Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности « Детская риторика»
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Программа кружка "Детская риторика" рассчитана на детей 9-10 лет.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи, развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozdino_detskaya_ritorika_3_klass_20-21.docx | 86.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального района «Усть – Куломский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Помоздинская средняя общеобразовательная школа им. В.Т. Чисталева.
Рассмотрено: на заседании педсовета протокол № 4 от 15.01.2020 г. | Утверждаю: Директор школы Шомысова Л.В. Приказ № 108 от 25.05.2020 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности « Детская риторика»
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Игнатова Н.В.
с. Помоздино, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Детская риторика» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
• Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные) (Приложение к Письму Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 19.09.2019г.№ 07-13/631).
Направленность программы - социально - педагогическая
Актуальность. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Отличительная особенность программы
Данная программа развивает у учащихся творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи, развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов.
Адресаты программы. Программа кружка « Детская риторика» рассчитана на детей 9 -10 лет, наполняемость групп 14-16 человек, условия приёма детей – по заявлению родителей (законных представителей).
Вид программы по уровню освоения – Базовый уровень.
Объём программы. Общее число часов в год – 68 (по 2 часа в неделю).
Сроки реализации – 1 год
Формы обучения – очная.
Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями перерыв не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Состав группы – постоянный; Форма проведения – групповая/работа в малых группах/индивидуально.
Формы и методы организации образовательного процесса
Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации занятий:
-беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры;
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, творческие конкурсы.
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учащимися сама жизнь.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение;
- развивать умение содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Развивающие:
- создавать условия для общего развития, реализации творческих способностей;
- развивать речь, в частности, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- развивать умение составлять тексты собственного сочинения различной тематики.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь;
- развитие патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Содержание программы.
Учебный план.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | теория | практика | Формы контроля | |
1 | Наука риторика | 8 | 4 | 4 | Промежуточный | |
2 | Учимся говорить | 10 | 4 | 6 | Инсценирование диалога | |
3 | Похвала (комплимент) | 2 | 1 | 1 | Инсценирование диалога | |
4 | Слушаем, вдумываемся | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
5 | Учимся читать, писать | 6 | 3 | 3 | Выразительное чтение | |
6 | Вежливое общение | 4 | 2 | 2 | Инсценирование диалога | |
7 | Разные тексты | 4 | 2 | 2 | Составление текстов в художественном стиле. Сочинение-повествование с элементами описания. | |
8 | Правильная речь | 6 | 3 | 3 | Выразительное чтение | |
9 | Правила успешного пересказа | 8 | 3 | 5 | Выразительное исполнение текста | |
10. | Поздравляю тебя… вас | 4 | 2 | 2 | Практическая работа. Сочинение поздравительного текста. | |
11. | Учись объяснять и доказывать | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
12 | Что общего – чем отличаются | 8 | 4 | 4 | Редактирование текста. Выставка. | |
Итог | 68 | 32 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Наука риторика.
Теория: Наука риторика, ее задачи, значение в жизни людей. Анализ своей и чужой речи.
Практика:Задачи общения. Коммуникативные профессии.
Тема 2. Учимся говорить.
Теория: Различия между подготовленной и неподготовленной речью.
Практика:Приемы подготовки устного высказывания.
Тема 3. Похвала (комплимент).
Теория: Оценка похвалы с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения.
Практика: Умение выражать похвалу и отвечать на нее в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Тема 4. Слушаем, вдумываемся.
Теория: Задачи слушания. Уместное использование сигналов внимательного слушателя.
Практика: Использование приемов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Тема 5. Учимся читать, писать.
Теория:Анализ роли различных выделений в тексте.
Практика: Приемы редактирования текста (вставка, замена слова, словосочетания, исключение ненужного и т. д.).
Тема 6. Вежливое общение.
Теория: Определение вежливости.
Практика: Анализ своей и чужой степени вежливости в различных ситуациях. Соответствие вежливых слов добрым делам.
Тема 7. Разные тексты.
Теория: Признаки текста, типы текста. Отличие письменных и устных текстов.
Практика: Характеристика разных текстов с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различия между диалогом и монологом.
Тема 8. Правильная речь.
Теория: Умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарем для успешного взаимопонимания и общения.
Тема 9. Правила успешного пересказа.
