Дифференциация звуков [Б] - [П]
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Тема: дифференциация звуков [Б] - [П].
Лексическая тема: зимующие птицы.
Цель: научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].
Задачи:
- Научить различать звуки [Б] - [П];
- Развивать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Научить образовывать сложное слово с помощью двух основ;
- Научить изменять существительные в падежной форме;
- Расширять словарь паронимов;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать фонематические представления;
- Развивать фонематический анализ;
- Развивать графические функции;
- Развивать речевой выдох;
- Развивать зрительную память;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать зрительное внимание;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать артикуляторную моторику;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать общую моторику;
- Воспитывать умение слушать и слышать логопеда;
- Воспитывать усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_p_-_b.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: дифференциация звуков [Б] - [П].
Лексическая тема: зимующие птицы.
Цель: научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].
Задачи:
- Научить различать звуки [Б] - [П];
- Развивать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Научить образовывать сложное слово с помощью двух основ;
- Научить изменять существительные в падежной форме;
- Расширять словарь паронимов;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать фонематические представления;
- Развивать фонематический анализ;
- Развивать графические функции;
- Развивать речевой выдох;
- Развивать зрительную память;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать зрительное внимание;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать артикуляторную моторику;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать общую моторику;
- Воспитывать умение слушать и слышать логопеда;
- Воспитывать усидчивость.
Оборудование: 1) изображение подружек-феечек и их сестёр; 2) набор кружков синего и зеленого цвета; 3) картинки (воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, сорока; аист, журавль, скворец, голубь; белка, лопата, панама, кубики, помидоры, велосипед, корабль, рыба); 4) доска; 5) тетради;
6) карандаши; 7) мяч.
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент: Здравствуйте, дети! Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [Б], [П], [Б`], [П`]. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. В этом нам помогут две подружки - феечки Бам и Пам. Дети, какие первые звуки в именах подруг? А ещё у феечек есть сестрёнки: у Бам - сестра Бим, а у Пам - сестра Пим. Какие первые звуки в именах сестёр? 2. Уточнение акустической характеристики звука [Б]\[П]: Прежде чем отправится в путешествие, давайте расскажем феечкам про звуки [Б] - [П], [Б`]\[П`]. Звук [Б]\[П] согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Почему? Какого цвета кружочек возьмем? Чем эти звуки отличаются? Звук [Б`]\[П`] звонкий или глухой? Какого цвета кружочек возьмём? 3. Развитие слухового внимания: А чтобы понять куда и к кому мы отправимся, необходимо послушать стихотворение, слушайте внимательно: «Улетели птичьи стаи, Ребята, как Вы думаете куда мы пойдем в гости? А к кому? Правильно, ведь Бам и Пам и их сёстры родились зимой в лесу, поэтому лучшие их друзья – это зимующие птицы. Скажу Вам по секрету, что каждая из птичек подготовила для вас интересное задание, поэтому не подведите феечек. Вы готовы к путешествию? 4. Развитие общих речевых навыков, развитие памяти, внимания: Чтобы начать наше путешествие необходимо повторить, какие же птицы остаются у нас зимовать. А для этого мы с вами поиграем в мяч. Игра «Повторяем друг за другом»: вы называете одну зимующую птицу и передаёте мяч, следующий повторят названную птицу и дополняет своей и т.д. 5. Развитие грамматического строя речи: Птиц мы с вами повторили, а теперь, поиграем в игру «Кого из птиц мы увидим в лесу?» Например: Я увижу в лесу глухаря… Молодцы ребята! Пора отправляться в путешествие! 6. Развитие фонематического восприятия, развитие мышления: Отгадайте загадку, чтобы узнать, к какой первой птице мы пойдём: «Скачет бойко по дорожке, Игра «Повторялки»: Ребята, воробей не может разговаривать с нами на нашем языке, но мы можем попробовать поговорить с ним на его языке, итак, делимся на 4 группы, 1-ая группа говорит слоги со звуком [Б], 2-ая группа слоги со звуком [Б`], 3-я группа со звуком [П], 4-ая группа со звуком [П`]: БА-ПА ПО-БО ПЫ-БЫ ПИ-БИ БЯ-ПЯ БИ-ПУ А теперь научим воробья нашим словам: башня, поле, песня, билет, пища, банан, бинокль, помощь Отлично, здорово получилось, воробей очень рад вас видеть. 