"Смысловое чтение - обучаем,развиваем."
консультация

Мусс Мария Александровна

Смысловое чтение – что это? Это чтение со смыслом. Смысл – значит работает мозг, включается анализатор мышления.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность.

Вроде все легко и просто, но те ребята, у которых недостаточно сформированы процессы устной речи, либо не сформированы совсем, испытывают невероятный груз на своих плечах и проделывают большую тяжёлую работу для того, чтобы начать читать, а самое главное понимать прочитанное.  

В данной публикации представлено несколько  этапов освоения смыслового чтения и пробы упражнений.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon smyslovoe_chtenie.pdf1.59 МБ
Файл smyslovoe_chtenie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Смысловое чтение – обучаем, развиваем»

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

На сегодняшний день заметно увеличилось количество детей, которые приходят в первый класс и совершенно не то, что не умеют читать, а просто даже не знают буквы. И тут же, начиная с первого полугодия, «полотно дороги» обучения начинается с трещин, а затем и ямок, ну и в итоге, дорога заканчивается… ученик просто не «вывозит» весь этот «груз» по ямам и ухабам, он то и дело спотыкается, проваливается, падает.  

Сегодня мне хочется остановиться именно на данной категории учащихся, это те дети, которые приходят в школу с речевыми протоколами, где заключение ОНР или ФФНр, а если и нет протокола, то в дальнейшем, как показывает практика, он «всплывает». Поэтому эта проблема визуализируется не только в первых классах, но и «шагает» с ребенком в последующий класс.

Отвечая на вопросы какой либо викторины или какого-нибудь опросника, ответ не заставит себя ждать, если мы это с уверенностью знаем. Но некоторые вопросы могут заставить нас задумываться. И если мы не знаем данной информации, то и с ответом тяжеловато.

  Смысловое чтение – что это? Это чтение со смыслом. Смысл – значит работает мозг, включается анализатор мышления. Как значится в словарях, мышление — одно из высших проявлений процесса познавательной деятельности человека. Если говорить о чтении, то на мышлении основывается главным образом понимание, интерпретация и оценка литературы. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность.

А что делать тем, у кого недостаточно сформировались психо-речевые процессы? Набивать шишки? Ехать по «разбитой дороге», собирая все кочки и ямы? Ведь ребенок может механически научится читать, а смысловая сторона останется в стороне. Техника чтения высока, а смыслового понятия так и нет.

Логопедическая работа строится в несколько этапов:

  • закрепление образа буквы. Это самая продолжительная важная часть и основа чтения в общем. (это то, что должно было усвоится еще в детском саду, но … так и не установлена связь между зрительным образом буквы и ее слуховым эквивалентом).
  • тренировка артикуляционного аппарата с целью развития правильности чтения (речевая зарядка, фонетическая зарядка, задания на определение лишних слогов/слов). (такие упражнения полезны для всех сегодняшних учеников).
  • формирование умения понимать лексическое значение слов и предложений (понимание значений слов в прямом и в переносных значениях; уяснения смысловой связи между ними).
  • формировать умение понимать образные выражения, использованных автором (формирование умений ориентироваться в теме текста. С этой целью используются такие приёмы понимания прочитанного, как подбор синонимов, выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.  В ход могут идти задания, направленные на формирование умения отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения, тем самым, способствуя развитию умений определять смысловую структуру текста.

Вроде все легко и просто, но те ребята, у которых недостаточно сформированы процессы устной речи, либо не сформированы совсем, испытывают невероятный груз на своих плечах и проделывают большую тяжёлую работу для того, чтобы начать читать, а самое главное понимать прочитанное.  

Чем младше ребенок, тем больше ему присуща наглядно-образная форма мышления, которая зачастую подменяет обдумывание и понимание прочитанного, поэтому обязательно, в параллели, помимо речевых процессов, идет работа на развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения) в виде игр и упражнений.

Хочу сказать, что большинство детей с трудом проходят все этапы к реализации осмысленного чтения, т.к. есть недостатки в речевом развитии, недостаточная сформированность фонематического восприятия, словарь очень беден и только на уровне обихода, недостаточная поддержка дома.  

В заключении отмечу, что работа одного логопеда не выведет ученика на ровный асфальт дороги. Совместно с психологической коррекцией, классным руководителем и, конечно же, с огромной и весомой помощью родителей, в совместной работе, мы можем дать положительный настрой на учебную деятельность, желание учится, и быть успешным.

Ведь начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Чтение – ничто, осмысленное чтение- кое-что,

чтение осмысленное и прочувственное-совершенство».

А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Доклад с презентацией на МО учителей начальных классов "Танграм обучает, развивает, воспитывает."

Из опыта работы по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме "Танграм"...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....