ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ Речевая подготовка детей к школе
консультация по логопедии (1 класс)

Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ

Речевая подготовка детей к школе

Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

        Поступление в школу – важный этап как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности. И у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой.

        Недостаточно развитая речь негативно отражается на успеваемости ребенка, затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер, препятствует успешному обучению в школе  

      Основное место в подготовке детей к школе следует уделять развитию речи.

      Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом.

       У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи.  Поэтому очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения грамоте.

            

                         Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Существуют важные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка, овладением учебным материалом и  как средство общения. Перечислим их:

  • состояние звукопроизношения – к 7 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи;
  • полная сформированность фонематических процессов – он должен уметь слышать звуки речи и различать их, дифференцировать, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове, посчитать количество звуков в слове, т.е. владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза;
  • состояние слоговой структуры слова – уметь произносить слова сложной слоговой структуры – со стечениями согласных, многосложных слов типа – велосипедист, экскаватор;
  • состояние словарного запаса – в активном словаре у ребенка должны быть в наличии все части речи, он должен понимать значение предлогов, знать обобщающие слова (мебель, насекомые, одежда и др.). Уметь подбирать и использовать в речи синонимы, антонимы, знать пословицы, поговорки, уметь понимать смысл фразеологических оборотов (переносный смысл слов)  в речи и использовать в своей речи (У папы железный характер. У мамы золотые руки.);
  • словообразование - уметь правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательным значением (стул-стульчик), словоизменение (дерево-деревья), согласование (красный шар, чистое окошко, ласковая кошка), управление (иду в школу, перелез через забор);
  • выделять звуковые и смысловые различия между словами (майка-чайка- гайка-лайка), (нос –часть лица, нос- часть корабля);
  • образовывать прилагательные от существительных (бумага-бумажный, шляпа из соломы - соломенная шляпа);
  • сформированность грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Уметь отвечать полным предложением, пользоваться развернутой фразовой речью. Уметь работать с предложением;
  • состояние связной речи: пересказать сказку, составить рассказ по сюжетной картинке. Уметь формулировать вопросы, развернуто и полно отвечать на них. Запоминать и пересказывать небольшие тексты, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного.

 

              Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

 Часто родители задают вопрос: «А как заниматься с ребенком?» -Очень просто! Ребенок учится играя. Для этого родителям необходимо подобрать игровой речевой материал. Обратиться к логопеду, воспитателю - они помогут вам с подборкой необходимого речевого материала. Сейчас издается много дидактической литературы по этой теме.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д.   Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

 Предлагаю вам поиграть с ребенком в следующие речевые игры.

  1. Это могут быть игры со звуками, буквами, слогами:

- Кто больше придумает слов со звуком «Р».

-Где находится звук в слове (в начале, конце или в середине слова)?

-Замени звук «Р» в слове (роса) на звук «К» и получи новое слово (коса).

-Какие буквы можно выложить из 2,3,4-х палочек? Составь с ними слова и прочитай их, придумай с каждым словом предложение.

-Кто больше придумает слов со слогом «МУ»? (мука, музыка, Мурка, музыкант, муха, мухомор).

  1. Игры со словами:

-Какое слово лишнее и почему?  (волк, лиса, кошка, белка).

-Отгадай профессию по наводящим словам – варит, жарит, выпекает, готовит еду (повар) и т.д.

-Слова наоборот: сильный- слабый, умный-глупый…

-Один-много: окно – окна, рука – руки, стул – стулья…

-У кого кто? У кошки – котенок, у овцы – ягненок, у воробья – птенец…

-Кто где живет? У кого какое жилище? - Белка в дупле, сорока в гнезде…

-Кто кем будет?  Щенок – собакой, цыпленок – петушком или курочкой...

-Кто что и как ест? - лакает, клюет, грызет, жует…

-Какой? Какая? Какое?   Окно – большое, чистое; мышка – серенькая,      маленькая, пугливая, осторожная; стол – новый, деревянный,  дорогой…

- Кто кем был?  Лошадь – жеребенком, мышка – мышонком…

- Кто больше вспомнит названия цветов? – роза, пион….

-Узнай предмет по описанию –туловище, голова, ноги, грива, хвост -       лошадь….

  1. Игры с предложением:

-Кто больше придумает предложений со словом?  (яблоко, ведро, дерево… )

-Вопросы-ответы. Почему мальчик испачкал руки? Зачем мама готовит  завтрак?...

-Как сказать по другому?  Компот из яблок – яблочный компот, дом из дерева -

деревянный дом…

-Узнай предмет по описанию: железная, острая, с ушком, нужна для вышивания – игла…        

-Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить -свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Мягким? Вкусным? И др.

4.Игры на развитие связной речи.

Чтение сказок, стихов , художественных произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.  Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.

Читайте с ребенком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.

Можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить ему свободу действий. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте. 

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамотной.

Заканчивая тему о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, чем богаче и правильнее у ребенка станет речь, тем успешней он будет усваивать школьный материал.

                                                                                        Учитель-логопед Андрюшина О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...

Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....

Родительское собрание на тему: "Подготовка ребёнка к школе"

Готов ли Ваш ребёнок к школе? Ответы на вопросы найдёте здесь....

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Презентация выступления на родительском собрании по теме: "Осанка детей 6-7 лет, первоклассников"

Презентация  поможет классному руководителю напомнить родителям о необходимости  следить за осанкой  детей....