Рабочая программа кружка в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Дошколенок
рабочая программа по логопедии
Программа кружковой деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_doshkolenok_6-7_let.docx | 51.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
на педагогическом совете руководитель СПДС
от «___»__________2019 года «Дружные ребята»
/_________/. Шаповалова И.В.
Рабочая программа
кружка «Дошколенок»
вподготовительной группе (6-7 лет)
на 2019 –2020уч.г.
Руководитель кружка:
учитель-логопед Гагарина Е.С.
Жигулевск
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка 3
- Цель, задачи 5
- Особенности программы Ожидаемый результат 6
- Структура занятия. Формы организации занятий 8
- Условия реализации. Оборудование для проведения занятий 9
- Содержание программы 10
- Перспективно-тематический план кружка «Дошколенок» 12
- Литература 18
Пояснительная записка
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитие
фонематического слуха произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями, среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты.
Принимая во внимание запросы родителей, заинтересованных в том, чтобы ребёнок перед поступлением в школу научился читать, была разработана программа кружка «Дошколенок».
Новизна программы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий.
Обучение по Программе рассчитано на 1 год. Содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы.
Занятия проводятся с группой детей 1раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Рабочая программа составлена на основе разработок:
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Е.В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 –6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я».-М.: Издательство «Ювента», 2009.
-Е. Журова, Н.В. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. М., "Школьная пресса", 2001.;
-Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» ;
Программа адаптирована с учетом программных задач и возможностей детей. Распределение программных задач на учебный год обеспечивает комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий.
Спланировано содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобран для использования дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход к детям с разными возможностями развития. Рабочая программа описывает курс подготовки к грамоте детей 6,7лет, разработана на основе обязательного минимума содержания по подготовке к обучению грамоте для ДОУ. Рабочая программа используется при решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно задач по подготовке к обучению грамоте.
Цель программы: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук,
слог, слово, предложение.
2. Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
3. Знакомить детей с буквами алфавита.
4. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.
Особенности программы
Программа адаптирована с учетом программных задач и возможностей детей. Распределение
Программных задач на учебный год обеспечивает комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий. Спланировано содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобран для использования дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход к детям с разными
возможностями развития.
Рабочая программа описывает курс подготовки к грамоте детей 6,7лет, разработана на основе
Обязательного минимума содержания по подготовке к обучению грамоте для ДОУ.
Рабочая программа используется при решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно задач по подготовке к обучению грамоте.
Ожидаемый результат
В конце года дети должны:
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
-различать гласные и согласные звуки;
-правильно ставить ударение в знакомых словах;
-правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
-владеть схематическим звуковым разбором слова;
-уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце:
-уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями; проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
-знать гигиенические правила письма
-знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
-знать правила штриховки.
-знать правила работы с тетрадью.
Формы организации занятий
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
На развитие фонематического и речевого слуха, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет использование различных фонетических игр, задания по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем.
Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания используются буквы, иллюстративный материал.
Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует выкладывание слогов, слов, предложений с помощью кассы букв, применение слоговых таблиц, разнообразных способов чтения: чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение по ступенькам, по волнам, по букварю Н.Жукова и т. д.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов; задания игрового характера.
Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения физкультминуток с речевым содержанием, упражнения для коррекции мелкой моторики.
Структура занятия:
-Артикуляционная гимнастика или разминка;
-Анализ звука (артикуляция, характеристика)
-Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.
-Составление схемы слова с изучаемым звуком.
-Физкультминутка
-Анализ буквы.
-Чтение слогов и слов
-Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.
Условия реализации
1. Занятия проходят в логопедическом кабинете.
2. Подбор материалов и оборудования для обучения воспитанников.
3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, скороговорки, пословицы.
4. Подбор дидактических, развивающих, словесных игр; заданий.
Оборудование для проведения занятий:
Печатные буквы большого формата;
Схемы слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты);
Дидактические игры;
Карточки с текстом для чтения;
Слоговые таблицы для составления слов;
Предметные и сюжетные картинки;
Игрушки, муляжи и пр. наглядность;
Рабочие тетради для детей 6 -7 лет;
Ресурсы интернета.
Содержаниепрограммы
Работа по подготовкедетей к обучению грамоте проводится, как совместная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группе, в форме кружковой работы. Занимательная деятельность проводится раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью не более 30минут.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте в подготовительной группе
I. Формирование понятия «Предложение».
1.Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте.
2.Учить анализировать состав предложения из трёх четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом), «записывать» предложение на листе в клетку.
3.Учить различать разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения.
4.Упражнять в составлении предложений по заданной схеме.
II. Знакомство со словом.
1. Обогащать представления о словах: многозначных, родственных, противоположных и одинаковых по значению, полученных сложением двух слов, выражающих отношение к окружающему миру, неизменяемых словах.
2. Познакомить с «короткими» словами.
III. Знакомство со слогом.
1.Учитьпониматьиупотреблятьтермин«слог».
2.Формировать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры.
3. Познакомить с ударным слогом.
IV. Обучение звуковому анализу слова.
1. Формировать понятия «гласныйз вук», «согласный звук»,«ударный гласный звук».
2. Учить различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие.
3. Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове.
