План работы специалистов СППС на учебный год
методическая разработка по логопедии
Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_spetsialistov_spps_na_2018-2019_uchebnyy_god.docx | 164.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
ПЛАН
работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне
на 2018-2019 учебный год.
Москва, 2018
Пояснительная записка.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;
Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне класса;
- на уровне школы.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходный период (1,5, 10-ый класс).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников «группы риска».
- Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.
- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
• отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;
• профессиональное самоопределение;
• активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
• отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
• субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;
• адекватная самооценка;
• сформированность Я - концепции личности;
• оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное
самоопределение.
План работы педагогов-психологов службы ППС на 2018-2019 учебный год
Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
К основным задачам относятся:
• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• помощь в профориентации старшеклассников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;
• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.
• психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.
• в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.
Основные направления деятельности педагога — психолога:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно - развивающая работа;
3. Консультативная работа;
4. Просветительская работа;
5. Организационно-методическая работа.
№ п.п. | Виды деятель-ности | Планируемые мероприятия | Сроки | Уровень |
1. | Диагностико – аналитическая деятельность | Целевое психолого-педагогическое сопровождение воспитанников. | сентябрь - май | ДО |
Диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер в подготовительных группах. | сентябрь-октябрь | ДО | ||
Выявление детей с ОВЗ, группы риска. | В течение года | Все уровни | ||
Диагностика нервно-психического развития в эпикризные сроки. | В течение года | ДО | ||
Углублённое обследование воспитанников, представленных на ЦПМПК. | в течение учебного года | ДО | ||
Посещение уроков, анализ учебного дня учащегося (организация, вовлеченность, продуктивность). | сентябрь - апрель | НО, ОО, СОО | ||
Целевое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1 класса. | сентябрь - май | НО | ||
Диагностика сформированности познавательной деятельности (1-6 классы). | сентябрь | НО, ОО | ||
Диагностика свойств внимания, памяти, мышления (7-10 классы в рамках профориентации). | апрель | ОО | ||
Диагностика уровня школьной мотивации (1класс). | сентябрь - ноябрь | НО | ||
Диагностика уровня школьной мотивации (2-4кл). | сентябрь | НО | ||
Оценка готовности школьников к переходу в среднее звено (5 класс). | сентябрь - октябрь | НО | ||
Диагностика сформированности пространственной и произвольных сфер (1-3 классы, 1-7 класс – индивидуальная форма обучения, дети со сложной структурой дефекта). | сентябрь | НО, ОО | ||
Диагностика познавательных способностей учащихся для решения вопроса об изменении формы обучения по запросам родителей, педагогов. | в течение учебного года | НО, ОО, СОО | ||
Диагностика математических и лингвистических способностей подростков (8 класс). | октябрь | ОО | ||
Диагностика типа темперамента (7-9 классы). | ноябрь | ОО | ||
Диагностика учащихся группы риска. | ноябрь | НО, ОО, СОО | ||
Диагностика умственного развития подростков (7-9 классы). | декабрь | ОО | ||
Диагностика индивидуальноличностных особенностей подростков (6-8 класс). | декабрь | ОО | ||
Изучение самооценки школьника (5, 6, 7 классы). | декабрь | ОО | ||
Изучение направленности личности (9 класс). | декабрь | ОО | ||
Диагностика профессиональной направленности (9-11 классы). | декабрь | ОО, СОО | ||
Диагностика мотивационно - волевой сферы школьников (5,6,7 классы). | февраль | ОО | ||
Предпрофильная диагностика (4 классы). | апрель | НО | ||
Диагностика агрессии у подростков (8 классы). | март | ОО | ||
Диагностика сферы межличностных отношений. (5 класс, 9-е классы, 10-е классы). | январь | ОО, СОО | ||
Выявление детей группы риска. | сентябрь | НО, ОО, СОО | ||
Оформление карт развития ребенка 4 классы. | апрель-май 2019 | НО | ||