Практика: Способы сжатия текста по сравнению с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщенного изложения текста.
Тема 10. Поздравляю тебя… вас.
Практика: Анализ структуры устного и письменного поздравления. Оценка поздравления с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Тема 11. Учись объяснять и доказывать.
Практика: Анализ известных структур рассуждения. Объяснение роли правила и цитаты в рассуждении.
Тема 12. Что общего – чем отличаются.
Практика: Анализ сравнительных описаний и их структуры. Правила сравнения. Способы построения сравнительных описаний – последовательное или параллельное сравнение. Риторические игры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Дата проведения по факту |
НАУКА РИТОРИКА (8 ЧАСА) | ||||
1 |
| 2 | ||
| 2 | |||
| 2 | |||
| 2 | |||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (10 Ч) | ||||
2 | 2.1. Неподготовленная речь. | 2 | ||
2.2. Подготовленная речь. | 2 | |||
2.3. Подготовленная речь | 2 | |||
2.4. Приемы подготовки. | 2 | |||
2.5. Говорим подробно, кратко. | 2 | |||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) (2 Ч) | ||||
3 | Похвала (комплимент) | 2 | ||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ (4 Ч) | ||||
4 | 4.1. Слушаем, вдумываемся | 2 | ||
4.2. Слушаем по-разному | 2 | |||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (6 Ч) | ||||
5 | 5.1. Читаем учебные тексты | 2 | ||
5.2. Учимся писать, редактировать | 2 | |||
5.3. Как исправить текст? (Правка текста). | 2 | |||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (4 Ч) | ||||
6 | 6.1. Что такое вежливость | 2 | ||
6.2. Добрые слова – добрые дела | 2 | |||
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (4 Ч) | ||||
7 | 7.1. Проверь себя. Тексты разные нужны. | 2 | ||
7.2. Диалог и монолог | 2 | |||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ (6 Ч) | ||||
8 | 8.1. Пиши правильно! | 2 | ||
8.2. Произноси правильно! | 2 | |||
8.3. Употребляй слова правильно! | 2 | |||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА (8 Ч) | ||||
9 | 9.1. Пересказ. | 2 | ||
9.2. Выбери нужное (Выборочный пересказ) | 2 | |||
9.3. Цитата в пересказе | 2 | |||
9.4. Кратко о книге (аннотация) | 2 | |||
ПОЗДРАВЛЯЕМ ТЕБЯ…ВАС (4 Ч) | ||||
10 | 10.1. Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | 2 | ||
10.2. С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 2 | |||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (4 Ч) | ||||
11 | 11.1. Рассуждение, вывод в рассуждении. | 2 | ||
11.2. Правило и цитата в доказательстве | 2 | |||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ (8 Ч) | ||||
12 | 12.1. Сравни и скажи. | 2 | ||
12.2. Правила сравнения. | 2 | |||
12.3. Как строятся сравнительные тексты. | 2 | |||
12.4. Риторический урок-фестиваль | 2 | |||
Итого | 68 |
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
– формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметные результаты:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Комплекс организационно педагогических условий
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
1. Помещение для занятий.
3. Аудио-видео-техника (телевизор, медиа - проектор, компьютер и т.д.)
4. Методическая литература
Формы аттестации – контроля
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью проведения
тестов, викторин, интеллектуальных конкурсов, творческих олимпиад.
Формы аттестации.
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся используются такие способы, как:
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с обучающимися, родителями;
- анализ творческих работ.
Для проведения промежуточной аттестации: просмотр работ за истекший период, собеседование, тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:
- защита и презентация творческих работ и проектов;
- тестирование.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Оценка овладения обучающимися речевыми компетентностями (после прохождения соответствующего раздела).
• Проведение выставок творческих работ обучающихся.
• Участие в конкурсах.
• Тестирование, собеседование.
Внешний контроль
После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.
Внутренний контроль
Предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.
Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Методические материалы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1)Портреты первых первопечатников.
2)Детские книги для чтения.
3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
4) Наглядности (таблицы, схемы).
5) Справочники
6) Словари
Литература
Литература для учащихся:
- Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. / Т.А.Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
- Бурау И.Я. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
- Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
Литература для учителя:
- Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. / Т.А.Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
- Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: Методические рекомендации для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально – педагогической направленности «Росток»
Подготовка к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»
Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...