Рабочая программа учителя - логопеда
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Адаптированная рабочая программа для учащихся 1 класса с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_var.7.2_1_kl._zpr.docx62.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__ » __________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

_________/__________________/

Ф.И.О.

от «___ » ____________2020г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

_________ /_______________/

Приказ №

от «___ »___________ 2020г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих логопедических занятий для  обучающихся 1 класса

с  задержкой психического развития (7.2)


Учитель-логопед: Давыдова Н.А.

Тарбагатай, 2020

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся  с задержкой психического развития

(Вариант 7.2 подготовительный класс)

по курсу «Логопедические занятия»

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия» разработана в соответствии  с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2[1] (подготовительный класс).

           Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Инновационные для содержания образования обучающихся с ЗПР курсы коррекционно-развивающей области разрабатывались с опорой на имеющиеся диагностические материалы, адаптированные программы и методические разработки. В области логопедии таковыми являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой,  Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и другими авторами, на их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР.

         Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).  

         Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием сферы жизненной компетенции.

Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в вариативности   логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции.

         Данный курс  представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие слухового внимания и восприятия фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и  ограниченность  словаря,  недостаточная сформированность связной речи. У детей с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Курс «Логопедические занятия» способствуют не только речевому развитию,  но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Логопедическая работа с обучающимися направлена  на реализацию системы логопедической помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом недоразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия».

 Цель курса логопедических занятий: коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности  и дальнейшей социализации.

В соответствии с ПрАООП определяются  задачи курса:

  1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастик, упражнения на развития силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи).
  2. Развитие общей моторики, координации движений.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие пространственно-временных ориентировок.
  5. Устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях).
  6. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь.
  7. Развитие навыков фонематического восприятия.
  8. Развитие лексики (обогащение активного словаря, его расширение и уточнение).
  9. Развитие связной речи (простые,  распространенные предложения, составление рассказов по картинке, пересказ)
  10. Развитие грамматического строя речи.
  11. Развитие графомоторных умений,  обучение грамоте.

Основные направления логопедической работы являются:

  1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  3. Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  4. Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  5. Коррекция нарушения чтения и письма;
  6. Расширение представлений об окружающей действительности;
  7. Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является значимым нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы, обоснованным спецификой речевого развития обучающихся.

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

           В 1 дополнительном классе могут оказаться школьники с разной степенью выраженности речевой патологии. Поэтому содержание, форма организации логопедических занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные) будут определяться спецификой конкретного класса и зависеть от возможностей Образовательной организации.

            Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

           Логопедические занятия в 1 дополнительном  классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

            В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ТМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).  

               В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.

Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии. На индивидуальных занятиях  имеется возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в подгруппах и группах.

           Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени отработанности каждого звука.

            Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст  предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание).  Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника).      Инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование).  Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее  распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.

Описание места курса «Логопедические занятия» в учебном плане

         Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.

Задачи, поставленные перед обучающимися, усложняются с усложнением программных требований. Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.

Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит результативности коррекционной работы. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

          Рабочая программа рассчитана на 66 часов  (2 часа групповых занятий, 33 учебных недели).

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия. Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности нарушений речевого развития.

Ценностные ориентиры содержания образования курса

Знания и навыки, полученные обучающимися на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учебным материалом. Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. Усвоение учащимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

  • чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
  • толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе;
  • осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.

 Метапредметные результаты обучения:

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
  • работать по плану и корректировать свою деятельность;
  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • составлять описание объекта;
  • строить рассуждение;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

           Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Учитывая, что данный курс направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.

         Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • внятно и четко изложить своё высказывание;
  • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»

             Сочетание нарушений познавательной деятельности и речи препятствует формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, качественному освоению коммуникативных компетенций. При обучении учитывается структура речевого дефекта и единство коррекционного и развивающего обучения. Одним из инструментов, позволяющим не только эффективно организовать коррекционную работу с обучающимися,   является рабочая программа групповых и индивидуальных логопедических занятий.

Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит результативности коррекционной работы. На всех логопедических занятиях ведется работа по развитию мышления, внимания, памяти, мелкой моторики. С первых занятий до полного завершения работы над каждой фонемой используется наглядный материал, отдельные картинки, серии картинок, лото. Они помогают поддерживать интерес к занятиям, концентрируют внимание, вызывают положительные эмоции, а все это способствует достижению наибольшего эффекта. По каждой теме занятия в подобран лексический материал. При этом учитывается насыщенность лексической темы. Тематическое планирование включает в себя следующие направления логопедической коррекции: просодическая сторона речи, фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связная речь.

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе конкретизирована в следующих разделах:  

  • Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся обучающимся с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью. Формирование фонематического восприятия проводятся на протяжении всего периода коррекции звукопроизношения.
  • Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У школьников, не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
  • Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
  • Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
  • Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
  • Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

Планируемые результаты изучения коррекционного курса

Результатом посещения курса «Логопедические занятия» должно явиться преодоление типичных недостатков устной и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения.

По окончании учебного года логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям:

– обследование звукопроизношения;

– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

– обследование лексической стороны речи;

– обследование грамматического строя речи;

– обследование связной речи;

– обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);

– обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения.

Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

  • внятно и четко изложить своё высказывание;
  • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

  • состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
  • состояние активного словаря, понимание значений слов;
  • овладение словообразованием и словоизменением;
  • уровень связного высказывания;
  • состояние речевой коммуникации;
  • речевая активность;
  • состояние познавательных функций речи;
  • состояние навыков чтения и письма.

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса

 «Логопедические занятия» 1 (дополнительный класс)

Раздел

№п/п

Тема занятия

Примерное содержание занятий

Кол-во часов

Дата

Корректи-ровка

Оптико- пространственные представления.

1

Уточнение и развитие пространственных представлений.  

Определение схемы тела, ориентировка в собственном теле. Определение правой,  левой стороны. Развитие общего внимания.

2

Ориентировка на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Основные цвета, форма, величина предметов.  «Овощи и фрукты».

Выкладывание дорожек из геометрических  фигур справа на лево. Определение последовательности фигур. Развитие динамической координации движений пальцев рук.

3

Временные представления.

Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели.

Активизация и обобщение словаря словами, относящимися ко времени: дни недели, сутки, год.   Анализ сказки  «Старик-годовик».

Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.  

4

Речь. Устная и письменная форма речи.

Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на прослушивание (губы логопеда закрыты экраном); опознание звука по видимой артикуляции и другим зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различение гласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук.

Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу.

Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА. Уточнение органов чувств: рука, язык, ухо, нос. Обогащение словаря антонимами («большой – маленький, Холодно – тепло, тяжелый-легкий») Построение диалогов в ответах на вопросы.

5

Звуки речи. Способы образования различных звуков.

Лексическая тема «Как ты познаешь мир».

6

 Отличие гласных звуков от согласных. Звуковой анализ и синтез. Соотнесение звуков с буквами.

Лексическая тема «Наш класс. Наша школа».

Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о соответствующих им буквах. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Задания на фонематический анализ (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности).

Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам.

Уточнение предметного и глагольного словаря. Названия и назначения предметов, правила поведения в классе и в школе. Построение связного  высказывания.

7

Гласные звуки и буквы первого ряда.   Звуки «А», «У», строчные буквы.

8

Звуки «О», «Ы», строчные буквы о, ы.

9

Слова, обозначающие предметы.  Дифференциация одушевлённых и  неодушевлённых существительныхна материале  темы: «Мой дом, моя семья».

Сравнение образов строчных и заглавных букв. Уточнение функций заглавных букв. Анализ графических образов строчных и заглавных букв. Составление, прочтение и запись слов-имен собственных. Составление, запись и прочтение предложений. Закрепление представления о заглавной букве в начале предложения и заглавной букве в начале написания имен, кличек животных, названий городов и т.д.