2. | Консультативная работа | Проведение консультаций родителей по вопросам развития, обучения и воспитания. | в течение года | НО, ОО, СОО |
Консультирование по вопросам адаптации детей раннего возраста. | сентябрь-октябрь | ДО | ||
Посещение родительских собраний в младших и подготовительных группах. | сентябрь | ДО | ||
Консультация педагогов, родителей воспитанников, испытывающих трудности в обучении. | по необходимости | ДО | ||
Выступление на родительских собраниях согласно тематическому плану. | в течение года | Все уровни | ||
Неделя психологии. | ноябрь 2018 | Все уровни | ||
Индивидуальное консультирование вновь прибывших учащихся. | сентябрь | НО, ОО, СОО | ||
Консультирование по вопросам адаптации. | октябрь | НО, ОО, СОО | ||
Индивидуальное консультирование с классными руководителями по организации индивидуальной работы с трудными учащимися. | ноябрь | НО, ОО, СОО | ||
Консультирование педагогов 1 -х классов по проблеме адаптации к школе. | сентябрь-ноябрь | НО | ||
Консультирование педагогов 5-х классов по проблеме адаптации к среднему звену. | сентябрь-ноябрь | ОО | ||
Посещение родительских собраний в 1-х классах. | сентябрь | НО | ||
Собеседование с родителями и педагогами учеников, испытывающими затруднения в обучении. | в течение учебного года. | НО, ОО, СОО | ||
Психолого-педагогический консилиум по проблеме «Готовность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене». | январь-февраль | ОО | ||
Консультирование учащихся по вопросам выбора образовательного и профессионального маршрута (9-11 классы). | в течение года | ОО, СОО | ||
Выступление на классных часах, пед. советах согласно тематическому плану. | в течение года | НО, ОО, СОО | ||
3. | Коррекционно-развивающая работа | Развитие и коррекция мотивационной, познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. | октябрь-май | ДО |
Коррекционная работа с воспитанниками со статусом ОВЗ. | в течение года | ДО | ||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции поведения и снятия агрессивности. | октябрь-январь | Все уровни | ||
Индивидуальная коррекция проблем дезадаптации. | январь- май | Все уровни | ||
Работа с воспитанниками группы риска по запросам администрации и законных представителей. | в течение года | Все уровни | ||
Адаптивные занятия для учащихся 5 класса. | октябрь | ОО | ||
Групповая развивающая работа по темам: 1) Развитие коммуникативных навыков, межличностного взаимодействия 6 классы. 2) Развитие самосознания 7 классы. 3) Развитие позитивных жизненных целей. 8 классы. 4) Профориентационная работа на тему «Мой профессиональный выбор» 9,10 классы. 5) Психологическая подготовка к экзаменам, 9-10 классы. | в течение года | НО, ОО, СОО | ||
Ведение индивидуальных коррекционных и развивающих занятий 1-4классы. | в течение года | ОО | ||
Ведение групповых развивающих занятий в 1 -4 классах. | в течение года | ОО | ||
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы. | октябрь-январь | НО, ОО, СОО | ||
Коррекция сферы межличностных отношений. | январь-май | НО, ОО, СОО | ||
Коррекционная работа с педагогами и родителями. | август, ноябрь, январь, март | Все уровни | ||
Работа с обучающимися группы риска. | в течение года | НО, ОО, СОО | ||
Коррекция сферы профессионального самоопределения (11, 10-е классы). | в течение года | СОО | ||
Неделя психологии. | апрель | Все уровни | ||
Психологическая поддержка учащихся, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. | в течение года | ОО, СОО | ||
4. | Организационно-методическая работа | Выступления на родительских собраниях в 1-го, 5-х,10-х классах «Помощь детям при адаптации к школе». | октябрь - начало ноября | НО, ОО, СОО |
Планирование работы на учебный год. | август | Все уровни | ||
Согласование годового плана с администрацией школы. | сентябрь | Все уровни | ||
Планирование работы на текущий месяц. | каждый месяц | Все уровни | ||
Составление плана проведения родительских собраний. | сентябрь | Все уровни | ||
Планирование диагностических и развивающих мероприятий. | весь год | Все уровни | ||
Подведение итогов за четверть, полугодие, год. | ноябрь, декабрь, март, июнь | НО, ОО, СОО | ||
Работа в интернете, подбор и обработка информации. | сентябрь-июнь | Все уровни | ||
Оформление информационного стенда для родителей «Психологи советуют». | сентябрь-июнь | Все уровни | ||
Участие в ППк | август-июнь | Все уровни | ||
Подведение итогов о проделанной работе за учебный год. | май-июнь | Все уровни |
План работы учителей-логопедов службы ППС на 2018-2019 учебный год
Цель работы: оказание помощи воспитанникам, обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ.
