех участников образовательного процесса
• разработка логистики (очередности и организационных форм) оказания специальной и психолого-педагогической поддержки обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации;
• мониторинг эффективности реализации и корректировка содержания ИОМ, на основе анализа результатов промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики динамики освоения обучающимся АООП, развития и социальной адаптации;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ/инвалидностью посредством привлечения к реализации ИОМ.
2.4. Основными этапами проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута в ГБОУ Школа в Капотнеявляются:
• Предварительный (аналитический): изучение координатором заключений (рекомендаций) ЦПМПК по обеспечению специальных условий обучения и воспитания обучающегося/ ИПР/ИПРА обучающихся с инвалидностью; выявление и анализ особенностей развития ребенка с ОВЗ (обследование специалистами ППк ОО, в том числе - воспитателя, классного руководителя), его индивидуальных ООП;
• Проектирование ИОМ с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося: конкретизация направлений деятельности педагогического коллектива ГБОУ Школы в Капотне по созданию специальных образовательных условий для обучающегося; определение вида и объёма и регламента оказания необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, социальной), планируемых результатов, форм и содержания мониторинга эффективности реализации ИОМ;
• Организационный; обсуждение проекта ИОМ на заседании ППк, корректировка и утверждение директором ОО; ознакомление родителями (законными представителями) обучающегося с ИОМ; подбор или разработка программно¬методического обеспечения; составление индивидуального расписания урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ/инвалидностью; составление плана коррекционной работы, адаптации ребенка к образовательной среде;
• Реализация ИОМ: организация мероприятий по адаптации ребенка в
образовательной среде; организация образовательного процесса (разработка
индивидуального учебного плана при необходимости, внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам учебного плана и др.); организация специальной и психолого-педагогической поддержки обучающегося и других участников образовательных отношений; организация взаимодействия всех участников реализации ИОМ; оказание членами ППк информационно-консультативной поддержки участникам реализации ИОМ (учителя/воспитатели, специалисты сопровождения, родители (законные представители);
• Контрольно-оценочный этап: оценка эффективности реализации ИОМ: мониторинг эффективности реализации ИОМ; проведение промежуточного / итогового ППк с целью определения эффективности реализации ИОМ; корректировка ИОМ при необходимости.
3. Участники проектирования и реализации индивидуального образовательного
маршрута: состав и ответственность.
3.1. Директор ГБОУ Школа в Капотне несёт ответственность за создание условий проектирования и реализации мероприятий в рамках ИОМ обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.
3.2. Координатор инклюзивного образования ГБОУ Школы в Капотне:
• организует и координирует деятельность всех участников проектирования и реализации ИОМ;
• оказывает методическую поддержку в рамках реализации ИОМ всем участникам образовательного процесса;
• несет ответственность за проведение мониторинга эффективности реализации ИОМ.
3.3. Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог (при необходимости), классный руководитель ГБОУ Школы в Капотне предоставляют:
• комплексное заключение по результатам первичной/динамической/итоговой диагностики освоения АООП, развития и социальной адаптации обучающегося с ОВЗ;
• дают рекомендации ППк ГБОУ Школа в Капотнепо основным направлениям, целям и задачам коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ/инвалидностью;
• реализуют содержание психолого-педагогической и специальной поддержки обучающегося в рамках направлений и задач, определенных ИОМ;
• представляют рекомендации учителям/воспитателям/родителям по обучению, развитию и социализации обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.
3.4. . Учителя - предметники ГБОУ Школы в Капотне:
• реализуют АООП для обучающихся с ОВЗ, ориентируясь на индивидуальные планируемые результаты, закрепленные в ИОМ;
• проводят педагогическую диагностику освоения обучающимся АООП, представляют результаты диагностики на ППк ОО.
3.5. Социальный педагог совместно с классным руководителем:
• планируют формы работы по реализации ИОМ в части социальной адаптации обучающегося с ОВЗ;
• организуют мероприятия, определяют формы работы по оказанию помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
3.6. Воспитатель уровня дошкольного образования:
• разрабатывает и корректирует планирование и содержание деятельности в рамках реализации пяти основных образовательных областей, направленных на разностороннее развитие воспитанника с ОВЗ, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
• планирует совместно с социальным педагогом/педагогом-психологом/учителем формы работы по реализации ИОМ в части задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности обучающегося с ОВЗ.
3.7. Родитель (законный представитель):
• предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ/инвалидностью;
• в рамках обсуждения ИОМ на ППк ОО может вносить предложения по созданию специальных образовательных условий.
4. Структура Индивидуального образовательного маршрута обучающегося с
ОВЗ/инвалидностью.
4.1. Титульный лист, который включает в себя:
• наименование учреждения, адресность программы (наименование адаптированной основной общеобразовательной программы, период обучения);
• гриф утверждения руководителем, согласовано координатором инклюзивного образования;
4.2. Первый раздел - общие сведения, в котором излагается (кратко):
• сведения о ребенке (Ф.И.О., класс, дата рождения);
• сведения о педагогическом коллективе работающим с ребенком;
• специальные условия образования согласно рекомендациям ЦПМПК/ИПР (ИПРА)
• цель и задачи разработки ИОМ;
• режим пребывания обучающегося - индивидуальное расписание с учетом
урочной и внеурочной деятельности, в соответствии с нормами СанПин для
обучающихся на определенном уровне образования;
4.3. Второй раздел - специальные условия, в котором излагается (кратко) специфические и индивидуальные особые образовательные потребности учащегося/воспитанника с ОВЗ/инвалидностью.
4.3. Третий раздел - психолого-педагогическое сопровождение, в котором излагается (кратко) конкретные направления психолого-педагогического сопровождения.
4.4. Четвертый раздел - освоение адаптированной основной общеобразовательной программы заполняется только для АООП с вариантами 2 и 3, в котором излагается (кратко) по каждому предмету: требования стандарта, конкретные задачи на учебный период, формы организации учебной деятельности, показатели достижений, формы оценки, критерии оценки.
4.5. Пятый раздел - формирование социальной компетентности (если требуется), в котором указывается: направления деятельности, конкретные задачи на период, ответственные, формы деятельности, показатели достижений, формы оценки достижений.
5. Приложение к ИОМ.
5.1. Индивидуальный учебный план (если требуется)
- Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося с ОВЗ;
- внесение изменений в индивидуальный учебный план производится после заключения ППк ОО с учетом мнения родителей (законных представителей), утверждается директором ОО.
5.2. Психолого-педагогическое представление на обучающегося (это для внутреннего пользования) с описанием его возможностей и дефицитов.
5.3. Заключения/таблицы/представления по итогам промежуточной и итоговой диагностики за год от учителя (классного руководителя), психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога (если участвовал в реализации ИОМ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о порядке проведения городского конкурса чтецов "Строки, опаленные войной"
Данный материал будет полезен учителям, организаторам школы....
Положение о порядке проведения городского конкурса рисунков "Дело было в январе" по произведениям А.Л.Барто
Данным материал можно использовать при проведении мероприятий, посвященных 110-ой годовщине со дня рождения А.Л.Барто...
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
Модель локального нормативного акта. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ....
Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов с РАС
Основная задача школы – всесторонняя педагогическая помощь ребенку с особыми образовательными потребностями. Данный материал помо...
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки АООП
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в АООП
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....
Положение о порядке проведения литературной игры-путешествия по рассказам В.Ю Драгунского "Удивительный мир В.Ю Драгунского"
Литературная игра разработана для обучающихся 3 классов...