Уточнение знаний о правилах оформления предложений с опорой на анализ данных для прочтения (на доске или на наборном полотне) текстов из 2-3 предложений

10

Обобщение знаний о звуках   «А», «У», «О», «Ы»,  и строчных букв   на материале темы:   «Моя квартира».

11-12

Дифференциация букв, сходных по начертанию

Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».

Задания на опознание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.

Задания на дифференциацию букв, сходных по начертанию, количеству и пространственному расположению элементов (с опорой на тактильно-кинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.).

(2 ч).

13

 Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного

Практическое использование в   речи одушевленных  неодушевлённых существительных. Обучение  умению отвечать на вопросы кто это? что это? и умению  задавать их.

Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов.

Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью.

Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение глагольного словаря (просыпаться, делать зарядку, завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, учиться, и т.д.). Слоговой анализ и синтез. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Составление предложений с обобщающим словом. Анализ и запись предложения. Лото «Составь слова».

Составление коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы.Уточнение представлений о признаках осени в живой и неживой природе.  

14

Звуко- буквенный анализ и синтез односложных слов. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Осень: сезонные изменения в природе».

15

Звуко- буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных   с  использованием графической схемы слова.

16

Уточнение и расширение  словарного запаса по теме:  «Деревья, кустарники, цветы». Единственное и множественное число существительных.

17-18

Упражнения в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов  односложных слов со стечением согласных.

19

 Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов.

Слогообразующая роль гласного. Составление слов из слогов. Выделение 1, 2,   слогов из слов. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Составь слова».

20

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление предложений из словосочетаний с предлогом ПО. Лото «Предложение». Повторение за логопедом слоговых дорожек с выделением голосом ударного слога. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»).

21

Ударные и безударные слоги

22-23

Выделение ударной гласной. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Домашние животные и птицы». Слова, обозначающие действие предметов. Обучение умению  отвечать на вопросы что делает? что делают? и умению задавать их.

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения

24-25

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

Уточнение представлений о буквах, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласного [И] и соответствующей ему буквы для обозначения мягкости предыдущего согласного. Сопоставление произношения соответствующих слогов, слов (Мила – мыла и т.п.). Составление слогов и слов с мягкими и твердыми звуками с применением графических схем и букв разрезной азбуки. Последующая запись слов. Упражнения в чтении слов, включающих открытые слоги с буквами А–Я, У–Ю, О–Ё, Ы–И, Э–Е.

26-27

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я.

28-29

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы – И.

30-31

Дифференциация твёрдых и  мягких согласных перед гласными О – Ё.

32

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Одежда, обувь».

33-34

Дифференциация твёрдых и  мягких согласных перед гласными У – Ю.

35-36

Обозначение мягкости согласных

с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким  знаком на конце. Схема слова.

Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов.

Чтение таких слов. Определение роли  буквы Ь для обозначения мягкости согласного звука на письме. Составление аналогичных по структуре слов из букв разрезной азбуки с последующей записью.

37-38

Обозначение мягкости согласных  с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком между согласными. Схема слова.

39

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Зима: сезонные изменения в природе».

Сезонные изменения. Работа с текстом и сюжетной картинкой.

40

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Дикие животные и птицы зимой». Согласование глаголов и имени существительного в числе.

Дикие животные

Детёныши.

41

Звуки П, П', буква П.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.).

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. Придумывание слов с глухими и звонкими звуками.

Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами.

Составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью.

Письмо под диктовку слов простого звуко-слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки.

Упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том, Толя-доля») – анализ изменения значений слов при включении звонкого или глухого звука; составление слов из букв разрезной азбуки; составление с этими словами предложений; запись пар таких слов и составленных с ними предложений.

Уточнение представлений по теме. Составление рассказов по карте местности. Учить отвечать на поставленные вопросы. Разыгрывание диалогов. Пересказы.

Согласование имён прилагательных с именем  существительным в роде. Распространение простого   двусоставного предложения определением.

42

Звуки Б, Б', буква Б.

43

Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме:  «Город». Согласование имени  прилагательного с именем  существительным в числе.

44-45

Дифференциация звуков П – Б  (Пь – Бь).

