Как помочь ребенку-дисграфику, консультация для родителей.
консультация по логопедии по теме
Консультациядля родителей. Может выдаваться в виде памяток для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.kak_pomoch_rebenku_sovety_roditelyam.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку-дисграфику
Составила учитель-логопед МБОУСОШ №7 г.Североморск Мурманской обл.
Долотова Анна Юрьевна
(рекомендации для родителей младших школьников)
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
Выделяют пять форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая;
- Оптическая;
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- Акустическая;
- Аграмматическая.
На то, что у Вашего ребенка могут возникнуть те или иные трудности при освоении письма, могут указать некоторые факторы.
На что нужно обратить внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Несколько советов о помощи в приготовлении домашнего задания:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у детей с нарушением письма выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться.
Красивому почерку научить можно. Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени(обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
Хитрости в выборе канцелярских принадлежностей
- Место «хватки» ручки или карандаша должно быть покрыто рёбрышками или пупырышками.
- Корпус ручки должен быть трёхгранным, карандаша – шестигранным.
- Предпочтительнее пользоваться гелевыми ручками (можно и перьевыми).
Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
КАК ПИСАТЬ ПОД ДИКТОВКУ
- Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объёмом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у ребёнка должно затрачиваться не менее часа времени.
- Текст прочитывается целиком. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
- Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь школьнику готовить домашние задания"
В материале даны рекомендации для родителей по организации помощи ребёнку в подготовке домашних заданий....
Консультация для родителей на тему: "Злой и гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?"
Предложены методические рекомендации по организации работы с данными детьми и выбора стиля общения....
Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя
(Памятка для работы всех учителей)Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия ...
Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку выучить стихотворение".
Эта памятка поможет родителям выстроить свою работу с ребёнком по заучиванию стихотворения наизусть....
Консультация для родителей на тему "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков"
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Консультация для родителей "Трудные дети: как помочь им преодолеть трудности?
В консультации даны рекомендации родителям по воспитанию "трудных" детей, установлению с ними добрых, доверительных отношений для их преодоления....
Консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться"
Данный буклет-консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться" оформлена по материалам учебно-методического пособия "Организация занятий в специа...