Задачи:
1. Своевременное выявление воспитанников и обучающихся с трудностями освоения ими образовательных программ.
2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников и обучающихся.
3. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых
нарушений.
№ п.п. | Виды деятель-ности | Планируемые мероприятия | Сроки | Уровень |
1. | Диагностико – аналитическая деятельность | Углублённое обследование устной речи воспитанников. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведения о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения. | сентябрь | ДО |
Обследование устной речи воспитанников, уточнение списков групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года. | с 01.09.18 по 15.09.18 | ДО | ||
Заключительное обследование детей ОВЗ и будущих первоклассников. Оформление индивидуальных карт обучающихся. | с 16.05.19 по 31.05.19 | ДО | ||
Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения (анализ состояния устной речи воспитанников). | в течение учебного года | ДО | ||
Углублённое обследование воспитанников, представленных на ЦПМПК. | в течение учебного года | ДО | ||
Диагностика речевых нарушений по запросам. | в течение года | ДО, НО, ОО | ||
Анализ логопедической работы за 2018-2019 учебный год. | май | ДО, НО, ОО | ||
Обследование устной речи воспитанников и обучающихся 1 класса, уточнение списков групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года. | с 01.09.18 по 15.09.18 | ДО, НО | ||
Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения (анализ состояния письменной и устной речи обучающихся логопедических подгрупп). | в течение учебного года | НО, ОО | ||
Углублённое обследование устной и письменной речи обучающихся логопедических подгрупп. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведения о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения. | сентябрь | НО, ОО | ||
Обследование состояния письменной речи обучающихся 1,4 классов по прописям и тетрадям. | во время школьных каникул | НО | ||
Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей-дисграфиков, постановка их на учет. | в течение учебного года | НО | ||
Обследование письма и чтения учащихся 1 класса. | декабрь, май | НО | ||
Углублённое обследование обучающихся, представленных на ЦПМПК. | в течение учебного года | НО, ОО | ||
2. | Консультативная работа | Оказание консультативно-методической помощи воспитателям, родителям:
• Рекомендации родителям воспитанников от учителя-логопеда; • Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей; • Учим ставить в слове ударение; • Что нужно знать о навыках письма; • Приемы логопедической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков. - оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома. | в течение учебного года | ДО |
Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, на педсоветах, индивидуальные консультации родителей, стенды). | в течение учебного года | ДО, НО | ||
3. | Коррекционно-развивающая работа | Формирование коррекционных подгрупп с учетом речевой патологии и возраста. | до 16.09.18 | ДО |
Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи. | с 16.09.18 по 15.05.19 | ДО | ||
Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи в логопедическом лагере «Солнышко» | 01.06.19 по 29.06.19 | ДО | ||
Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи. | с 16.09.18 по 20.05.19 | ДО, НО, ОО | ||
Посещение уроков русского языка и чтения в 1-2 классах с целью соблюдения преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с учащимися, имеющие речевые нарушения. | в течение учебного года | НО, ОО | ||
4. | Организационно-методическая работа | Участие в семинарах, конференциях, педсоветах. | согласно плана ГБОУ Школа в Капотне | ДО, НО, ОО |
Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения. | в течение учебного года | ДО, НО, ОО | ||
Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи. | в течение учебного года | НО | ||
Изучение специальной литературы по теме самообразования «Нарушения речи у младших школьников с УО» | в течение учебного года | НО | ||
Участие в семинарах, конференциях, педсоветах. | согласно плана ГБОУ Школа в Капотне | ДО, НО, ОО |
План работы социальных педагогов службы ППС на 2018-2019 учебный год
Цель: – социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи:
1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
3. Профилактика правонарушений среди учащихся.
