Фонематическое недоразвитие речи.
учебно-методическое пособие по логопедии (1 класс)

Айдамирова Кристина Геннадьевна

Фонематическое недоразвитие речи. Дифференциация звуков Б - П. Логопедия. 1 класс ОВЗ ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:    логопедия, 1 класс (фонематическое недоразвитие речи)

Тема занятия:  Дифференциация звуков  Б – П.

  Этапы работы

                               Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной деятельности на занятии. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке обучающихся к продуктивной деятельности на занятии.

Задачи: создание комфортной психологической обстановки и положительного эмоционального настроя, организовать обучающихся к началу занятия, активизировать речеслуховую память, развивать фонематическое восприятие.

Метод: упражнение.

Результат:

Положительный настрой обучающихся , повышение эмоционального состояния обучающихся.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнём занятие с дыхательной гимнастики.

-Руки разведите в стороны. Потом на выдохе сложите руки на животе (ладошками на пупке). Надувайте шарик в животе – сделайте три вдоха-выдоха только животом: вдох через нос. Выдох через рот. Дыхание должно быть лёгким, без напряжения. Но струю воздуха направляйте только в живот (плечи и грудь не двигаются).

Речевая зарядка.(дети повторяют за логопедом чистоговорки).

1.Был у бабушки баран.

 Бил он бойко в барабан,

 И плясали бабочки

 Под окном у бабушки.

-Какой звук часто повторялся в стихотворении? -  (звук «б» )

2. Паня, в репьях запутавшись,упала.

    От Павла репьям-прилепалам попало.

- А в этом -  какой звук? – (звук «п»).

- Скажите, ребята, над различением каких звуков мы будем сегодня работать? ( звуков б и п ).

 - Сегодня мы продолжим работу со звуками б и п.

2.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учащимися на данном этапе:

обобщить знания по пройденной теме.

Задачи:

- дифференцировать звуки б-п  в слогах, в словах, в предложениях;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- проверить знания обучающихся по изученной теме

- способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков.

Задачи:

- закрепить умение различать звуки б-п

- закрепить понимание смысловой завершённости предложения;

- создать у обучающихся мотивационную потребность в речи;

- стимулировать речевую активность обучающихся.

Методы организации работы:

словесные

наглядные

методы стимулирования

методы оценивания.

-Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П.

-Чем они похожи?

(согласные, взрывные, губно-губные, твёрдые, могут быть мягкими).

-Чем отличаются?

   (Б – звонкий, П – глухой ).

1. Замените и произнесите слоги с парной согласной.

па – ба                       бы - пы

бо – по                       пу - бу

би – пи                       пи - би

пе – бе                        ба – па

2. –А сейчас мы будем с вами зашифровывать слова. Вместо слова со звуком  «п» -       , а вместо слова со звуком «б» -     .

( альбом, повар, аптека, басня, обычный, крепкий ).

- Сколько слов с глухим звуком «п»?  ( 3 слова ).

 -Сколько слов со звонким звуком «б»? (3 слова)

- Расшифруйте слова.

3. Разложите кубики с картинками со звуками п – б. (слева – кубики, на которых картинки со звуками  п; справа – со звуками б).

  ( бусы, собака, пуговица, ботинки, капуста, сапоги., арбуз, бинокль, пальто).

4. Отгадайте загадки. Определите место звуков б – п в отгадках.

а). Он и жёлтыё и сыпучий

     Во дворе насыпан кучей.

     Если хочешь, можешь брать.

     И играть.     ( песок)

б).Круглый,круглый                                                з) Она снаружи вроде груши,

    Сладкий, сладкий,                                                    Висит без дела днём,

    С полосатой кожей гладкой,                                   А ночью освещает дом.     ( лампочка ).

    А разрежешь – посмотри6

     Красный, красный он внутри.   ( арбуз ).              

в) В огороде вырастаю,                                             и) Я землю копала –

    А когда я созреваю,                                                    Ничуть не устала.

    Варят из меня томат,                                                  А кто мной покопал,

    В щи кладут                                                                 Тот и устал.         ( лопата ).

    И так едят.   ( помидоры ).

г) С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живёт под крылечком.   ( собака ).

д) Кто по ёлкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы?      ( белка ).

е) В воде она живёт,

    Нет клюва, а клюёт.    ( рыба ).

ж) Шевелились у цветка

     Все четыре лепестка.

     Я сорвать его хотел –

     Он вспорхнул и улетел.   ( бабочка ).

3.

Итог занятия. Рефлексия.

Цель, которую ставит учитель:

- оценить уровень знаний обучающихся по данной теме;

- научить детей объективно оценивать реалии и делать правильные выводы.

Цель, которую ставит учитель перед обучающимися на данном этапе:

- осознать свою учебную деятельность;

- уметь анализировать и дать оценку своей работе, работе одноклассников.

                                                           Зарядка.

На слова со звуком б – руки в стороны, со звуком п – вперёд, со звуками б и п – вверх.

добрый, платье. берёза, побелка, капитан, беспокоить, забота, пенал, собака, спорт, спасибо, тулуп, обед, победа.

5. Откройте тетради. Составьте и запишите схемы слов.

забор, сапоги, барабан, укроп, степь, беспокоить, пираты.

6. Вставьте пропущенные буквы б - п в слова:

…ружина, ка…лук , о…увь, …ионер, кра…ива, …ара…ан, …оезд, за…ыть, с…окойный,…есня,…о…угай, со…цтие.

6. Работа со словарём.

-Что обозначает слово «пионер»?

1. Человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой, неисследованной стране.

2. Человек, который положил начало чему-то новому в области науки, культуры.

3. Член детской организации.  

9. Напишите слова под диктовку в два столбика:

                 б                                        п

               бык                                  пол              

               кубик                              лапа

               забота                             карп

                                                       пена

( бык, лапа, пол, кубик, карп, пена, забота).

10. Работа с текстом. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните слова с буквами б и п.

                                                     Настоящий товарищ.

В классе за одной партой сидели Боря и Полина. Полина часто болела, а Боря помогал ей учить уроки. Однажды Полина поранила ногу. Ей трудно было ходить. Боря на санках повёз её в школу. Ребята сначала смеялись над мальчиком, а потом сами стали помогать Боре. Полина была благодарна ребятам. Через месяц она была здорова.

- С какими звуками и буквами мы работали?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Какое новое слово мы узнали?

- А сейчас нарисуйте на полях тетради небольшой кружок и поставьте в нём один из знаков препинания, обозначающих завершение работы.

«Точка» - на занятии было всё понятно, вы справлялись с заданиями.

«Знак вопроса» - у вас осталось ощущение, что что-то непонятно и вы справились не со всеми заданиями.

«восклицательный знак» - всё было понятно, есть уверенность, что со всеми заданиями  вы справились на отлично.

«Многоточие» - тема кажется непонятной, вы неуверенны, что всё сделали правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...