46

Звуки Т, Ть, буква Т.

47

Уточнение и расширение  словарного запаса слов по теме:  «Транспорт». Распространение  простого двусоставного  предложения прямым дополнением (существительным в В.п. в значении прямого  объекта).

48

Звуки Д, Дь, буква Д.

49-50

Дифференциация звуков Т – Д ( Ть – Дь).

51-52

Уточнение и расширение  словарного запаса слов по теме: «Профессии». Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их.

53

Звуки В, Вь, буква В.

54

Звуки Ф, Фь, буква Ф.

55-56

Дифференциация звуков  В – Ф (  Вь,  – Фь ).

57

Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме:  «Явления природы в разное время года».

58-59

Место и роль слов-синонимов, антонимов, обобщений в предложениях и текстах.

Упражнения на подбор слов с одинаковым значением и составление с ними предложений (по образцу). Задания на уточнение представлений о словах с противоположным значением. Составление с ними словосочетаний, предложений.

Анализ значений слов-обобщений на материале прослушанных текстов. Упражнения на включение обобщающих слов в предложения и связные высказывания.

Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении.

60-62

Предложение, его структура и основные признаки.

Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем. Чтение предложений. Определение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Конструирование простых по составу предложений из слов, напечатанных на карточках. Последующая запись предложений. Уточнение правил оформления предложения при записи (заглавная буква, точка в конце предложения, вопросительный или восклицательный знаки).

63-64

Словосочетание в составе предложения. Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме: «Весна: сезонные изменения в  природе».

Упражнения на выделение словосочетаний в составе предложения (слово-предмет + слово-признак; слово-действие + слово признак). Составление словосочетаний с опорой на картинки. Включение в словосочетания слов разных значений – синонимов, антонимов, обобщающих слов. Сравнение правильно и неверно составленных словосочетаний (с опорой на картинки).

65

Словоизменение. Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме: «Животный мир весной».  Обучение составлению диалога  по серии сюжетных картинок.

Упражнения на сопоставление разных форм слова в структуре высказываний (единственного и множественного числа, мужского и женского рода, разных падежных форм). Задания на анализ форм слов в словосочетании. Включение одного и того же слова в разных его формах в словосочетания и предложения. Чтение предложений и текстов с последующим анализом изменений форм одного и того же слова в разных предложениях текста. Запись слов в разных формах (изолированно, в словосочетаниях и предложениях).

66

Словообразование. Закрепление материала раздела на основе темы «Мои друзья».

Упражнения на уточнение и автоматизацию навыков образования новых слов различными способами (суффиксальным и префиксальным). Анализ значений образованных слов. Включение вновь образованных слов в различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Анализ звуко-слогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (нос–носик; дом–домик; стол-столик и т.д.).

Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ.

Свободные высказывания обучающихся о своих друзьях. Работа по составлению связного рассказа о друзьях. Задание на подбор слов для составления предложений о своем друге (слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия).

Учебно – методическое  и материально – техническое обеспечения программы

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие ОСНОВНЫЕ методические разработки и пособия:

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
  2.  Грибова, О.Е..  Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
  3. Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- 
  4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
  7. Ишимова, О.А. Логопедическая работа в школе  / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
  8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Дополнительная литература:

  1. Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
  2. Бабкина, Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
  3. Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
  4. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
  5. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1-2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
  6. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
  7. Ишимова О.А., Шаховская С.Н. Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
  8. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
  9. Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение, 2014.
  10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
  11. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144. 

Материально-техническое обеспечение

  1. Касса букв и слогов.
  2. Разрезные азбуки, таблицы слогов.
  3. Тетради, ручки, карандаши.
  4. Трафареты.
  5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
  6. Сигнальные карточки.
  7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
  8. Разнообразный демонстрационный материал.
  9. Серии сюжетных картин.
  10. Логопедическое зеркало.
  11. Логопедические зонды для постановки звуков.
  12. Доска с набором магнитов.
  13. Магнитофон и набор аудиозаписей.
  14. Диктофон для фиксации результатов диагностики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....