4. Организация целевого досуга учащихся.
5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
Для реализации поставленных задач на 2018-2019 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
1. Профилактическая функция:
- Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
- Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов.
2. Защитно-охранная функция:
- Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
- Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
- Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
3. Организационная функция:
- Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
- Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
- Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
- Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
№ п.п. | Виды деятель-ности | Планируемые мероприятия | Сроки | Оформление результатов |
1. | Организационные вопросы | Откорректировать списки следующих категорий обучающихся: • уклоняющихся от учебы в возрасте от 6 до 15 лет; • подростков, находящихся в социально опасном положении; • состоящих на внутришкольном учете; • состоящих на учете в КДН : • состоящих на учете в ОДН; • проживающих в малоимущих семьях; • проживающих в неполных семьях; • учащихся из многодетных семей; • детей-инвалидов; • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • учащихся, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях. | сентябрь, январь, май | списки, таблицы |
Обновить учётную документацию: • Ежедневной работы, • Правонарушений, совершённых в школе за летний период. | сентябрь | списки, таблицы | ||
Составление социального паспорта классов. | сентябрь | социальные паспорта | ||
Составление социального паспорта учреждения. | октябрь | классов | ||
Выявление и изучение учащихся, склонных к нарушениям правил поведения в школе и общественных местах. | в течение года | социальный паспорт | ||
Выявление и контролирование учащихся, имеющих пробелы в знании фактического учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу без уважительных причин. | в течение года | списки, рекомендации, беседы | ||
Выявление и изучение семей, создающих неблагополучные условия для жизни и учебы детей. | в течение года | списки, рекомендации, консультации | ||
Выявление и организация работы с детьми из многодетных семей и социально незащищенных семей. | в течение года | списки, рекомендации, беседы | ||
Выявление и организация работы с детьми-инвалидами, с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогической помощи. | в течение года | списки, рекомендации, консультации | ||
Выявление и контролирование учащихся, склонных к проявлению вредных зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и ПАВ. | в течение года | списки, беседы, рекомендации, консультации | ||
Выявление условий и факторов, провоцирующих отклонения в поведении учащихся. | в течение года | списки, беседы, консультации, | ||
Работа по запросам ПДН, КНД и ЗП, учащихся, родителей, учителей. | в течение года | списки | ||
Выступление по запросам классных руководителей на родительских собраниях и классных часах, в заседаниях методических советов. | в течение года | списки | ||
2. | Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся | Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. | постоянно | |
Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся. | постоянно | |||
Посредничество между личностью учащихся и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами. | постоянно | |||
Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося в учреждении, семье, в окружающей социальной среде. | постоянно | |||
3. | Работа с опекаемыми детьми | Контрольное обследование социально-бытовых условий.