Перспективно-тематический план кружка «Дошколенок»
Месяц | Недели | Распределение программного содержания |
Октябрь | 1 2 3 4 | Адаптация Звук О. Буква О. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением. Учить определять место звука О в словах. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Звук У.Буква У. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением. Учить определять место звука У в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Звук и буква Э Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Звук и буква И Цель: Познакомить с гласным звуком И и его условным обозначением –красный квадрат. Учить писать букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Закрепление понятия «Гласный звук» Звуки П-Пь. Буква П Цель: Познакомить со звуками П –Пь как глухими согласными. Познакомить со буквой Пкак письменными знаками звуков П-Пь. Учить писать печатные буквы П сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с П + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звуки Б-Бь. Буква Б. Цель: Познакомить со звуками Б –Бь как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквой Б как письменными знаками звуков Б-Бь. Учить писать печатные буквы Б сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звуки К-Кь. Буква К. Цель: Знакомить со звуками К–Кь как глухими согласными. и его условным обозначением. Учить определять место звука К в словах. Познакомить с буквойК как письменными знаками согласных звуков. Учить писать К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги К + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками. |
Декабрь | 1 2 3 4 | Звуки Х-Хь. Буква Х. Цель: Знакомить со звуками Х –Хь как глухими согласными. и их условным обозначением. Учить определять место звука Хв словах. Познакомить с буквой Х как письменными знаками согласных звуков. Учить писать Х сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги Х + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками. Звуки Т-Ть. Буква Т. Цель: Знакомить со звуками Т-Ть как глухими согласными. Познакомить со буквойТ как письменными знаками звуков Т-Ти. Учить писать печатную букву Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги сТ + 10 гласных. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением –синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения. Звуки Д-Дь. Буква Д. Цель: Знакомить со звуками Д –Дь как звонкими согласными. Познакомить со буквой Д как письменными знаками звуков Д-Дь. Учить писать печатные буквы Д, сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д + 10 гласных . Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением –синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения. Звук и буква Ы. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением. Учить определять место звука Ы в словах. Познакомить с буквой Ы как письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Январь | 2 3 4 | Звуки З-Зь. Буква З. Цель: Познакомить со буквой З звуками З –ЗЬ. Учить писать печатную букву З. Учить читать слоги с З + 10 гласных. Учить читать слова. Звуки С-Сь. Буква С. Цель: Познакомить со буквой С, звуками С –СЬ. Учить писать печатную букву С. Учить читать слоги С + 10 гласных. Учить читать слова. Звуки Г-Гь. Буква Г. Цель: Познакомить со звуками Г-ГЬ,и их условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Г как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатную букву Г сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Г + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками. |
Февраль | 1 2 3 4 | Звуки В-Вь. Буква В. Цель: Познакомить со звуками В –Вь как звонкими согласными. Познакомить со буквой Вкак письменными знаками звуков В-Вь. Учить писать печатные буквыВ сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Цель: Познакомить со звуками Ф –Ф как глухими согласными. Познакомить со буквой Ф как письменными знаками звуков Ф-Ф.Учить писать печатные буквы Ф сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ф+ 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звуки М-Мь. Буква М. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука М в словах. Познакомить с буквой М как письменным обозначением звука М. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, пределятьпервыйслог в словах. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Звуки Н-Нь. Буква Н. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Н в словах. Познакомить с буквой Н как письменным обозначением звука Н. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова: луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
Март | 1 2 3 4 5 | Закрепление понятия «Согласный звук». Звук и буква Ш Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуком Ш -глухим. Познакомить с печатными буквами Ш. . Учить писать печатные буквы Шсначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ш + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звук и буква Ж. Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуками–Ж -звонкими. Познакомить с печатными буквами –Ж. . Учить писать печатные буквы Ж сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ж + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. Звук и буква Щ. Цель: Познакомить со звуками Щ –как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Щ –зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами -Щ. Учить писать печатные буквы Щ. Учить писать печатные буквы Щ. Учить читать слоги , небольшие тексты. Звук и буква Ч. Цель: Познакомить со звуками Ч –как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Ч –зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч.Учить писать печатные буквы Ч . Учить писать печатные буквы Ч. Учить читать слоги , небольшие тексты. |
Апрель | 1 2 3 4 | Звук и буква Ц. Цель: познакомить с согласным твердым звуком Ц. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. Звуки Л-Ль. Буква Л. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Л в словах. Познакомить с буквой Л как письменным обозначением звука Л. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Звуки Р-Рь. Буква Р. Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Р в словах. Познакомить с буквой Р как письменным обозначением звука Р. Учить писать печатную букву используя ее образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. . Учить читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закрепление понятия «Твердый согласный звук». |
Май | 2-4 | Закрепление пройденного материала в играх и упражнениях. Цель: продолжать учить соотносить звук и букву. Закпеплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Закреплять умение определять место звука в слове. |
Всего( количество занятий, время):31
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», М: «Школьная пресса» 2001 г.
3. Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», М: «Просвещение» 1988 г.
4. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» , М: «Мозаика-
Синтез» 2006 г.
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества ребенка», М: «Сфера», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.
Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...
Рабочая программа кружка "Театр в начальной школе"
Эта программа позволит построить работу с творческими детьми во внеурочное время. Мною она опробована и дала хорошие результаты....
Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления....
Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
Образовательная область программы кружка "Фантазёры" "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная, конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новодугинский детский сад» ПРИНЯТА...
Аннотация к рабочей программе воспитателя для детей 5-6 лет подготовительной к школе группы
Аннотация к рабочей программе педагогов группы № 12 Настоящая рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особен...