Рабочая программа кружка в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Дошколенок
рабочая программа по логопедии

Гагарина Елена Сергеевна

Программа кружковой деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_doshkolenok_6-7_let.docx51.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете                                                                                     руководитель СПДС

от «___»__________2019 года                                                                                 «Дружные ребята»

/_________/. Шаповалова И.В.

Рабочая программа

кружка «Дошколенок»

вподготовительной группе (6-7 лет)

на 2019 –2020уч.г.

Руководитель кружка:

учитель-логопед Гагарина Е.С.

 Жигулевск

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                         3
  2. Цель, задачи                                                                                        5
  3. Особенности программы  Ожидаемый результат                                         6
  4. Структура занятия. Формы организации занятий                                         8
  5. Условия реализации. Оборудование для проведения занятий                                9
  6. Содержание программы                                                                         10
  7. Перспективно-тематический план кружка «Дошколенок»                                12
  8. Литература                                                                                        18

Пояснительная записка

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха произносительной

стороны речи, что служит основой овладения

навыками звукобуквенного анализа.

А.Р. Лурия

На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по  развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями, среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты.

Принимая во внимание запросы родителей, заинтересованных в том, чтобы ребёнок перед поступлением в школу научился читать, была разработана программа кружка «Дошколенок».

Новизна программы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий.

Обучение по Программе рассчитано на 1 год. Содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы.

Занятия проводятся с группой детей 1раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Рабочая программа составлена на основе разработок:

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Е.В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 –6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я».-М.: Издательство «Ювента», 2009.

 -Е. Журова, Н.В. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. М., "Школьная пресса", 2001.;

 -Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» ;

Программа адаптирована с учетом программных задач и возможностей детей. Распределение программных задач на учебный год обеспечивает комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий.

Спланировано содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобран для использования дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход к детям с разными возможностями развития. Рабочая программа описывает курс подготовки к грамоте детей 6,7лет, разработана на основе обязательного минимума содержания по подготовке к обучению грамоте для ДОУ. Рабочая программа используется при решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно задач по подготовке к обучению грамоте.


Цель программы: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук,

слог, слово, предложение.

2. Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.

3. Знакомить детей с буквами алфавита.

4. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.


Особенности программы

Программа адаптирована  с учетом программных задач и возможностей детей. Распределение

Программных задач на учебный год обеспечивает комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий. Спланировано содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобран для использования дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход к детям с разными

возможностями развития.

Рабочая программа описывает курс подготовки к грамоте детей 6,7лет, разработана на основе

Обязательного минимума содержания по подготовке к обучению грамоте для ДОУ.

Рабочая программа используется при решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно задач по подготовке к обучению грамоте.

Ожидаемый результат

В конце года дети должны:

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;

-различать гласные и согласные звуки;

-правильно ставить ударение в знакомых словах;

-правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

-владеть схематическим звуковым разбором слова;

-уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце:

-уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями; проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

-знать гигиенические правила письма

-знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

-знать правила штриховки.

-знать правила работы с тетрадью.


Формы организации занятий

Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.

На развитие фонематического и речевого слуха, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет использование различных фонетических игр, задания по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем.

Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания используются буквы, иллюстративный материал.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует выкладывание слогов, слов, предложений с помощью кассы букв, применение слоговых таблиц, разнообразных способов чтения: чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение по ступенькам, по волнам, по букварю Н.Жукова и т. д.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов; задания игрового характера.

Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения физкультминуток с речевым содержанием, упражнения для коррекции мелкой моторики.

Структура занятия:

 -Артикуляционная гимнастика или разминка;

-Анализ звука (артикуляция, характеристика)

 -Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.

-Составление схемы слова с изучаемым звуком.

-Физкультминутка

-Анализ буквы.

-Чтение слогов и слов

-Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.

Условия реализации

1. Занятия проходят в логопедическом кабинете.

2. Подбор материалов и оборудования для обучения воспитанников.

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, скороговорки, пословицы.

 4. Подбор дидактических, развивающих, словесных игр; заданий.

Оборудование для проведения занятий:

Печатные буквы большого формата;

Схемы слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты);

Дидактические игры;

Карточки с текстом для чтения;

Слоговые таблицы для составления слов;

Предметные и сюжетные картинки;

Игрушки, муляжи и пр. наглядность;

Рабочие тетради для детей 6 -7 лет;

Ресурсы интернета.


Содержаниепрограммы

Работа по подготовкедетей к обучению грамоте проводится, как совместная деятельность  педагога с детьми подготовительной к школе группе, в форме кружковой работы. Занимательная деятельность проводится раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью не более 30минут.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте в подготовительной группе

I. Формирование понятия «Предложение».

1.Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте.

2.Учить анализировать состав предложения из трёх четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом), «записывать» предложение на листе в клетку.

3.Учить различать разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения.

4.Упражнять в составлении предложений по заданной схеме.

II. Знакомство со словом.

1. Обогащать представления о словах: многозначных, родственных, противоположных и одинаковых по значению, полученных сложением двух слов, выражающих отношение к окружающему миру, неизменяемых словах.

2. Познакомить с «короткими» словами.

III. Знакомство со слогом.

1.Учитьпониматьиупотреблятьтермин«слог».

2.Формировать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры.

3. Познакомить с ударным слогом.

IV. Обучение звуковому анализу слова.

1. Формировать понятия «гласныйз вук», «согласный звук»,«ударный гласный звук».

2. Учить различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие.

3. Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове.