| октябрь апрель | Акты обследования информации |
Сбор информации о детях, находящихся под опекой. | постоянно | Акты обследования информации | ||
Контроль за успеваемостью и поведением опекаемых обучающихся. | постоянно | Акты обследования информации | ||
Выступление на родительских собраниях. | сентябрь, декабрь, март, май | Протоколы родительских собраний | ||
4. | Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом | Консультирование классных руководителей по проведению диагностических мероприятий и тестирования. | постоянно | |
Консультации по составлению педагогических характеристик и представлений на учащихся. | в течение года | |||
Разработка рекомендаций и оказание помощи по ликвидации существующих недостатков в педагогических характеристиках и представлениях на учащихся. | в течение года | рекомендации | ||
Индивидуальные консультации для классных руководителей и специалистов. | в течение года | рекомендации | ||
Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. | в течение года | рекомендации | ||
Работа с классными руководителями по организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», подопечными детьми. | в течение года | беседы, рекомендации | ||
Выступление перед классными руководителями на педагогических советах, совещаниях. | в течение года | |||
Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни. | в течение года | Акт обследования | ||
5. | Индивидуальная работа с учащимися, состоящими: на внутришкольном учете, на учете в КДНиЗП , на учете в ГДН ОМВД | Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся: - изучение индивидуальных особенностей детей; -изучение социально-бытовых условий; -изучение социума по месту жительства. | сентябрь, по мере постановки на учет | пакет документов |
Посещение на дому учащихся, подготовка актов обследования условий жизни и воспитания. | два раза в год, по мере необходимости | акты обследования | ||
Выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, состоящими на внутришкольном учете. | в течение года | беседы, рекомендации, вызов на административный совет, на Совет профилактики | ||
Осуществление контроля за посещением уроков учащимися, состоящими на внутришкольном учете, контроль за поведением данных учащихся на уроках. | в течение года | журнал учета за посещением уроков, дисциплинарный журнал | ||
Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на внутришкольном учете, изучение условий проживания данных учащихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях. | 1 раз в месяц, по мере необходимости | акты обследования | ||
Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов учащихся, требующих особого педагогического внимания, вовлечение в различные виды положительной деятельности (кружки, спортивные секции, школьные мероприятия). | в течение года | списки учащихся, посещающих кружки и секции | ||
Психолого-педагогическая консультация и индивидуальная работа с подростками. | по мере необходимости | списки учащихся, рекомендации | ||
Проведение классных часов, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, самовольных уходов из школы оказание помощи классным руководителям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике. | в течение года | |||
Беседа сотрудников ГДН ОМВД с учащимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы. | в течение года | совместный план | ||
Составление представлений на учащихся, находящихся в:
| в течение года | представления | ||
Вызов и заслушивание учащихся и их родителей на заседаниях административного совета и Совета профилактики. | Раз в месяц, по мере необходимости | протоколы | ||
Разбор и анализ конкретных ситуаций и рассмотрение вопросов о возможном лишении родительских прав, оформление опеки(попечительства) и т.д. | по мере необходимости | протоколы | ||
Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем). | в течение года | рекомендации | ||
Анализ итогов успеваемости детей «группы риска» по четвертям и за год. | в течение года | отчет классных руководителей | ||
6. | Работа с родителями (семьями) обучающихся | Корректировка тематики родительских собраний и родительских клубов. | сентябрь | |
Внести изменения и дополнения в картотеку неблагополучных семей. | в течение года | |||
Проведение индивидуальных семейных консультаций с родителями по проблемам детей: об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, -о взаимоотношениях в семье, -о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. | в течение года | журнал | ||
Социально-педагогическое консультирование родителей по организации летнего оздоровительного отдыха детей. | апрель май | рекомендации | ||
Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков; Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ; Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей. | в течение года | |||
7. | Профилактическая работа | Заседание Совета профилактики. | по плану Совета | протоколы |
Проведение профилактических недель. | сентябрь ноябрь апрель | отчет | ||
Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений. | Постоянно | акты | ||
Рейды в семьи «группы риска». | 1 раз в месяц | акты | ||
Обследование неблагополучных семей, состоящих на учете в субъектах профилактики. | 1 раз в месяц | акты | ||
Составление актов обследования жилищно-бытовых условий подопечных детей. | ноябрь март | акты | ||
Проведение индивидуальных бесед с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов. | постоянно | журнал | ||
Проведение лекций и бесед с учащимися по различным аспектам первичной профилактики употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурении. | постоянно | лекции, доклады | ||
Предоставление информации в комиссию по делам несовершеннолетних о посещаемости школьных занятий учащимися «группы риска». | По запросу | отчет | ||
8. |
правонарушений, включающего в себя материалы материалы по профилактике ПАВ
мероприятий по тематике вреда табакокурения, алкоголя и наркотиков оформление наглядной агитации.
