ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ Речевая подготовка детей к школе
консультация по логопедии (1 класс)
Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ Речевая подготовка детей к школе | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ
Речевая подготовка детей к школе
Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Поступление в школу – важный этап как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности. И у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой.
Недостаточно развитая речь негативно отражается на успеваемости ребенка, затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер, препятствует успешному обучению в школе
Основное место в подготовке детей к школе следует уделять развитию речи.
Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи. Поэтому очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения грамоте.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют важные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка, овладением учебным материалом и как средство общения. Перечислим их:
- состояние звукопроизношения – к 7 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи;
- полная сформированность фонематических процессов – он должен уметь слышать звуки речи и различать их, дифференцировать, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове, посчитать количество звуков в слове, т.е. владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза;
- состояние слоговой структуры слова – уметь произносить слова сложной слоговой структуры – со стечениями согласных, многосложных слов типа – велосипедист, экскаватор;
- состояние словарного запаса – в активном словаре у ребенка должны быть в наличии все части речи, он должен понимать значение предлогов, знать обобщающие слова (мебель, насекомые, одежда и др.). Уметь подбирать и использовать в речи синонимы, антонимы, знать пословицы, поговорки, уметь понимать смысл фразеологических оборотов (переносный смысл слов) в речи и использовать в своей речи (У папы железный характер. У мамы золотые руки.);
- словообразование - уметь правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательным значением (стул-стульчик), словоизменение (дерево-деревья), согласование (красный шар, чистое окошко, ласковая кошка), управление (иду в школу, перелез через забор);
- выделять звуковые и смысловые различия между словами (майка-чайка- гайка-лайка), (нос –часть лица, нос- часть корабля);
- образовывать прилагательные от существительных (бумага-бумажный, шляпа из соломы - соломенная шляпа);
- сформированность грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Уметь отвечать полным предложением, пользоваться развернутой фразовой речью. Уметь работать с предложением;
- состояние связной речи: пересказать сказку, составить рассказ по сюжетной картинке. Уметь формулировать вопросы, развернуто и полно отвечать на них. Запоминать и пересказывать небольшие тексты, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Часто родители задают вопрос: «А как заниматься с ребенком?» -Очень просто! Ребенок учится играя. Для этого родителям необходимо подобрать игровой речевой материал. Обратиться к логопеду, воспитателю - они помогут вам с подборкой необходимого речевого материала. Сейчас издается много дидактической литературы по этой теме.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Предлагаю вам поиграть с ребенком в следующие речевые игры.
- Это могут быть игры со звуками, буквами, слогами:
- Кто больше придумает слов со звуком «Р».
-Где находится звук в слове (в начале, конце или в середине слова)?
-Замени звук «Р» в слове (роса) на звук «К» и получи новое слово (коса).
-Какие буквы можно выложить из 2,3,4-х палочек? Составь с ними слова и прочитай их, придумай с каждым словом предложение.
-Кто больше придумает слов со слогом «МУ»? (мука, музыка, Мурка, музыкант, муха, мухомор).
- Игры со словами:
-Какое слово лишнее и почему? (волк, лиса, кошка, белка).
-Отгадай профессию по наводящим словам – варит, жарит, выпекает, готовит еду (повар) и т.д.
-Слова наоборот: сильный- слабый, умный-глупый…
-Один-много: окно – окна, рука – руки, стул – стулья…
-У кого кто? У кошки – котенок, у овцы – ягненок, у воробья – птенец…
-Кто где живет? У кого какое жилище? - Белка в дупле, сорока в гнезде…
-Кто кем будет? Щенок – собакой, цыпленок – петушком или курочкой...
-Кто что и как ест? - лакает, клюет, грызет, жует…
-Какой? Какая? Какое? Окно – большое, чистое; мышка – серенькая, маленькая, пугливая, осторожная; стол – новый, деревянный, дорогой…
- Кто кем был? Лошадь – жеребенком, мышка – мышонком…
- Кто больше вспомнит названия цветов? – роза, пион….
-Узнай предмет по описанию –туловище, голова, ноги, грива, хвост - лошадь….
- Игры с предложением:
-Кто больше придумает предложений со словом? (яблоко, ведро, дерево… )
-Вопросы-ответы. Почему мальчик испачкал руки? Зачем мама готовит завтрак?...
-Как сказать по другому? Компот из яблок – яблочный компот, дом из дерева -
деревянный дом…
-Узнай предмет по описанию: железная, острая, с ушком, нужна для вышивания – игла…
-Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить -свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Мягким? Вкусным? И др.
4.Игры на развитие связной речи.
Чтение сказок, стихов , художественных произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.
Читайте с ребенком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.
Можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить ему свободу действий. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамотной.
Заканчивая тему о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, чем богаче и правильнее у ребенка станет речь, тем успешней он будет усваивать школьный материал.
Учитель-логопед Андрюшина О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...
Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....
Родительское собрание на тему: "Подготовка ребёнка к школе"
Готов ли Ваш ребёнок к школе? Ответы на вопросы найдёте здесь....
Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».
Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...
Презентация выступления на родительском собрании по теме: "Осанка детей 6-7 лет, первоклассников"
Презентация поможет классному руководителю напомнить родителям о необходимости следить за осанкой детей....
Выступление на родительском собрании на тему "УМК "Перспективная начальная школа"
Описываются основные моменты данного УМК...
Родительское собрание по теме "Подготовка ребенка в школе"
Разработка родительского собрания...