Как помочь ребенку с дисграфией: советы родителям
консультация (1, 2, 3 класс)
Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку с дисграфией: советы родителям
Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.
Я помогу вам понять, есть ли у ваших детей склонность к дисграфии, и расскажу о способах ее коррекции.
Не игнорируйте проблему.
Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе: пороки внутриутробного развития; родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет; тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему); опухоли головного мозга; задержки психического развития; речевые нарушения. В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом.
Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия. При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.
Будьте терпеливыми.
Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок.
Наиболее распространены следующие:
- путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
- написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
- зеркальное отображение букв;
- перестановка слогов в словах;
- добавление в слова лишних слогов или букв;
- отсутствие в словах окончаний;
- несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
- нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.
Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.
Организуйте место учебы.
Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.
Избегайте переутомления.
У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.
Играйте с ребенком.
Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Проговаривайте проблемные слова.
Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.
Читайте вслух.
Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами. Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.
Обеспечьте ребенку моральную поддержку.
При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки. В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи. По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания. Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-345445-1457451234.jpg)
Готовность ребенка к школе (советы родителям и начинающим учителям)
Данный материал можно использовать на родительском собрании будущих первоклассников, родители с интересом послушают лекцию и проанализируют возможности своего ребенка. Начинающий учитель найдет ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383018-1389770214.jpg)
Как помочь ребенку на каникулах. Советы родителям.
Каникулы - всегда любимое и радостное время для наших детей! Но в каникулы надо успеть "подтянуть хвосты", а после каникул надо сразу быстро вклячиться в учебу и не сбавлять темп.О том, как грам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/24/picture-324875-1382610064.jpg)
Как помочь ребенку-дисграфику, консультация для родителей.
Консультациядля родителей. Может выдаваться в виде памяток для родителей....
как помочь ребенку учиться (лекторий для родителей)
"Как помочь ребенку учиться" (лекторий для родителей)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-272824-1373908021.jpg)
Памятка для родителей "Как помочь ребёнку освоить УУД?" Советы родителям по формированию универсальных учебных действий у школьников".
Как родителям помочь развить универсальные учебные действия у своих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-725118-1571735053.jpg)
Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям
Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» – это журнал с фотографиями разных стран, – говорит он. – А вот книжки толстые – все занудные. В школе нам зада...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-466440-1566578072.jpg)
"Как помочь ребенку-второкласснику?". Секреты для родителей по поддержке ребенка в данный период.
Переход ребенка во второй класс знаменуется тем, что обязательными становятся домашние задания, а детям начинают ставить отметки. Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты дл...
Комментарии
Анастасия
Хорошие рекомендации, спасибо за советы. Теперь хоть мне стало понятно, что за проблема у сына.