Перспективно-тематический план кружка «Дошколенок»

Месяц

Недели

Распределение программного содержания

Октябрь

1

2

3

4

Адаптация

Звук О. Буква О.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением. Учить определять место звука О в словах. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Звук У.Буква У.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением. Учить определять место звука У в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Звук и буква Э

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Звук и буква И

Цель: Познакомить с гласным звуком И и его условным обозначением –красный квадрат. Учить писать букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

Ноябрь

1

2

3

4

Закрепление понятия «Гласный звук»

Звуки П-Пь. Буква П

Цель: Познакомить со звуками П –Пь как глухими согласными. Познакомить со буквой Пкак письменными знаками звуков П-Пь. Учить писать печатные буквы П сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с П + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Цель: Познакомить со звуками Б –Бь как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквой Б как письменными знаками звуков Б-Бь. Учить писать печатные буквы Б сначала

по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звуки К-Кь. Буква К.

Цель: Знакомить со звуками К–Кь как  глухими согласными. и его условным обозначением. Учить определять место звука К в словах. Познакомить с буквойК как письменными знаками согласных звуков. Учить писать К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги  К + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками.

Декабрь

1

2

3

4

Звуки Х-Хь. Буква Х.

Цель: Знакомить со звуками Х –Хь как  глухими согласными. и их  условным обозначением. Учить определять место звука Хв словах. Познакомить с буквой Х как письменными знаками согласных звуков. Учить писать  Х сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги  Х + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками.

Звуки Т-Ть. Буква Т.

Цель: Знакомить со звуками Т-Ть как глухими согласными. Познакомить со буквойТ как письменными знаками звуков Т-Ти. Учить писать печатную букву Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги сТ + 10 гласных. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением –синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения.

Звуки Д-Дь. Буква Д.

Цель: Знакомить со звуками Д –Дь как звонкими согласными. Познакомить со буквой  Д как письменными знаками звуков Д-Дь. Учить писать печатные буквы Д,  сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д + 10 гласных . Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением –синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения.

Звук и буква Ы.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением. Учить определять место звука Ы в словах. Познакомить с буквой Ы как письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Январь

2

3

4

Звуки З-Зь. Буква З.

Цель: Познакомить со буквой З звуками З –ЗЬ. Учить писать печатную букву З. Учить читать слоги с З + 10 гласных. Учить читать слова.

Звуки С-Сь. Буква С.

Цель: Познакомить со буквой С, звуками С –СЬ. Учить писать печатную букву С. Учить читать слоги  С + 10 гласных. Учить читать слова.

Звуки Г-Гь. Буква Г.

Цель: Познакомить со звуками Г-ГЬ,и их условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Г как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатную  букву Г сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Г + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками.

Февраль

1

2

3

4

Звуки В-Вь. Буква В.

Цель: Познакомить со звуками В –Вь как звонкими согласными. Познакомить со буквой Вкак письменными знаками звуков В-Вь. Учить писать печатные буквыВ сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звуки Ф-Фь. Буква Ф.

Цель: Познакомить со звуками Ф –Ф как  глухими согласными. Познакомить со буквой Ф как письменными знаками звуков Ф-Ф.Учить писать печатные буквы Ф сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ф+ 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звуки М-Мь. Буква М.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука М в словах. Познакомить с буквой М как письменным обозначением звука М. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, пределятьпервыйслог в словах. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Звуки Н-Нь. Буква Н.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Н в словах. Познакомить с буквой Н как письменным обозначением звука Н. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова: луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Март

1

2

3

4

5

Закрепление понятия «Согласный звук».

Звук и буква Ш

Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуком Ш -глухим. Познакомить с печатными буквами Ш. . Учить писать печатные буквы Шсначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ш + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звук и буква Ж.

Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуками–Ж -звонкими. Познакомить с печатными буквами –Ж. . Учить писать печатные буквы Ж сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ж + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Звук и буква Щ.

Цель: Познакомить со звуками Щ –как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Щ –зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами -Щ. Учить писать печатные буквы Щ. Учить писать печатные буквы  Щ. Учить читать слоги , небольшие тексты.

Звук и буква Ч.

Цель: Познакомить со звуками Ч –как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Ч  –зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч.Учить писать печатные буквы Ч . Учить писать печатные буквы Ч. Учить читать слоги , небольшие тексты.

Апрель

1

2

3

4

Звук и буква Ц.

Цель: познакомить с согласным твердым звуком Ц. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.

Звуки Л-Ль. Буква Л.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Л в словах. Познакомить с буквой Л как письменным обозначением звука Л. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Звуки Р-Рь. Буква Р.

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Р в словах. Познакомить с буквой Р как письменным обозначением звука Р. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. . Учить читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закрепление понятия «Твердый согласный звук».

Май

2-4

Закрепление пройденного материала в играх и упражнениях.

Цель: продолжать учить соотносить звук и букву. Закпеплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Закреплять умение определять место звука в слове.

Всего( количество занятий, время):31

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

2.  Журова Л. Е., Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», М: «Школьная пресса» 2001 г.

3. Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», М: «Просвещение» 1988 г.

4. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» , М: «Мозаика-

Синтез» 2006 г.

5.  Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества ребенка», М: «Сфера», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.

Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...

Рабочая программа кружка "Театр в начальной школе"

Эта программа позволит построить работу с творческими детьми во внеурочное время. Мною она опробована и дала хорошие результаты....

Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления....

Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР

Образовательная область  программы кружка "Фантазёры"  "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная,  конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Новодугинский детский сад»    ПРИНЯТА...

Аннотация к рабочей программе воспитателя для детей 5-6 лет подготовительной к школе группы

Аннотация к рабочей программе педагогов группы № 12  Настоящая рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особен...