«Ответственность за уголовные и административные правонарушения»
состоящими на ВШУ
ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися
9. «Правила поведения на каникулах»
| октябрь ноябрь декабрь октябрь сентябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | рекомендации, доклады, лекции | |
9. | Диагностико – аналитическая деятельность | Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время (отдельно для детей «группы риска»). | сентябрь | анализ, таблица |
10. | Организационная и координационная деятельность | Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержки обучающихся:
| в течение года | |
Анализ работы социального педагога школы за 2018 – 2019 учебный год. | июнь | анализ | ||
Составление плана работы на 2018-2019 учебный год. | август | план | ||
11. | Участие в работе комиссий | Участие в работе Совета профилактики. | в течение года | протоколы |
Участие в работе административного Совета. | в течение года | протоколы | ||
Участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума. | в течение года | протоколы | ||
Участие в работе КДН. | по плану | постановления, протоколы |
План работы учителей-дефектологов службы ППС на 2018-2019 учебный год
Цель работы: Выявление и коррекция нарушений когнитивных процессов, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи.
- Диагностика и анализ уровня развития высших познавательных процессов обучающихся (воспитанников).
- Формирование групп обучающихся (воспитанников) по результатам проводимой диагностики.
- Коррекция и Развитие познавательных процессов у обучающихся (воспитанников).
- Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений когнитивных процессов у обучающихся (воспитанников).
- Консультирование педагогов, родителей (лиц их заменяющих) обучающихся (воспитанников) по вопросам коррекции имеющихся дефектов.
№ | Вид работы | Содержание | Направление деятельности | Условия реализации | Срок проведения |
1 | Аналитико-диагностическая деятельность | - Исследование уровня развития обучающихся - Определение особенностей познавательной и учебной деятельности | Изучение уровня развития обучающихся (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов) | Диагностические методики Фатековой Т.А Ахутиной Т.А Посещаемость детей | сентябрь-октябрь (входящая) апрель-май (исходящая) |
-динамическое наблюдение за развитием учащихся | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | в течении года | |||
-наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности
| Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей развития эмоционально-волевой сферы. | апрель-май | |||
2 | Коррекционно-развивающая деятельность | Развитие памяти | Содействие развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений мешающих его развитию. | Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами; | в течение учебного года |
Развитие осязания и мелкой моторики | Входит в структуру каждого коррекционного занятия | ||||
Развитие ориентировки в пространстве | |||||
Социально-бытовая ориентировка | |||||
Развитие внимания | |||||
Развитие мышления | |||||
3 | Профессиональная деятельность | Участие в работе ШМО узких специалистов; Участие в обучающих семинарах | Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий, Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи при подготовке к обучению в массовой школе. | Заинтересованность воспитателей; подготовленность к занятиям | по плану ШМО |
4 | Консультативно-просветительская деятельность | Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям | Пропаганда дефектологических знаний | Активность воспитателей, родителей и их заинтересованность | в течении учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя-логопеда на учебный год
План оформлен в таблицу (5 страниц) и имеет следующие разделы: диагностика, организационная работа, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская работа, самообразование и методичес...
План работы на 2013-2014 учебный год. Учитель-логопед Коробкина М.П.
Приоритетные направления деятельности:• совершенствование коррекционно-развивающей работы по наиболее важным направлениям;• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью д...
Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...
Воспитательный план работы на 2015 - 2016 учебный год
Мероприятия, проведённые в классе...
План работы ШМО 2016-17 учебный год
План работы ШМО учителей начальных классов 2016-17 учебный год...
ПЛАН РАБОТЫ по формированию универсальных учебных действий
Формирование УУД младших школьников...
План работы с родителями на учебный год.
Работа с родителями-очень важный момент в сплочении коллектива класса.ЦЕЛЬ: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.Включает в себя:1. ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА.2.ТЕМЫ РОДИТ...