7. Развитие фонематических представлений, развитие мышления: Следующая птица, к которой мы отправимся будет: «Спинкою зеленовата Черненькая шапочка Верно, она подготовила для вас интересную игру «Измени слово» - замените первый звук [П] на звук [Б] и увидите какое новое слово получилось: почка - …, папочка - …, пашня - …, приз - …, панк - .... А теперь замените первый звук [Б] на звук [П]: бар - …, банда - …, быль - …, бот - …, бас - … Прекрасно, синичка очень довольна как вы справились с игрой. 8. Развитие фонематического восприятия, развитие мышления: Ой, смотрите, кажется кто-то стучит, кто же это: «Кто стучит в лесу с утра? Дятел подготовил для феечек подарки, но не знает, кому, какой подарить, ему необходима помощь. Игра «Чей подарок»: сейчас я буду показывать подарки, если там встречается звук [Б], [Б`], то поднимаем кружок определенного цвета, значит это подарки Бам и Бим, а если звук [П], [П`], то поднимаем другой кружок, значит это подарок Пам и Пим: Белка, лопата, панама, кубики, помидоры, велосипед, корабль, рыба Отлично! Ребята, спасибо вам за помощь, дятел благодарен вам. 9. Развитие мелкой моторики, развитие мышления: Идем в гости к следующей птице: «Чернокрылый, красногрудый, Верно, дети, а вы знали, что снегирь, это спортсмен леса, он предлагает нам размяться. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птички»: Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки Хлебушка немножко. (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой) Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»). Ребята, какие вы молодцы! Давайте скажем спасибо птичке за разминку. А нам пора идти дальше! 10. Развитие грамматического строя речи, развитие мышления: Угадайте, что за птица: «Прилетела на базар, Правильно! Она просит помочь научить её игре «Назови ласково»: я вам называю обычный предмет, а вы вороне говорите маленький (напр: белка - белочка): Воробей - …, синица - …, голубь - …, сова - …, зерно - …, хлеб - …, снегирь - …, птица - … Научили ворону игре, она очень рада. 11. Развитие грамматического строя речи, развитие мышления: Нам пора отправляться к другой птичке: «Непоседа пестрая Сорока умная птица, поэтому она вас научит новым словам, но вы ей в этом должны помочь: Игра «Составь новое слово» - закончите предложение (напр.: у журавля длинные крылья, поэтому его называют длиннокрылым): У синицы желтая грудка, поэтому её называют… У снегиря красная грудка, поэтому его называют… У сороки длинный хвост, поэтому её называют… У вороны чёрные крылья, поэтому её называют… У дятла длинный клюв, поэтому его называют… Молодцы ребята, вы познакомились с новыми словами. 12. Развитие внимания: Ребятушки, наше путешествие по зимнему лесу подходит к концу, и феечки Бам и Пам, Бим и Пим хотят проверить, как внимательно вы путешествовали и подготовили для вас игру «Четвёртый лишний» - выберите среди этих картинок одну лишнюю: Снегирь, ворона, аист, воробей. Синица, дятел, сорока, журавль. Скворец, снегирь, синица, голубь. Здорово! Молодцы! 13. Развитие фонематического анализа, развитие графических функций: Открываем тетради, 4 клетки вниз. Записываем букву, которая обозначает первый звук в моём слове, через клеточку: бант, палец, пёс, билет, пятка, банк, поднос, бег Отступаем клеточку вниз и на следующей строчке. Записываем букву, которая обозначает первый звук в моём слове, через клеточку: мак, точка, ночь, дом, кабан, мыло, нос, дыня 14. Итог занятия: Ребятки, вы большие умнички, феечки, убедились, что в гости к птицам мы не зря ходили. Что больше Вам понравилось в нашем путешествии? Какие птицы остаются зимовать у нас в лесу? Какие звуки мы сегодня учились различать? Феечки надеются, что это путешествие вы запомните надолго. Они благодарят вас за внимание и активность. До свидания! | Садятся те, кто назвал одно слово на заданный звук Звуки [Б]\[П] Звуки [Б`]\[П`] Звук [Б] согласный, есть преграда Звонкий, горлышко дрожит Синий (твёрдый) Звук [П] согласный, глухой, синий (твёрдый) Звук [Б] звонкий, а звук [П] глухой Звук [Б`] звонкий, зелёный (мягкий) Звук [П`] глухой, зелёный (мягкий) Слушают внимательно стих Мы пойдём в зимний лес, в гости к зимующим птицам Дети отвечают Воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, сорока, сова, голубь, клест, свиристель, глухарь Воробья, синицу, дятла, снегиря, ворону, сороку, сову, голубя, клеста, свиристель, глухаря Воробей Дети делятся на группы и повторяют слоги и слова за логопедом Синица Бочка, бабочка, башня, бриз, банк Пар, панда, пыль, пот, пас Дятел Дети поднимают соответствующий кружок Бам: рыба, корабль; Бим: белка, кубики; Пам: лопата, панама, помидоры; Пим: велосипед Снегирь Ребята выполняют пальчиковую гимнастику Ворона Воробушек, синичка, голубок, совушка, зёрнышко, хлебушек, снегирёк, птичка Сорока Желтогрудой Красногрудым Длиннохвостой Чернокрылой Длинноклювым Дети убирают лишнюю картинку Аист Журавль Скворец Б, П, П, Б, П, Б, П, Б М, Т, Н, Д, К, М, Н, Д Дети отвечают Воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, сорока, сова, голубь, клест, свиристель, глухарь Звуки [Б]\[П], [Б`]\[П`] До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....